Учебный проект "Три кита экономики"

Разделы: Начальная школа, Экономика


Цель проекта: формировать практические знания по теме «Экономика», навыки работы в команде и работы с информацией.

Задачи:

  1. научить пользоваться программами Microsoft PowerPoint и Publisher;
  2. кратко излагать свои мысли устно и письменно;
  3. развивать коммуникативные способности учащихся;
  4. воспитывать уважение к людям труда.

Особое внимание мне хотелось уделить роли труда в жизни человека, знакомству с предприятиями города и профессиями родителей, значению природных богатств для экономики.

Сроки проведения: 3 недели.

Работа велась по следующим этапам:

1 этап. Выбор темы.

2 этап. Деление класса на группы по 7-8 человек. (1 урок вводный, 10 мин.)

3 этап. Постановка проблемного вопроса (1 урок вводный, 10 мин.)

4 этап. Распределение и организация работы внутри групп по листу самостоятельной деятельности учащихся (1 урок вводный, 10 мин.)

5 этап. Алгоритм работы каждой группы в течение 1 недели:

  1. поиск материала,
  2. социологический опрос,
  3. интервьюирование,
  4. анализ материала,
  5. оформление выводов.

6 этап. Представление результатов (2 урок, 40 мин.)

7 этап. Рефлексия. (2 урок, 5 мин.)

Описание проекта.

Весь класс был разделён на 3 группы: журналисты, экскурсоводы, экологи. Перед ними поставлен основополагающий вопрос: «Что требуется для производства товаров и услуг?» Для ответа на вопрос каждая группа занималась исследованием определённой темы:

Журналисты - «Значение труда для человека. Важность и нужность профессий»;

Экскурсоводы«Вклад предприятий в экономику нашего города»;

Экологи«Значение природных богатств для экономики».

Результатами работы детей стали:

  1. буклет «Что значит для человека труд?»(Приложение 2);
  2. журнал «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны»;
  3. Мультимедийная презентация о предприятиях нашего города(Приложение 1);
  4. Плакаты по охране труда.

В конце урока дети с помощью шкалы самооценки отметили уровень своей деятельности.

Отметки стояли либо на уровне выше среднего, либо на высоком уровне. Это и было рефлексией урока.

Урок 2. Представление результатов.

I. Вступительное слово учителя.(Сопровождается презентацией, см.Приложение 3)

- В далёком прошлом люди не знали, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и покоится на трёх китах.

Сейчас, конечно, никто так не думает. Но осталось образное выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего–то.

Основа жизни – три кита -
Об этом помните всегда.
А в экономике основа-
Три важных и полезных слова:
Природные богатства, капитал и труд.
Всю сущность этой темы увидеть можно тут.

II. Выступление групп.

Группа «Журналисты». Лидер Швед Роман.

- Группа журналистов работала над проблемой: «Значение труда для человека». Социологический опрос показал, что наши родители – это врачи, продавцы, частные предприниматели, строители, электромонтёры, медсёстры, лесопильщики, шофёры.

А дети нашего класса хотят стать художниками, воспитателями, продавцами, учителями, офицерами, актёрами, строителями, спортсменами, юристами.

Результат нашей работы буклет и журнал. ( См. приложение 2)

(берёт буклет) - Что для человека значит труд?

Труд в жизни человека играет огромную роль и существует много разных определений. Одно из них вы видите в буклете.

- Мы выяснили, что труд бывает физический и умственный.

- Профессий очень много. Любому человеку для успешной карьеры надо иметь хорошее здоровье, получить достойное образование и с любовью относиться к своей работе.

- И поэтому учащимся мы говорим: «Каков мастер, такова и работа» а для этого:

1. Берегите своё здоровье.
2. Добросовестно учитесь в школе.
3. Помните, что всякой вещи своё место.
4. Помогайте родителям.

- В нашей жизни есть с кого брать пример. Это наши родители. О них мы рассказали в буклете.

- Ещё наша группа приготовила журнал под названием: «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны» Здесь вы найдёте сочинения о родителях, игры, загадки, пословицы.

- Одну страничку журнала мы оживим.

Живая страничка.

Действующие лица: папа, мама, дочка.

Дочь: Это моя мама. Она продавец – кассир в отделе продовольственных товаров. Она работает в магазине уже 8 лет.

- Мама, скажи, а твоя работа интересная?

Мама: - Конечно, к нам приходят разные покупатели. К каждому надо найти свой подход, сказать приветливое слово. Сделать так, чтобы покупатель остался доволен обслуживанием.

Дочка: - Мама, моя подружка говорит, что у её мамы творческая работа. А у тебя какая?

Мама: Творческая. Продавцу нужно уметь красиво оформить ценники на товар, привлекательно его выложить.

Дочка: - Вот это да! А я думала, что это делают специальные люди.

Пойду теперь к папе. Мой папа – шофёр – дальнобойщик.

- Папа, оказывается у нашей мамы интересная работа. А у тебя?

