Цели урока:
- Дать учащимся представление о проценте, учиться писать и читать “%”, решать простейшие задачи, в которых требуется найти 1 %.
- Тренировать навыки решения текстовых задач, составных уравнений.
- Развивать познавательный интерес, речь, мышление.
Учебник “Математика. 4-й класс” (Л.Г.Петерсон “С-инфо”, “Баласс” 2001 год.)
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель.
Однажды Винни-Пух с Кристофером Робином собрались на день рождение к Пятачку.
Винни-Пух как всегда пел свою любимую Шумелку:
Если я чешу в затылке,
Не беда!
В голове моей опилки.
Да! Да! Да!
Хорошо быть медведем!
Хорошо быть медведем, ура!
Побежу…
(Нет, победю!)
Победю я и жару и мороз,
Лишь бы медом был вымазан нос!
- А давай приготовим Пятачку в подарок слоеный математический пирог! – Предложил Кристофер Робин.
- Мате-мати-ческий? – Удивился Винни-Пух.
- Как это “математический пирог”? – не понял он.
- Ну, это такая штука, когда вместо сахара да сметаны, в тесто задачки да примеры кладут, - терпеливо объяснял Кристофер Робин.
- Вот здорово! – Радостно воскликнул Винни-Пух. – Задачки и примеры я люблю решать!
И Пятачок тоже очень любит!
Только мы не умеем. – Мы же еще маленькие.
Ой! – вдруг испугался Винни–Пух.
- Значит, у нас не получится мате–мати–ческий пирог?
- Глупенький мой мишка! – успокоил Пуха Кристофер Робин. – Мы же не одни его готовить будем, а вместе с ребятами. Они, знаешь, какие умные! Учатся в школе и уже столько всего знают и умеют.
Они то нам и помогут.
Винни–Пух так обрадовался, что даже запел еще одну свою Шумелку.
Ура!
Пирог для Пятачка
Помогут нам испечь.
И Винни-Пух ужасно рад!
Да, Винни-Пух ужасно рад,
Решить примеры трудные,
Решить задачки трудные,
С помощью ребят!
Ну что, ребята, поможем Кристоферу Робину и Винни-Пуху приготовить для Пятачка слоеный пирог?
2. Постановка учебной задачи.
Чтобы приготовить пирог для Пятачка нам нужно будет:
- повторить доли;
- решить задачи и уравнения;
- познакомиться с новым материалом.
На доске закреплены карточки-“начинки” для пирога.
С лицевой стороны написано “сладкое” слово. Шоколадная, мармеладная, медовая, карамельная, фруктовая.
На обороте дано математическое задание.
Дети выбирают “сладкую начинку” и выполняют задание.
По мере выполнения заданий учитель закрепляет на доске изображение пирога.
3. Актуализация знаний.
слой “ ШОКОЛАДНЫЙ”
1. Решите задачи(устно):
а) В классе 36 человек. 1/9 часть класса за контрольную работу получила оценку “5”. Сколько учеников получили оценку “5”?
36 : 9 = 4
б) В классе 36 человек. 1/3 часть класса мальчики. Сколько мальчиков в классе?
36 : 3 =12
в) В классе 36 человек. 1/4 часть из них занимается танцами. Сколько человек занимаются танцами?
36 : 4 = 9
г) В классе 36 человек. 1/2 часть из них занимается спортом. Сколько человек занимается спортом?
36 : 2 = 18
- Как найти долю числа? (Число разделить на количество долей)
2. Сравни:
1/10 и 1/100;
1/100 и 1/1000;
1/1000 и 1/10;
1/100 и 1/10 000
2. Индивидуальные задания.
1. Три ученика выполняют на доске.
Реши уравнения:
3 х Х – 7 800 = 1200
(У + 2 958) : 57 = 139
38 007 : ( 5000 – В ) = 9
Варианты ответов:
а) 777
б) 7690
в) 4965
г) 3 000
2. Трое учеников выполняют задание по перфокарте
“Табличное умножение и деление”
4. Постановка проблемы.
слой “ МАРМЕЛАДНЫЙ”
Решите задачи:
В библиотеке 6000 книг про животных . Маша прочитала 1/100 всех книг. Сколько книг прочитала Маша?
6000 : 100 = 60
В библиотеке 6000 книг про животных. Сережа прочитал 1% всех этих книг. Сколько книг прочитал Сережа?
Учащиеся затрудняются ответить на этот вопрос.
Цель урока – узнать, какую часть величины или числа называют процентом и научиться решать задачи на нахождение одного процента.
Тема урока – “Проценты”.
5. Открытие детьми нового знания.
слой “КАРАМЕЛЬНЫЙ”
- Для решения практических задач часто используют десятые, сотые и тысячные доли.
Но тысячные доли слишком маленькие, а десятые большие. Поэтому используют сотые доли. из-за их распространенности эти доли получили название – проценты. Это латинское слово обозначает – “сотая”. Особое обозначение – 1/100 = 1%.
Слово процент произошло от итальянского слова “сто”.
- Как можно найти 1%? (Выслушивается мнение детей)
- Прочитайте статью в учебнике с. 73.
- К какому выводу пришли? (1% - это 1/100 часть. )
- Что надо сделать, чтобы найти 1/100? (Разделить на 100.)
- А 1% ? ( Разделить на 100.)
- Ответим на вопрос задачи.
Сколько книг прочитал Сережа?
6000 :100 =60
- Какой вывод по решению задач можно сделать?
(Маша и Сережа прочитали одинаковое количество книг.)
- Почему?
(Потому что 1/100 = 1 %)
6. Физминутка.
слой “ФРУКТОВЫЙ”
7. Первичное закрепление.
слой “ МЕДОВЫЙ”
Упр.2, с.73 –коллективно.
Найти 1 % от:
а) 500 г;
б) 8000 км;
в) 42 000 р;
г) 7 300 л;
д) 1 т;
е) 3 ц.
2. Упр.4 с.73 – самостоятельно с самопроверкой.
Найди 1% от чисел:
600, 8 500, 90 000, 720 000, 1 000 000.
3. Упр.№3 а) – устно.
100% -5 000 р.
1 % - ?
5 000 : 100 = 50 р.
8. Повторение.
слой “ МАКОВЫЙ”
С.74 №5 Задача.
От дыни массой 2 кг 400 г Ване отрезали 1/5 дыни и Маше отрезали 1/6 дыни.
Чему равна масса каждого отрезанного от куска?
Сколько граммов дыни еще осталось?
Что еще можно узнать в задаче?
- 2400 : 5 = 480(г) В.
- 2400 : 6 = 400(г) М.
- 2 400 – (480 + 400) =1520 (г)
- 480 – 400 = на 80(г) у М. меньше.
Ответ:………
9. Подведение итогов урока.
- Чему учились на уроке? (Находить 1%)
- Что называют процентом? (Одну сотую часть числа.)
- Как найти 1 %? (Разделить на 100)
- Кто испытывал затруднения в новой теме? В решении задач?
- Кто работал хорошо? Как вы оцениваете свою работу?
- Наш урок подошел к концу.
- Мы помогли Кристоферу Робину и Винни-Пуху приготовить для Пятачка математический пирог.
10. Домашнее задание.
- Я предлагаю вам дома приготовить украшение для нашего пирога.
Для этого вы должны выполнить задание.
с.74 № 9, по выбору №10 или 11. Придумать задачу на нахождение 1%.
Литература:
- Математика 4 кл. 1 часть Л.Г. Петерсон
- Поурочные разработки по математике 4 кл. Л.И. Семакина, Я.Ш. Гараева