Цель урока: закрепить знания учащихся о законе всемирного тяготения, показать его практическую значимость, закрепить и расширить знания учащихся об ускорении свободного падения на Земле и других небесных телах.
Ход урока
1. Повторение. Закрепление изученного.
Устно учащиеся отвечают на вопросы :
1. Что такое всемирное тяготение?
2. Как называются силы всемирного тяготения?
3. Как читается закон всемирного тяготения?
4. Напишите на доске формулу закона всемирного тяготения. Что означает каждая величина, входящая в эту формулу?
5. Все ли тела испытывают взаимное притяжение? Почему мы не замечаем этого притяжения?
6. Что необходимо сделать, чтобы это притяжение стало заметным? Приведите примеры.
7. Что такое сила тяжести?
8. С одинаковой ли силой Земля и Луна притягиваются друг к другу?
9. Что является доказательством того, что Луна притягивает Землю?
2. Сообщение учащихся о приливах и отливах.
Закон всемирного тяготения лежит в основе небесной механики- науки о движении планет. С помощью этого закона с огромной точностью определяются положения небесных тел на многие десятки лет вперед и вычисляются траектории движения. При помощи этого закона были сделаны открытия новых небесных тел.
3. Сообщения учащихся об открытии планеты Нептун, кометы Галлея, спутника Сириуса.
Исаак Ньютон открыл этот закон в возрасте 23 лет, но 9 лет не публиковал его, пока не было уточнено расстояние между Луной и Землей. В 1667г. Ньютон опубликовал этот закон.
4. Изучение нового материала.
Сила тяжести – это сила, с которой Земля притягивает тела, находящиеся на ней или вблизи нее.
Как рассчитать силу тяжести?
Что такое g? От чего зависит?
Учащиеся записывают закон всемирного тяготения и формулу для расчета силы тяжести.
F = G m1 m2/ R2 и F = mg
Выводим формулу: g = G m/ R2 , на поверхности Земли g = G М3 / R3 2
где m3 - масса Земли,
R3 - радиус Земли.
Проанализируем эту формулу.
Одинаково ли ускорение свободного падения на полюсе и на экваторе? Почему?
У поверхности Земли g=9,8 м/с2
А на Луне оно будет таким же? Чтобы вычислить gл, что необходимо знать?
На доске:
mл=7,35· 1022 кг.
Rл=1, 76 ·106 м.
Учащиеся вычисляют ускорение свободного падения на Луне, получают g=1,6 м/с2. Анализируем полученный результат.
Каково ускорение свободного падения на других планетах?
5. Выступление учащихся с презентацией «Ускорение свободного падения на других планетах» (приложение 1).
Как изменится ускорение свободного падения, если тело поднять на высоту h? Изменится ли сила тяжести?
Записываем формулу: g = G М3 / (R3 +h) 2
6. Закрепление изученного.
Решение задач:
1. Рассчитать ускорение свободного падения на высоте, равной радиусу Земли.(М3=6 1024кг. R=6400км.)
2. На какой высоте от поверхности Земли ускорение свободного падения равно 4,9м/с2.
7. Подводим итог урока, записываем домашнее задание.