Урок окружающего мира в 1-м классе "Человек - существо разумное"

Разделы: Начальная школа


Программа: “Школа-2100”.

Цель: организация изучения нового материала с использованием информационных носителей.

Педагогические технологии: информационные технологии.

Задачи:

  • образовательные: выявление признаков, отличающих и объединяющих данный объект (человека) от более общей группы объектов (животных);
  • развивающие: развитие речи, мышления, воображения, зрительного и слухового восприятия; воспитательные: воспитание человеческих качеств – доброты, сострадания, стремления к прекрасному;
  • социальные: осознание особой роли человека в сохранении планеты Земля.

Оборудование: слайды к основным этапам урока (мультимедийное сопровождение), комплект мультимедиа.

Ход урока

1. Актуализация субъективного опыта учащихся.

- Посмотрите внимательно на экран. Что лишнее? (Камень, река, солнце).

- Почему? (Камень – неживая природа, все остальное – живая природа).

- Докажите, что это живая природа. (Все они дышат, питаются, размножаются).

- Откуда берут они все необходимое для жизни: воздух, пищу, воду. (Из природы).

- Можно ли сказать, что живые организмы – это часть природы. (Да, это часть природы).

2. Изучение нового материала.

- А человек – часть природы? (Да).

- Докажите, что человек – часть природы. Что необходимо человеку для жизни? (Воздух, вода, пища).

- Откуда все это берет человек? (Воздух из атмосферы. Водуиз водоемов. Пища – это растения и животные. Солнце дает свет и тепло).

- Итак, человек – часть природы? (Да).

Вывод: Человек – часть природы. Все необходимое для жизни он берет из природы. (Рисунок 1).

- Обратимся к нашему первому слайду.

- На какие группы можно разбить эти живые организмы? (Растения, животные, грибы).

- Давайте сравним растения, животные, грибы. (Рисунок 2).

- Сравним живые организмы по окрасу. Какого цвета обычно, бывают растения, животные, грибы? (Растения – обычно зеленого цвета, животные – разного окраса, грибы – разного цвета).

- Как питаются живые организмы? Что нужно растениям для жизни? (Почва, вода, солнечный свет).

- Как питаются животные? (Питаются готовой пищей: растениями, животными, грибами, не создают питательные вещества).

- Как питаются грибы? (Они питаются готовыми питательными веществами).

- Все ли эти живые организмы подвижны? (Растения – неподвижны, они могут только поворачиваться к солнцу, животные – подвижны. Они бегают, прыгают, плавают, летают. Грибы – неподвижны).

- Все ли эти организмы размножаются? (Да, они все размножаются).

- К какой группе живых существ можно отнести человека? (К группе животных).

- Так человек – животное? Считаете ли вы себя животным? На какого животного вы похожи?

- На какие вопросы на уроке мы с вами постараемся сегодня ответить? (Кто такой человек? Какова его роль на Земле?)

- Сравним человека с животными. (Рисунок 3).

- Сравним животных и человека по окрасу. Что вы можете сказать? (Животные разного окраса, а у людей разный цвет кожи).

- Посмотрим на экран. Животные имеют не только разный окрас, но и строение, покров тела (шкуры, перья, чешуя, гладкокожие). А у людей цвет кожи разный, но строение организма одинаковое у всех (с темной кожей, белой кожей и т.д.).

- Как питаются животные и человек? (Животные питаются готовой пищей: растениями, животными, грибами. Человек тоже питается готовой пищей: растениями, животными, грибами, но животные употребляют пищу в сыром виде, а человеку пищу необходимо приготовить: мясо сварить, пожарить, овощи вымыть…)

- Рассмотрим движение животных и человека. Человек умеет двигаться также как животное? (Человек умеет бегать, прыгать, плавать, а животное умеет еще и летать. И все движения делает лучше, чем человек. Но у человека движения организованные, он умеет танцевать, играть в спортивные игры).

- Мы говорили, что все живые организмы размножаются, а человек? (Да).

Физминутка. Сейчас мы с вами подвигаемся (стихотворение Ю.Мориц “Попрыгать, поиграть”).

- Чем еще человек отличается от животного? (Жилищем, у животных – норы, берлоги, гнезда, а человек пытается свое жилище украсить, сделать удобным. Общением, хотя животные тоже общаются на своем языке и выражают разные эмоции (злость, радость, печаль), общение человека отличается. Человек более эмоционален, он владеет речью.)

- Так в чем же главное отличие человека от животного? (Как вы общаетесь?) (В речи: человек выражает сочувствие, любовь, ласку, поддержку, делится своими впечатлениями по телефону, Интернету, телевидению, читает газеты … В мышлении: человек умеет говорить, и поэтому он умеет думать).

Вывод: Главное отличие человека от животного – в разуме и мышлении.

- Человек создал множество музыкальных произведений, которыми мы наслаждаемся, мы говорили, что человек не умеет хорошо плавать, быстро бегать и летать, но он, благодаря своему разуму создал машины, которые помогают ему в этом (корабли, самолеты, ракеты). Благодаря мышлению, человек преображает мир вокруг себя (курорты), но учиться всему он начинает с самого детства.

- Так кто же такой человек? (Если он имеет разум).

Вывод: Человек - существо разумное.

- Учиться всему человек начинает с самого детства, знания его разносторонние, он участвует в конкурсах, танцует, рассказывает стихи, мудрые учителя передают знания нашего мира детям в школе. Школа – это храм науки! (Так написано на фасаде нашей школы). И выпускники школ нашего города благодаря своим знаниям, делают наш город удобным, красивым.

- Мы выяснили, что Человек – часть природы, и пользуется ее дарами в своей жизни. Но, чтобы сохранить все то, что есть в природе, нужно разумно использовать природные богатства.

- Что значит бережно относиться к природе?

- Посмотрите на иллюстрации в учебнике, выберите поступки разумного человека.

- Какие поступки достойны человека?

3. Подведение итогов урока.

- Что же мы узнали о человеке? (Человек – это часть природы, существо разумное. Он отвечает за все живое на земле). (Рисунок 4).

- Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока?

- Как вы думаете, какова была тема нашего урока? (Человек – существо разумное).

- Послушайте стихотворение.

Берегите Землю! Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю! Берегите
Чудо песен городов и весен,
Мрак глубин и волю поднебесья,
Нежности беспомощное пенье
И любви железное терпенье.
Берегите молодые всходы
На зеленом празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу
И в бессмертье верящую душу,
Всех судеб связующие нити.
Берегите Землю! Берегите.
Времени крутые повороты,
Радость вдохновенья и работы,
Древнего родства живые свойства,
Откровения земли и неба,
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите доброту и жалость,
Чтоб она за слабого сражалась.
Берегите будущего ради
Это слово из моей тетради.
Все дарю! Все доброе приемлю,
Только берегите Землю!

М. Дедун “Берегите Землю”

4. Рефлексия.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какой вывод для себя вы сегодня сделали?