Цели:
- Закрепить известные учащимся письменные случаи сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
- Развивать гибкость мышления, познавательный интерес, творческие способности.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающей среде, самостоятельность.
ПЛАН УРОКА
- Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока
- Игра “Внимание”
- Интеллектуальная разминка
- Закрепление изученного. Решение примеров
- Физкультминутка
- Решение задач
- Итог урока
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
У.: Ребята, каким бы вы хотели видеть урок математики?
Д.: Интересным, познавательным.
У.: Я постараюсь, чтобы этот урок для вас был интересным и познавательным; чтобы каждый из вас добился успеха на уроке; чтобы ваши знания по математике стали еще крепче.
II. Сообщение темы и цели урока.
У.: Поэтому сегодня на уроке я предлагаю продолжить совершенствовать свои знания по этому предмету, закрепить известные случаи сложения двузначных чисел с переходом через разряд.
Ребята, а что от вас требуется, чтобы урок прошел успешно?
Д.: Нужно слушать учителя, быть внимательными.
У.: Совершенно верно. Поэтому начнем нашу работу с игры “Внимание”.
III. Игра “Внимание”
Учитель показывает геометрические фигуры в течение нескольких секунд, а потом компьютер убирает фигуры. Учащиеся выкладывают на парте геометрические фигуры. (Рисунок1)
IV. Интеллектуальная разминка.
У.: А сейчас мы проведем интеллектуальную разминку. Помогут нам в этом числа, записанные на геометрических фигурах.
Математический диктант
(Учащиеся называют ответы, а учитель с помощью компьютера показывает правильные ответы)
- Назовите число, которое состоит из 2 дес. и 4 ед. (24)
- Назовите число, которое состоит из 2 дес. и 9 ед. (29)
- Назовите число, последующее для числа 29 (30)
- Назовите число, в котором количество десятков на 1 больше количества единиц (65)
- Найдите сумму чисел в кругах (59)
- Найдите разность чисел в четырехугольниках (45)
- Найдите лишнюю фигуру по размеру и уменьшите число в ней на 20 (9)
- Выполните операцию сложения с числами, записанными в треугольниках (34)
- Выполните операцию вычитания с числами, записанными в треугольниках (14)
У.: Посмотрите внимательно на тот ряд чисел, который у нас получился:
24 29 30 65 59 45 9 34 14 е д б ь д е п в м
У.: Сейчас мы поработаем с этим рядом чисел, а в это время на доске выполнят индивидуальное задание двое учащихся (решение примеров с составлением картинок).
Двое учащихся выходят к доске.
У.: А вы, ребята, попробуйте самостоятельно к любому числу из ряда чисел составить задание (ответы учащихся).
У.: Назовите общее свойство, объединяющее все ответы.
Д.: Все числа натуральные.
У.: Найдите среди этих чисел “лишнее” число и объясните свой выбор.
Д.: 9, т. к. оно однозначное.
У.: Кто еще заметил число, отличное от всех остальных?
Д.: 30, т. к. оно круглое.
У.: Сегодня на уроке мы не только будем работать с двузначными числами, но и узнаем много нового о животном, название которого мы сможем расшифровать, если расположим оставшиеся числа в порядке возрастания.
14 | 24 | 29 | 34 | 45 | 59 | 65 |
М | Е | Д | В | Е | Д | Ь |
У.: Бурый медведь - это крупный хищный зверь. Числа, которые оказались “лишними”, подскажут нам дополнительные сведения об этом животном.
Бурый медведь - не единственный вид медведя. Есть еще белый медведь.
(учитель обращает внимание на учащихся, которые работали индивидуально у доски)
Саша работал индивидуально, решал примеры, и т. к. у него получилась картинка белого медведя, можно сделать вывод, что он все примеры сделал верно. (Рисунок 2)
Число 30 - это количество лет, которое может прожить белый медведь. Но кроме белого медведя есть еще и другие виды медведей. И один из них - это панда. Изображение панды получилось у учащегося, который работал самостоятельно (выкладывал изображение медведя, решая примеры). А всего медведей на Земле 9 видов. (Рисунок 3)
Если вы хотите поподробнее узнать о панде, давайте решим примеры на сложение двузначных чисел.
V. Закрепление изученного. Решение примеров.
26+15
36+15
46+15
56+15
66+15
У.: Найдите закономерность в этих примерах. Составьте еще один пример. Соотнесите ответы с буквами и расшифруйте слово (бамбук)
51 | 41 | 91 | 61 | 81 | 71 |
А | Б | К | М | У | Б |
У.: Панда питается побегами бамбука, поэтому этого зверя еще прозвали бамбуковым медведем. Большая панда или бамбуковый медведь является символом Всемирного фонда дикой природы. Большая панда находится под угрозой исчезновения и строго охраняется законом.
VI. Физкультминутка.
Ритмический счет через 3.
VII. Решение задачи.
У.: Что же касается нашего бурого мишки, то он очень любит мед.
В одном улье 18 кг меда, а в другом на 14 кг больше.
У.: Можно ли запись на доске назвать задачей?
Д.: Нет.
У.: Почему?
Д.: Нет вопроса.
У.: Выберите вопрос, который можно поставить к этому условию, чтобы получилась задача.
Сколько килограммов меда во втором улье? Сколько килограммов меда в первом улье? Сколько стоит мед?
У.: Решите задачу
(самостоятельная работа учащихся)
У.: Измените, вопрос задачи так, чтобы она решалась в два действия, (ответы детей)
У.: Решите ту из предложенных задач, с которой вы уверены, что справитесь.
VIII. Работа с геометрическим материалом
У.: Ребята, обратите внимание на рисунок мишки, который составлен из геометрических фигур. Какие знакомые геометрические фигуры вы видите? Сколько четырехугольников на рисунке?
Сколько из них прямоугольников?
Какую фигуру мы называем прямоугольником? (Рисунок 5)
IX. Итог урока.
У.: Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие задания для вас оказались очень трудными?
- Кто хочет развивать внимательность на уроке?
- Кто хочет развивать каллиграфию?
Всему этому мы будем учиться на следующих уроках.