Цели урока:
- Сформировать представление учащихся о том, что такое правоохранительные органы: суд, милиция, прокуратура, адвокатура)
- Выявить роли участников современного судебного процесса.
- Сделать выводы о справедливости современного суда в ходе исторической ретроспективы видов судов (первобытный, суд в Древнем Риме, рыцарский поединок, княжеский суд на Руси).
- Развивать умения учащихся анализировать тексты источников, определять главное в их содержании, аргументировать свою позицию.
- Способствовать воспитанию уважения к закону, деятельности правоохранительных органов, правам и свободам окружающих людей.
Основные понятия:
Правоохранительные органы
Суд
Милиция
Прокурор
Адвокат
Присяжные заседатели
Оборудование урока:
Учебник «Основы граждановедения». 5 класс (авторы Королькова Е.С. и др.)
Тексты источников
Мультимедийный проектор, слайды презентации (приложение 1)
Схема «Правоохранительные органы»
Костюмы для инсценировок
Тип урока:
Комбинированный
Использованные технологии:
Традиционная
Проблемная
Игровая
Компьютерная
Оргмомент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы находимся в гостях – в другой школе – лицее, в другом классе – не своем, но это никак не помешает нам провести творчески и плодотворно наше занятие. А самое интересное, что мы с вами в гостях, и у нас гости. Давайте улыбнемся друг другу и поприветствуем себя и гостей (аплодисменты).
- Молодцы! А теперь тихонько садимся на свои места.
(Слайд 1)
Повторение изученного.
(Слайд 2)
Инсценировка.
Открывается дверь, появляется профессор Знайкин.
Знайка: - Что вы тут все собрались?
Дети: - Открытый урок.
Знайка: - Какой такой открытый? Что вы тут открыть нового – то можете?
Дети: - А ты кто?
Знайка: - Я – профессор Знайкин.
Дети: - Да ты не Знайкин, ты – Зазнайкин!
Учитель: - Ну что ж, уважаемый Знайкин, проходите, садитесь, а мы, ребята, докажем, что уже многое знаем про жизнь нашей Родины – России.
Индивидуальные задания.
- Заполни схему.
Демократия
… …
(прямая и представительная) - Расскажи первый куплет Гимна РФ.
- Нарисуй российский флаг. Что обозначает каждый цвет?
- Выбери из предложенных Герб РФ. Назови его основные элементы.
- Составь предложение со словами: выборы, государство (2 человека).
Фронтальный опрос.
Игра «Азбука».
Подберите слова из изученных тем на заданные буквы и объясните их.
«Р» - … (Россия, Родина, Русь, россияне, родные, республика)
«О» - … (Отечество, общество, Отечественная война)
«Н» - … (народ, Невский, Наполеон, Нобелевская премия)
«Г» - … (гражданин, Гагарин, город, городище)
«З» - … (закон, запрещает, защита, зиждется)
Проверка выполнения индивидуальных заданий по государственной символике.
Инсценировка.
Учитель: - Ну как, уважаемый Знайкин, убедились, что наши ребята очень грамотные и работоспособные?
Знайка: - Ладно, ладно, ухожу. Пойду настоящих лентяев искать и уму - разуму их учить.
Профессор Знайкин уходит.
Новый материал.
Итак, мы доказали Знайкину, что мы совсем не лентяи и что мы многое знаем и умеем. Но еще большего мы не знаем. Поэтому наш урок сегодня – это очередная ступенька на лестнице знаний. Каждый из вас эту лестницу пройдет по-своему, со своей скоростью, но все мы вместе доберемся до ее вершины и станем грамотными, разносторонне грамотными людьми.
Но вот что мы будем изучать на уроке - это пока тайна за семью замками. И открывать эти замочки мы будем вместе.
(Слайд 3)
Работа с документами.
- Перед вами лежат отрывки из источников. Прочитайте их внимательно и определите, каким общим словом можно назвать эти документы. (Закон)
Если учащиеся не справляются – игра «От первой до последней буквы»: з---н.
- Итак, один замочек открыли. (снимается один замок)
Практическая работа.
- Оградитесь законом от зла и насилия.
- Можно ли это сделать? (Нет)
- Объясните пословицу: «Ему закон не писан».
- Значит, просто бумага с записанными законами нам не поможет. Закону нужны помощники.
- Такими помощниками являются правоохранительные органы.
Работа над понятием.
- Запишите словосочетание в тетрадь.
- Закройте глаза, повторите про себя эти два слова. Скажите это словосочетание соседу по парте, вдумайтесь, прочувствуйте.
- Из каких частей состоит слово «правоохранительные»? (право, охранять)
- Что такое право?
Право – установленные государством правила поведения. (Запись в тетради)
- Еще два замочка открываем.
Схема «Правоохранительные органы».
- Кто знает, что относится к правоохранительным органам? (Милиция, прокуратура, адвокатура, суд)
- Проверьте себя. (открывается схема)
- Нами открыты последние 4 замка.
Тема, цели урока.
(Слайд 4)
Запись темы урока в тетрадь: Суд – правоохранительный орган.
- Главная цель – изучить историю судов и участников современного суда.
ПЗ: Какой из видов судов вы считаете самым справедливым и почему?
Работа над понятием «суд».