Папа: - Даже очень интересная. Ведь я где только не побывал. Изъездил много дорог, повидал немало городов и республик от севера до юга.

Дочка: - А я думаю, откуда ты знаешь так много интересных историй о разных людях и их обычаях.

- Папа, наверное, твоя работа совсем лёгкая? Едешь себе, смотришь вокруг.

Папа: - Что ты, дочь. Моя работа не только интересная, но и опасная, потому что на дорогах случаются аварии, особенно зимой, когда гололёд.

Дочка: - Папа, но ты ведь за рулём более 10 лет, значит, ты опытный водитель.

Папа: -Да, я стараюсь быть осторожным и соблюдать правила дорожного движения.

Дочка: - Оказывается, у моих родителей интересная работа, хоть и сложная. А я мечтаю быть юристом – адвокатом. Хочу знать законы нашего государства, защищать права людей. Я хочу быть известным человеком, хочу, чтобы мама и папа гордились мной. И для достижения своей мечты я стараюсь хорошо учиться в школе и участвовать в разных мероприятиях.

Знают мамы, знают дети,
Знают взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь.
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки без труда
Не годятся никуда.

Вывод группы: Для производства товаров и услуг необходимо получить профессию.

Группа «Экскурсоводы». Лидер Шелепова Римма.

(Выступление сопровождается презентацией. «Влияние предприятий города на экономику Шарьи» Приложение 1)

  • Наша группа экскурсоводов работала над проблемой «Влияние предприятий города на экономику Шарьи». Мы должны были выяснить, что такое «капитал», что является капиталом нашего города и как предприятия влияют на экономику нашего города.
  • Для этого мы провели социологический опрос учащихся и анкетирование, чтобы выяснить, о каких предприятиях Шарьи они знают, о каких хотели бы узнать. Провели интервью с работниками некоторых предприятий, чтобы узнать подробнее, как работает предприятие. Нашли фотографии с изображением этих предприятий.

  • Мы рассмотрели несколько вариантов определений, что такое капитал. Больше всех нам понравилось такое: (обращает внимание на слайд).

  • В нашем городе существует много различных предприятий, о которых мы готовы вам рассказать.

Петрова Ульяна:

Почта.

- В нашем городе Шарья, как и во всех городах России, есть почтовое отделение связи. Оно обеспечивает быструю пересылку почты, что помогает предприятиям и жителям нашего города получить нужную информацию быстро и в срок. На почте работают операторы почтовой связи и почтальоны. Почтальоны осуществляют доставку газет и журналов по подписке, писем, извещений на заказные письма, посылки и бандероли. Почтальоны доставляют на дом пенсию и оформляют подписку на газеты и журналы пенсионерам.

Оператор почтовой связи осуществляет приём и выдачу денежных переводов, писем, ценных бандеролей и посылок, приём коммунальных платежей. Также оператор производит выемку писем, которые ежедневно отправляются на почтамт в отдел сортировки по адресам. В почтовом отделении посёлка Ветлужский работают 11 почтальонов и 3 оператора связи, начальник и его заместитель. Наше почтовое отделение находится по улице Садовая. Всё о работе почтового отделения мне рассказала и показала заместитель начальника Баранова Елена Анатольевна.

Анна Лисовенко:

Частные предприниматели.

- Частные предприниматели поддерживают экономику государства тем, что платят налоги в федеральный бюджет. Также они платят подоходный налог. Эти деньги расходуют на нужды нашего города. Предприниматели предоставляют рабочие места, чем тоже поддерживают экономику. Это сокращает численность безработных. Частные предприниматели, в основном, оказывают потребительские услуги. Например, моя бабушка занимается этим с 1995 года. У неё работают 6 человек. Она содержит 2 магазина. Занимается доставкой продуктов питания населению. Но последнее время частное предпринимательство уступает дорогу оптовой торговле.

Иванов Дмитрий:

ООО «Шарьинский ДОК»

- Предприятие «Шарьинский ДОК» и «ЛПК» (Лесопромышленный комплекс) занимаются заготовкой и деревообработкой древесины. Оно велико по своему масштабу и значению. На предприятии есть цеха: РСУ (разделочно-сортировочный узел). Там древесину сортируют по сортам и видам, например, ёлка, сосна, пихта, береза. Основные цеха: Лесоцех и ДОЦ

(Деревообрабатывающий цех). Здесь на новом германском оборудовании делают обшиву, полы. Цех «Харда» занимается выпуском столярных изделий, таких как оконные блоки всех размеров, дверные блоки. Там работает моя мама.

Мукомольный цех выпускает древесную муку, которую используют в оборонной промышленности. Цех «Линии Сращивания» выпускает полы и обшиву из маленьких досочек, путём склеивания.

В производстве задействованы люди разных профессий: крановщик, станочник – распиловщик, слесарь, электрик, упаковщик, инструментальщик, оператор, учетчик и другие.

