Цели урока:
- Продолжить знакомство детей со спецификой (логикой) сказочного жанра на материале русской народной сказки. Выяснить, насколько древнего происхождения эта сказка;
- Воспитывать у учащихся уважение к культуре русского народа и навыки взаимоотношений человека и природы;
- Развивать речь, творческие способности и познавательные интересы учащихся.
Ход урока
I. Решение кроссворда.
Я предлагаю начать наш урок с решения кроссворда. Для этого вам необходимо будет вспомнить литературные термины. Правильно разгадав кроссворд, вы узнаете жанр литературного произведения, с которым предстоит работать сегодня на уроке.
- “Лес, точно терем расписной....” Назовите литературный прием.
- Нарастание числа героев или повторяемость однотипных действий.
- Изречение перед началом произведения, настраивающее на него или выражающее его идею.
- Не сам предмет, а его след в душе.
- Противопоставление.
- Перенос свойств одного предмета на другой.
Итак, сегодня на уроке мы будем работать с жанром “сказка”.
? – Вспомните, какова задача жанра “сказка”?
Задача жанра сказка. Рассказать о характерах, поступках, чувствах, мыслях героев и оценить их.
Эпиграф урока (на доске). Сказка красна складом.
- Объясните логическую связь и смысл этой поговорки.
- А теперь определите задачу урока.
Задачи урока.
1. определить сказочную логику
2. выяснить происхождение сказки
II. Определение названия сказки и проверка домашнего задания.
– Сегодня мы знакомимся с русской народной сказкой, название которой вы сможете сказать, отгадав загадки, составленные дома, (дети читают загадки собственного сочинения о морозе, солнце и ветре).
? – Какие типы сказок вам известны?
? – Чем они отличаются друг от друга?
Волшебная сказка - вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.
Сказка о животных - высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому и обиженному.
Бытовые сказки - высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.
III. Работа по содержанию сказки.
? - Вам предстоит сейчас определить, к какому типу сказок относится та, с которой будем сегодня работать.
1. Чтение сказки учителем.
? – Понравилась вам сказка? А герои?
? – Кто уже смог определить тип этой сказки?
? – Это сказка волшебная? А может о животных? Значит это бытовая сказка?
– Назовите задачу бытовой сказки. (Высмеять плохие черты характера, выразить радостное удивление умом и находчивостью.)
? - Как выполнена эта задача в данной сказке?
? - Понравился ли вам выбор старика? Чем?
(свяжите свой ответ с теми знаниями, которые вы получили на уроках окружающего мира)
? - Какими изображены в сказке Солнце, Мороз, Ветер? Доказать текстом.
2. Определение сказочной логики.
? – Почему это произведение относится к жанру сказка?
- сказочная дорога
- сказочное число 3
- беседа человека с природными силами
3. Выяснение происхождение сказки.
? - Как вы думаете, это сказка древняя или современная?
(Древняя, потому что природные силы изображены в виде живых существ (прием олицетворения), старик относится к ним с уважением.)
– Прочитайте “следственные” данные на стр.87.
? – Какой вывод о происхождении сказки можно сделать?
Вывод. Сказка сохраняет следы древнего происхождения (природные явления одушевлены), но родилась уже в тот период, когда не было полной зависимости человека от природы.
Итог урока. - Как вы считаете, мы выполнили задачу урока? - Какое открытие вы сделали для себя?
Домашнее задание.
1. Пересказать сказку от лица РГ (мы).
2. Сочинить новую сказку, по мотивам данной сказки, учитывая, что старик живет в наше время.
IV. Приглашение в театр.
? - Каким искусством мы сейчас занимались? (литература)
? - А чем литература отличается от театра? (работа со схемами)
– А сейчас я приглашаю вас в театр. Пусть то, что вы там увидите, будет подарком за прекрасную работу на уроке.
(инсценировка сказки)