Цели:
- Знакомство со способом сложения и вычитания с переходом через десяток.
- Закрепление знания состава числа 10.
- Развитие логического мышления, умения сравнивать, анализировать, классифицировать.
- Формирование положительной мотивации через ситуации успеха.
Оборудование: “домик” с кармашками, разрезные цифры, изображение человечка из геометрических фигур, “ключ” для расшифровки слова, примеры на доске, изображение сосулек, счетные палочки, карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент.
У: Заканчивается учебный год, самый первый в вашей жизни. А кто хочет перейти во второй класс? Прекрасно! Тогда вам очень пригодятся знания, которые вы получите именно на сегодняшнем уроке. А что нужно для того, чтобы вы знали и умели еще больше?
Д: Слушать учителя, отвечать на вопросы, выполнять задания, активно работать на уроке.
У: Тогда в путь!
II. Актуализация опорных знаний.
Повторение состава чисел
У: Сегодня на уроке мы с вами пойдем в гости к Математике. Как, по правилам этикета, мы должны сообщить о своем визите?
Д: Позвонить хозяевам.
У: Сегодня мы “позвоним” числу 6.
Дети называют пары чисел, сумма которых равна 6.Учитель записывает получившийся номер. Например:
33-42-51-15-24
Опережающее обучение:
Задания:
- назвать десятичный состав чисел;
- назвать соседей чисел;
- записать числа в порядке увеличения;
Игра “Заселяем дом” №10
Наборное полотно, напоминающее по форме многоэтажный дом, “заселяется” парами чисел, сумма которых равна 10.
III. Открытие детьми новых знаний.
Работа с выражениями, записанными на доске.
7+3+3
6+4+2
8+2+4
У: Что общего в этих выражениях?
Д: Примеры на сложение.
У: Какой ответ получится при выполнении первого действия в каждом примере?
Д: 10
У: Сколько всего прибавили к 7? к 6? к 8?
Д: 6, это тоже общее во всех этих примерах.
У: Как прибавляли 6?
Д: Сначала прибавили 3, затем 3; во втором примере - 4, а затем 2;в третьем – 2, а затем 4 .
У: Почему именно такими способами прибавляли 6?
Д: Чтобы сначала получить 10, а затем прибавит остальное.
Вывод: чтобы решить примеры такого вида, сначала первое слагаемое дополняем до 10, а затем прибавляем оставшееся число.
Примеры на вычитание
16-6-2
18-8-1
11-1-4
У: Что общего в этих примерах?
Д: Примеры на вычитание.
У: Какой ответ получается при выполнении первого действия в каждом примере?
Д: 10
У: Сколько всего вычли из 16?
Д: 8
У: Как вычитали 8? Почему именно таким способом вычли 8?
Д: Сначала вычли 6, чтобы получить10, а затем оставшееся число.
Аналогичная работа ведется остальными примерами из столбика.
IV. Первичное закрепление.
Работа с учебником
Решение подобных примеров в учебнике стр.55 №5. Каждый ученик объясняет, сколько всего прибавили (вычли) в каждом примере и как это выполнялось:
9+1+8 11-1-7 7+3+5 2+8+1 12-2-7 4+6+3
Самостоятельная работа
Дается задание на карточках.
соединить примеры правого столбика с
примерами левого столбика:
|
У: Как решаются примеры такого вида?
Д: При сложении нужно сначала дополнить первое слагаемое до 10, а потом остальное; при вычитании отнимаем столько, чтобы осталось 10, а потом из 10 вычитаем остальное.
V. Физкультминутка.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся, два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Оглянулся и пошел.Раз, два - выше голова.
Три, четыре - руки шире.
Пять, шесть - тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим!
VI. Повторение, закрепление ранее изученного материала и решение нестандартных задач.
У. А что мы будем делать дальше, вы узнаете, решив примеры в тетради на печатной основе на стр.20 №6. ответ каждого примера соответствует букве. Решив правильно примеры, вы получите слово.
13-3-2= | 8+2+5= |
19-9-4= | 4+6+3= |
16-6-3= | 7+3+4= |
“Ключ” к ответу:
15 | 7 | 6 | 14 | 8 | 13 |
А | Д | А | И | З | Ч |
Ответ: ЗАДАЧИ.
Решение задач.
Дети выполняют задание по карточке.
Подчеркните цифры, которые можно
вставить вместо точек. Задача 1 Во дворе играли 8 мальчиков, а девочек на …. меньше. Сколько девочек играли во дворе?
Задача 2 В киоске было … открыток. За день продали 10 открыток. Сколько открыток осталось в киоске?
|
У: Какие цифры вместо точек можно вставить в первой задаче?
Д: 5
У: Когда можно вставить цифру 8?
Д: Когда девочек будет 0, то есть их не будет во дворе.
У: Вставим цифру 0. Какой ответ получим в задаче?
Д: Тогда девочек будет тоже 8, то есть столько же, сколько мальчиков.
Повторение геометрического материала
У. В стране Математика живут математические человечки. Как, по вашему мнению, они выглядят? Я представила его таким ( вывешивается рисунок человечка, составленного из геометрических фигур)
У. Назовите геометрические фигуры, из которых состоит этот человечек? (ответы детей)
Задание: с помощью счетных палочек постройте ломаную, состоящую из 5-ти звеньев.
У. Задание на дом: придумать и нарисовать человечка, состоящего из геометрических фигур (придумать свои варианты).
У: На дворе весна. Какие приметы весны вы знаете?
Д: Сосульки на крышах, снег тает, бегут ручьи и др.
У: В стране Математики тоже весна и также есть сосульки. Они имеют разную длину.
Преобразование величин.
13 см = …мм
20 см = …мм
9 см = …мм
1 дм = …мм
1 дм 6 см = …мм
1 дм 7 см = …мм
VII. Итоги урока.
У. Наше путешествие в страну Математики на сегодня закончено.
- С каким новым способом сложения и вычитания вы познакомились?
- Какие задания вам больше всего понравились?
- Какие задания для вас оказались очень трудными?
- Кто хочет развивать внимательность?
- Кто хочет научиться быстро и правильно вычислять?
- Всему этому мы будем учиться на следующих уроках.