Это предприятие значительно влияет на экономику нашего города, так как заготавливает и обрабатывает древесину, имеет сырьё для продажи. Люди имеют много рабочих мест. В городской бюджет постоянно идёт отчисление налогов.

Пресникова Елизавета:

Железная дорога.

- Железная дорога – это жизнь, человеческие судьбы, радость встреч. Вместе с дорогой родился наш город, стал развиваться район. Железную дорогу обслуживает своя сеть предприятий. В 2005 году исполнилось 100 лет Локомотивному депо, которое занимается перевозкой грузов. Вагонное депо дает новую жизнь вагонам, то есть занимается ремонтом вагонов и осуществляет пассажирские перевозки. Дистанция сигнализации и связи обеспечивает современный уровень связи от Свечи до Буя. Дистанция пути осуществляет ремонтные работы пути. В коллективе 460 человек.

Станция Шарья осуществляет погрузку – разгрузку, формирование составов. Энерго - участок движет железный поток и обеспечивает безопасность выполнения работ всеми другими службами.

Железная дорога связывает наш город с другими городами России. По железной дороге к нам привозят уголь, нефть, с помощью которых отапливают наши дома.

(Продолжает Римма Шелепова, в сопровождении презентацией, см. Приложение 1)

  • Самым крупным является предприятие «Кроностар»

  • На территории «Кроностар» находится множество цехов. Цех древесностружечных плит, ремонтные цеха, административные службы, строительные и другие.

  • На предприятии работает очень много работников. Это люди разных профессий: операторы, ремонтники, учетчики, инженерно - технические работники.

  • На этом заводе много оборудования, которое выпускает различную продукцию.

  • Продукция предприятия пользуется спросом не только у нас в России, но и отправляется за границу.

  • «Кроностар» оказывает благотворительную помощь школам, детским садам и домам всего района.

  • С каждым годом жители города всё больше получают рабочие места, потому что предприятие развивается. Ведь только «Кроностар» вносит в бюджет города за год эту огромную сумму. (обращает внимание на слайд)

  • Мы поняли, что появление новых предприятий, новых цехов, современное оборудование и опытные специалисты увеличивают бюджет города и рост его благосостояния.

Вывод группы. Для производства товаров необходимо:

  1. Строительство фабрик и заводов,
  2. Современное оборудование,
  3. Опытные специалисты.

Группа «экологи» Лидер Медведева Анастасия.

- Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств. К ним относятся воздух и вода, полезные ископаемые и почва, растения и животные.

- Без воздуха не будет гореть топливо. Сейчас во многих странах движение воздуха- ветер используется для выработки электроэнергии.

Воздух нам необходим.
Чистый воздух, а не дым.
Свежий воздух, а не газ.
Всё в этом мире зависит от нас!

- Без воды остановятся заводы и фабрики, закроются столовые и прачечные. Без воды невозможна жизнь, невозможна и экономика.

Представим на миг,
Что исчезнет вода.
Что же со всеми станет тогда?
Погибнет планета,
А с ней всё живое.
Неужели мы, люди,
Допустим такое?

-Полезные ископаемые используются в хозяйстве. В нашей Костромской области много месторождений фосфорита, известняка, строительного песка, стекольных песков, торфа. (рисунок 1)

Залежи нефти, руды, серебра.
Как же природа щедра и добра!
Как нам её отблагодарить?
От варварства нужно её защитить!

- Без земли невозможно сельское хозяйство, а значит, и производство продуктов питания.

Пашни, угодья, луга и поля,
Всё это кормилица наша - земля!
Поскорей бы нам вырасти, взрослыми стать!
Не дадим тогда мы земле пустовать!

- Большое значение для экономики имеют растения и животные. Например, древесина идёт на изготовление мебели, бумаги, строительных материалов.

Зелёная планета – планета доброты.
Здесь в мире и согласии
Живём и я, и ты.
Растенья и животные так радуют наш глаз!
Охрана и защита их – долг каждого из нас!

- Как сделать так, чтоб не гибли растения?
- Чтоб уголь и нефть сохранить навсегда?
- Природа – наш дом, наше спасение.
- Не допустим беды никогда, никогда!

Вывод группы: Для производства товаров и услуг необходимо охранять природные богатства.

III. Рефлексия. (см.выше)

Я считаю, что в проектной деятельности у учащихся формируется опыт работы с современными телекоммуникационными средствами, совершенствуется навык работы с компьютерной техникой, развивается способность к творческому использованию информации.

В результате исследовательской деятельности дети познакомились с крупными предприятиями нашего города и профессиями родителей. А это в свою очередь является формой профориентационной работы в начальных классах. рческому использованию информации. дствами, совершенствуе

Как показала моя практика, на таких уроках дети легко включаются в спор, задают вопросы, вносят свои поправки в выступления одноклассников. Всё это способствует развитию критического мышления.

Я думаю, что именно использование проекта преобразит преподавание учебных предметов, рационализировав детский труд, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала. А самое главное, повысит интерес детей к учёбе.