Образовательная цель урока:
Сформировать представление о процессе обработки информации; сформировать умения выделять необходимые данные для решения задачи, определять избыточность и недостаточность информации для решения задачи.
Развивающая цель урока:
Развить логическое мышление при решении задач; развить представление о компьютере как инструменте обработки числовой информации
Воспитательная цель урока:
Формировать культуру работы на компьютере; развить коммуникативные навыки.
Тип урока: комбинированный, проблемный.
Метод обучения: частично-поисковый.
План урока.
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
II. Актуализация знаний – вступительная беседа.
III. Изложение нового материала.
V. Компьютерный практикум.
VI. Гимнастика для глаз.
VII. Итог урока. Задание на дом.
Ход урока
I. Организационный момент. Постановка целей и задач урока.
- Проверка готовности учащихся к уроку;
- Проверка явки учащихся;
- Сообщение темы и целей урока.
II. Актуализация знаний.
1. Выберите из предложенного списка сообщения, которые являются для вас информативными (объясните - почему?).
- Переднеприводной автомобильный ряд начинается с модели ВАЗ- 2108.
- Поведение виртуальных консолей хорошо наблюдать в процессе установки дистрибутива.
- Весь день вчера была отличная погода.
- Саранск – столица Республики Мордовия.
- Сегодня мы будем работать на компьютере.
2. Составьте общую схему передачи информации.
Помехи
Источник информации
Приемник информации
Канал связи
3. Нарисуйте схему устройства персонального компьютера (группа из 6 человек, не общаясь между собой; составляют общий рисунок).
III. Изложение нового материала.
На доске проектируется таблица, в ней сведения об учениках класса: фамилия, имя, день рождения, этаж, на котором живет ученик.
Задание 1. Ответить на вопросы, используя сведения, полученные из таблицы.
- Сколько человек живет на 4 этаже?
- Кто живет на втором этаже?
- Кто живет на одном этаже с тобой?
- Кто живет выше 3 этажа?
- Кто живет выше всех?
- Сколько человек живет ниже 5 этажа?
- Есть ли учащиеся, живущие на одном этаже с ...?
- Сколько человек родилось летом?
- Кто родился в феврале?
- Кто младше тебя?
- Кто самый младший?
- Кто живет в самом высоком доме?
При анализе ответов обращается внимание на избыточность и недостаток информации при ответе на некоторые вопросы.
Где мы сейчас храним информацию? (в тетради, на доске) Могли ли мы использовать для этой цели компьютер? Но сначала мы должны продумать, какую информацию можно и нужно ввести в память компьютера, чтобы не засорять ее и не вносить ненужные данные. Из всех данных мы выбираем нужную нам информацию, изменяя ее первоначальную форму.
В любой задаче необходимо выделить исходные данные и результат, который мы хотели бы получить.
Задание 2. На соревнованиях по стрельбе Алеша десять раз выстрелил по стандартной мишени и выбил 76 очков.
Сколько было попаданий в «пятерку» и в «семерку», если «восьмерок» было пять, а других попаданий и промахов не было?
Выделить исходные данные, результат. Решая эту задачу, мы получаем новую информацию из предоставленных нам данных.
V. Компьютерный практикум.
Вычисления, необходимые для решения, произвести с помощью Калькулятора.
Работа 5 «Выполнение вычислений с помощью программы Калькулятор»
(задание №11, №12)
VI. Гимнастика для глаз.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ
(минутки релаксации)
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4 — 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до трех), открыть их и посмотреть вдаль (считать до пяти). Повторить 4—5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4 — 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 — 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 — 6. Повторить 4 — 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 — 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 — Повторить 1 — 2 раза.
VII. Итог урока. Задание на дом.
- Как мы сегодня обрабатывали информацию?
- Что выделяется при обработке информации?
- Какие два типа обработки информации мы применяли при решении задач?
Задание на дом: §1.12
Литература:
- Информатика: Учебник для 5 класса. Изд. 2-е, испр./ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.-159с.: ил.
- Преподавание информатики в шестом классе. (МО РМ, МРИПКРО, Т. Т. Чашина) – Саранск, 1994, - 60 с.
- Лихтарников Л. М. Занимательные логические задачи./ Оформление С. Григорьева – СПб.: Лань, МИК, 1996. – 125 с.