Развивающий урок литературного чтения в системе Л.В. Занкова "Проявление сказочной логики в народной сказке "Мороз, Солнце и Ветер"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Продолжить знакомство детей со спецификой (логикой) сказочного жанра на материале русской народной сказки. Выяснить, насколько древнего происхождения эта сказка;
  2. Воспитывать у учащихся уважение к культуре русского народа и навыки взаимоотношений человека и природы;
  3. Развивать речь, творческие способности и познавательные интересы учащихся.

Ход урока

I. Решение кроссворда.

Я предлагаю начать наш урок с решения кроссворда. Для этого вам необходимо будет вспомнить литературные термины. Правильно разгадав кроссворд, вы узнаете жанр литературного произведения, с которым предстоит работать сегодня на уроке.

  1. “Лес, точно терем расписной....” Назовите литературный прием.
  2. Нарастание числа героев или повторяемость однотипных действий.
  3. Изречение перед началом произведения, настраивающее на него или выражающее его идею.
  4. Не сам предмет, а его след в душе.
  5. Противопоставление.
  6. Перенос свойств одного предмета на другой.

Итак, сегодня на уроке мы будем работать с жанром “сказка”.

? – Вспомните, какова задача жанра “сказка”?

Задача жанра сказка. Рассказать о характерах, поступках, чувствах, мыслях героев и оценить их.

Эпиграф урока (на доске). Сказка красна складом.

- Объясните логическую связь и смысл этой поговорки.

- А теперь определите задачу урока.

Задачи урока.

1. определить сказочную логику

2. выяснить происхождение сказки

II. Определение названия сказки и проверка домашнего задания.

– Сегодня мы знакомимся с русской народной сказкой, название которой вы сможете сказать, отгадав загадки, составленные дома, (дети читают загадки собственного сочинения о морозе, солнце и ветре).

? – Какие типы сказок вам известны?

? – Чем они отличаются друг от друга?

Волшебная сказка - вызвать восхищение добрым героем и осудить злодея, выразить уверенность в торжестве добра.

Сказка о животных - высмеять плохие черты характера, поступки, вызвать сострадание к слабому и обиженному.

Бытовые сказки - высмеять плохие черты характера человека, выразить радостное удивление умом и находчивостью.

III. Работа по содержанию сказки.

? - Вам предстоит сейчас определить, к какому типу сказок относится та, с которой будем сегодня работать.

1. Чтение сказки учителем.

? – Понравилась вам сказка? А герои?

? – Кто уже смог определить тип этой сказки?

? – Это сказка волшебная? А может о животных? Значит это бытовая сказка?

– Назовите задачу бытовой сказки. (Высмеять плохие черты характера, выразить радостное удивление умом и находчивостью.)

? - Как выполнена эта задача в данной сказке?

? - Понравился ли вам выбор старика? Чем?

(свяжите свой ответ с теми знаниями, которые вы получили на уроках окружающего мира)

? - Какими изображены в сказке Солнце, Мороз, Ветер? Доказать текстом.

2. Определение сказочной логики.

? – Почему это произведение относится к жанру сказка?

- сказочная дорога

- сказочное число 3

- беседа человека с природными силами

3. Выяснение происхождение сказки.

? - Как вы думаете, это сказка древняя или современная?

(Древняя, потому что природные силы изображены в виде живых существ (прием олицетворения), старик относится к ним с уважением.)

– Прочитайте “следственные” данные на стр.87.

? – Какой вывод о происхождении сказки можно сделать?

Вывод. Сказка сохраняет следы древнего происхождения (природные явления одушевлены), но родилась уже в тот период, когда не было полной зависимости человека от природы.

Итог урока. - Как вы считаете, мы выполнили задачу урока? - Какое открытие вы сделали для себя?

Домашнее задание.

1. Пересказать сказку от лица РГ (мы).

2. Сочинить новую сказку, по мотивам данной сказки, учитывая, что старик живет в наше время.

IV. Приглашение в театр.

? - Каким искусством мы сейчас занимались? (литература)

? - А чем литература отличается от театра? (работа со схемами)

– А сейчас я приглашаю вас в театр. Пусть то, что вы там увидите, будет подарком за прекрасную работу на уроке.

(инсценировка сказки)