Цели
1. Понятие предлога, как служебной части речи.
2. Раздельное написание предлога и приставки.
3. Отличие предлогов и приставок.
Ход урока
Оргмомент.
Жил в лесу паучок,
очень добрый старичок.
Плел свою он паутину,
Был для всех большой дружок.
Не простой был паучок -
Паучок наш был предлог.
(На доске появляется паучок и под ним слово предлог.)
2. Актуализация знаний
Что вы знаете о предлоге?
- Предлог – часть речи
- Предлог имеет значение
- Предлог пишется со словами раздельно.
В друзьях у паучка было много разных слов, а каких, вам предстоит сейчас узнать.
3. Словарная работа.
На доске появляются картинки словарных слов
- Сказка про баку с «о». (Собака)
- В нашей сказке чудо-каски - не пробьет ни меч, ни пуля. (Кастрюля)
- Что перевернула корова? (Корабль)
- Откуда у мальчика Пети полезла пена? (Пенал)
- Кто дает обет не кушать целых сорок лет? (сорока)
4. Открытие нового знания.
Помогите паучку соединить слова из левого столбика со словами правого с помощью предлога.
На доске схема
Записать словосочетания в тетрадь.
Вывод:
Что делает предлог? (связывает существительные с другими словами).
Значит предлог это какая часть речи? (служебная).
Какова же тема сегодняшнего урока? Предлог – служебная часть речи.
Работа в учебнике стр.192 (прочитать над рисунком)
Сравнить рисунок с доской. Рисунок можно заменить схемой:
5. Первичное закрепление.
Игра «Предложение». Упражнение 207. Составить предложения
О чем ты любишь читать в сказках?
Какие фильмы ты любишь смотреть по телевизору?
Хочешь полетать на летающей тарелочке с Глазастиком?
Списать 1 –ое предложение (у доски ученик).
6. Физминутка (кинезиологическая).
Сценка.
Ребята, догадайтесь, о ком идет речь? Девочка в длинных чулочках, с торчащими в разные стороны косичками, веселая, озорная. (Пеппи длинный чулок).
Пеппи: Слышу, слышу, что обо мне говорите.
Ну, что же ты отстаешь, пойдем быстрее?
Разбойник: Да не хочу я, отпусти меня.
Пеппи: Нет, я должна быть только с тобой рядом.
Разбойник: Ух, устал. Ну и приставучая же ты. Разрешите представиться, я корень.
(Знак корня )
Пеппи: А я приставка и обозначают меня так (знак приставки).
Вопросы ребятам:
- С какой стороны пристает к корню? (с левой).
- Приставка - это слово? (часть слова).
Садитесь рядом, ведь вас разлучать никак нельзя.
Задание 1
А чтобы вы ребята не путали предлоги и приставки, вот что вам нужно знать (стр. 193 прочитать).
Работа по картинкам. Записать три словосочетания. Назвать части речи.
Вопрос: перед какой частью речи нет предлога? (перед глаголом)
Секрет №1 (стр.194) прочитать
Рассмотрите рисунки (между предлогом и словом можно поставить, какое-нибудь другое слово). А почему художник изобразил предлог в виде узелка?
Задание 2
Волшебный черновичок стр. 25. ученики читают сами, затем проверка с объяснением с места.
Одно предложение записать под диктовку. Второе предложение пишут самостоятельно. (проверка сверить с образцом на доске).
7. Рефлексия урока.
Что нового узнали на уроке?
Что больше всего запомнили?
Оценить работу учащихся.
На партах у каждого ученика «узелок» вписать в него предлог, который больше понравился, и закрасить тем цветом, какое у вас настроение сейчас.
8. Домашнее задание.
Дома придумать с этим предлогом предложение, упр. 208. стр.195