Цель: создание условий для формирования практических навыков, приобретённых по теме “ Изменение агрегатных состояний вещества”
Задачи:
- повторить изученный материал;
- продолжить прививать умения слушать ответы учащихся, навыки самостоятельной и групповой работы;
- развивать познавательный интерес учащихся, учить видеть связь между физикой и окружающей жизнью.
Оборудование: магнитофон, компьютеры, самовар, карточки для групповой работы.
Виды и формы работы: индивидуальная, групповая.
Технологии применяемые на уроке: проблемная, дифференцированная, индивидуальная.
Тип урока. Практикум
Ход урока
Магнитофон.
О сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух:
И опыт, сын ошибок трудных,
И гений, парадоксов друг.
Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме “Изменение агрегатных состояний вещества”. И вы знаете, что мы сегодня будем делать. Мы с вами будем размышлять и думать, не боясь ошибиться.
В одном английском журнале есть слова: “Дорога к знанию? Ну, что же её легко понять. Ответить можно сразу: вы ошибаетесь и ошибаетесь опять, но меньше, меньше, с каждым разом”
С чего начинаются познания? С интереса. С вопросов: “Что, как, зачем и почему”.
Сценка Физик: А ты знаешь, как быстрее вскипятить воду и как правильно заварить чай?
Скептик: Не знаю и не хочу знать.
Физик: Но хорошо известно, что вкус чая зависит от того, правильно ли он заварен?
Скептик: Вот как? Тогда докажи мне это.
И поэтому, садясь сегодня выпить стакан чая, давайте всё обьясним, обьясним все физические явления, которые мы с вами буде наблюдать. А какие физические явления мы будем наблюдать, вы назовете сейчас, прослушав внимательно отрывок из алтайских героических сказаний.
Магнитофон
Обломок черный в тот же миг
В морской залив бездонный пал,
Взметнулся ядовитый вал,
Вскипела желтая вода.
И выкипела без следа.
Богатыри большой страны
Видением удивлены,
Падением изумлены
Прежде чем начать приготовление чая разрешим несколько вопросов, которые возникли у групп .
1 группа. Какие виды теплопередачи учитываются при разработке конструкции самовара?
2 группа. Для чего ручки самовара делают пластмассовыми или деревянными?
3 группа. Надо ли самовар накрыть крышкой, чтобы вода закипела быстрее?
4 группа. При нагревании воды слышен шум исходящий из самовара. Почему он появляется?
Учитель
1) Вода скоро закипит, если во время кипения нагреватель будет работать, то будет ли подниматься температура воды?
2) Если бы мы налили в самовар то же количество воды, но не сырой, а кипяченой, закипела бы она скорее, если условия нагревания воды были бы одинаковые?
Консультант. сырая вода закипит скорее, чем кипяченая, это связано с тем, что она содержит растворенный воздух, который при кипячении из неё удаляется. В кипяченой воде пузырьков воздуха мало и они мелкие, в них давление определяется только давлением пара, испарение с вогнутой поверхности пузырьков затруднено, вероятность поднятия таких пузырьков со дна сосуда мала ( подьем будет только тогда, когда давление насыщенного пара в пузырьке станет равным внешнему давлению на поверхности жидкости, т.е. атмосферному) Поэтому кипяченая вода закипает позже сырой.
Учитель. Самовар закипел и я вижу пар. Но пар – это же газ, а газы невидимы. Что же я вижу?
Прежде чем перейти к чаепитию нужно заварить чай. Хорошо известно, как заметил физик, вкус чая зависит от того правильно ли он заварен. Что значит правильно заварить чай? В каком чайнике металлическом или фарфоровым лучше заварить чай?
Консультант. Металлический чайник обладает большой теплопроводностью, он будет быстро отдавать тепло окружающей среде и вода в нем станет быстро остывать. Фарфоровый чайник медленнее нагревается, но зато хорошо сохраняет тепло. Поэтому его и лучше брать Для того чтобы внутренние стенки имели более высокую температуру в момент заварки, рекомендуется перед засыпкой чая ополоснуть чайник кипятком. Тогда меньше тепла от воды “уйдет” на прогрев.
Пока заваривается чай проведем тест.