- Подберите однокоренные слова к слову «суд». (Судья, рассудок, судьба, рассуждать, рассудить)
- Составьте кластер и запишите в тетради.
- Сделайте вывод, что делает суд? (определяет, виновен человек или нет, если виновен – выносит наказание).
Работа по группам. Инсценировка.
- Ребята, на прошлом уроке вы получили опережающее задание – найти материал об истории судов и подготовить небольшие инсценировки. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
- Но для начала представители от каждой группы пройдут в костюмерную и выберут соответствующие элементы костюмов.
Дается одна минута на подготовку.
- Сели, закрыли глаза. Представьте, работает машина времени и на огромной скорости переносит нас на тысячелетия назад. Мы мчимся с огромной скоростью. 1-я остановка – древнейшее прошлое человечества – первобытность.
(Слайд 5)
1 группа.
На поляне собралось древнее племя по очень важному поводу.
Вождь: - В нашем племени произошло ужасное событие. Кто-то съел мамонта, добытого таким тяжелым трудом всего племени. Мы обречены на голод.
- Кто же виновник этого бедствия?
- Отвечайте! (Молчание) Я так и знал и поэтому пригласил Великого шамана. Он найдет вора!
Появляется шаман. Исполняет ритуальный танец под звуки бубна.Указывает на одного из племени.
- Боги указывают на тебя, несчастный!
Вождь: - Позор тебе! Мы изгоняем тебя из племени!
- Мы вновь на машине времени. Теперь мы включаем обратный ход – и вот мы уже в Древнем Риме.
(Слайд 6)
2 группа.
Учитель: В Древнеримском суде участвовали судья, обвинитель, обвиняемый, присяжные заседатели и просто зеваки.
На стуле сидит судья, к нему обвинитель тащит за руку обвиняемого.
Обвинитель: Уважаемый претор! Я обращаюсь к тебе с жалобой на моего соседа- купца, который задолжал мне деньги и не хочет отдать долг.
Обвиняемый (жалобно): О, уважаемый претор, граждане Рима! Посмотрите на меня, моих бедных детей! Я лишился всего, у меня нет денег даже на похлебку!
Обвинитель: Он лжет! У меня есть свидетель, который проходил вчера мимо твоего дома и слышал доносившийся оттуда запах жареного мяса.
Присяжные заседатели: Виновен! Виновен!
Судья: Я лишаю тебя, купец, гражданских прав и ссылаю тебя и твою семью в отдаленную провинцию на 2 года. Твой дом пойдет на уплату долга.
- Третья остановка – средние века.
(Слайд 7)
3 группа.
Герольд, два рыцаря.
1 рыцарь: О, благороднейший герольд! Я обвиняю этого недостойного в том, что он посмел охотиться в моих владениях и в моем лесу убил моего зайца!
2 рыцарь: Ты лжешь! Я охотился на своей земле, заяц был из моего леса!
Герольд: Я назначаю на завтра в 6 утра дуэль, на которой и решится, кто прав, а кто нет!
Бой на мечах. Один рыцарь упал, второй подошел, сорвал шлем, занес меч. Спрашивает:
- Признаешь ли ты неправоту или предпочитаешь смерть?
- Я хочу жить! Разлом шлема побежденного
Победитель: Я был прав!
- А теперь обратимся к истории своей страны – княжеский суд.
4 группа.
Славяне – князь, два крестьянина.
Князь: - Что вас привело ко мне, смерды?
Крестьяне: - Доброго здравия, княже!
1 крестьянин: - Прошу тебя суд судить!
Поклон
- Третьего дня пополудни разгорелся у нас спор о земелюшке – кормилице. Ведь он- то негодник межу посмел перенести на пол сажени. Урезал, отобрал земелюшку, обидел хрестьянина.
Князь: - Сужу я по законам Великого князя нашего Ярослава Володимировича и присуждаю: ты – смерд, уплатишь за порчу межевого знака 12 гривен, а мои дружинники завтрева поутру установят межу по совести.
Обобщающая беседа
- На что опираются судьи при вынесении решения? (на закон)
- Какой из этих видов суда нельзя назвать судом в полном значении этого слова? (первобытный)
- Почему? (не было письменных законов)
(Слайд 9)
Работа с документами
- Прочтите документ 2 - 5 (по вариантам) и определите основных участников современного суда. Какую роль выполняет каждый из них?
Инсценировка «Суд над злом»
Прокурор: Я обвиняю зло в том, что оно сеет смуту, беззаконие, ложь, несправедливость, раздор. Я прошу суд навсегда изолировать зло от людей и присудить ему пожизненное заключение.
Адвокат: Я считаю, что зло заслуживает такого наказания. Но зло порождает зло. И без него мы не узнали бы, что такое добро, правда и справедливость. Ведь все познается в сравнении.
Присяжные заседатели: Виновен, но требует снисхождения.
Судья: Приговариваю зло устранить все, что оно натворило в современном мире и подружиться с добром.
Обсуждение проблемного задания
Какой суд вам показался наиболее справедливым? Почему?
Первичное закрепление
Составьте предложение с любым новым термином сегодняшнего урока.
Итоги урока
(Слайд 10)
Поставьте себе оценки за урок.
Домашнее задание.
Параграф 11, вопрос 4 (письменно) – что значит независимый суд?
(Слайд 11)