1. Может ли вода закипеть при температуре большей или меньшей 100 градусов?
а) может,
б) только при 100 градусах
в) не может
2. Скорость испарения жидкости при повышении температуры остается:
а) неизменной,
б) увеличивается,
в) уменьшается.
3. конвекция может происходить:
а) в жидкостях и газах,
б) твердых телах,
в) жидкостях.
4. Если холодную металлическую ложку опустить в стакан с горячей водой, то внутренняя энергия ложки:
а) увеличится,
б) уменьшится,
в) не изменится
5. Количество теплоты необходимое для нагревания воды вычисляется по формуле:
а) Q=qm,
б) Q=cm(t-t),
в) Q =Lm.
6. Чай наливают в блюдце для того чтобы:
а) замедлить процесс испарения,
б) процесс испарения шел в большем масштабе и быстрее.
Минута психологической разгрузки ( компьютерная презентация чая, приложение1)
1.ЧАЙ
Чай освежает тело, укрепляет дух, смягчает сердце пробуждает мысли, прогоняет леность.
2 .История
В Россию чай привез царский посол, боярский сын Василий Старков в 1638 г. русскому царю Михаилу Федоровичу четыре пуда “диковинного листа” в дар от хана Алтына. Чай сперва начали пить при царском дворе как лекарство.
3. Лечебные свойства чая
С древних времен считалось, что чай обладает лечебными свойствами.
Ученые отмечают, что под воздействием чая увеличивается способность мозга усваивать и перерабатывать получаемые впечатления, повышает внимание и облегчает возникновение идей и ассоциаций.
Под воздействием чая увеличивается приток кислорода к клеткам мозга, усиливается деятельность головного мозга.
4. Но с чаем надо быть осторожным
Никогда не заваривайте вторичную заварку.
Лучше не пить чай с молоком, при охлаждении горячего чая с холодным молоком образуются химические соединения, вредно действующие на организм.
Не пейте чай на ночь- это бодрящее средство.
История
Удовольствие разливать чай за столом хозяйка могла уступить только дочери.
Чай у Лариных в “Евгении Онегине” наливает гостям её дочь Ольга.
Разлитый Ольгиной рукою,
По чашкам тёмною струею
Уже душистый чай бежал,
И сливки мальчик подавал
Работа в группах (решение задач.)
1 группа. Какое количество теплоты потребуется для того, чтобы вода в самоваре вместимостью 3 литра закипела, если начальная температура 20 градусов?
2 группа. Определить массу серебряной ложки, если для изменения температуры от 20 до 40 градусов требуется 250 Дж энергии?
3 группа. Из чайника выкипела вода обьёмом 0, 5 литра, начальная температура которой равна 10 градусов. Какое количество теплоты оказалось излишне затрачено?
4 группа. Какое количество теплоты необходимо, чтобы из льда массой 2 кг, взятого при температуре -10 градусов, получить пар при 100 градусах?
Учитель. Раньше прежде чем разливать чай по стаканам опытная хозяйка, заботясь об их целостности не забывала положить в них ложки, особенно серебряные. Житейский опыт выработал вполне правильный приём. На чем он основан?
Что раньше наливать заварку или кипяток?
У нас есть кипяток, заваренный чай, толстостенные стаканы. Почему используют толстостенные стаканы ?
Консультант. Вы слышали о таком важном свойстве стекла, как термостойкость? Она определяет способность стекла выдержать заданный интервал температур, не разрушаясь, не трескаясь. Термостойкость зависит от ряда физических величин: теплопроводности, толщины стекла, коэффициента его линейного расширения. Чем тоньше стекло и меньше коэффициент его линейного расширения, тем больше термостойкость.
Человек подобен аккумулятору и заряжается он в юности. Заряжайтесь знаниями, отношением к жизни.
Домашнее задание: составить рассказ на тему “Физика у нас дома”
Итог урока
Совершенно непонятно, почему вода течет сверху вниз, а не обратно, так, а не наоборот.
Совершенно непонятно, почему трава растет снизу вверх, а не обратно, так, А не наоборот.
Совершенно непонятно, что такое свет и тень.
В общем, есть над чем подумать, если думать вам не …
Чаепитие - 5 минут.