ЦЕЛИ:
- Ввести понятие «алгоритм».
- Научить составлению и выполнению алгоритма.
- Научить поиску ошибок и исправлению алгоритма.
- Развивать мышление, речь, память, воображение, внимание, коммуникативные навыки, умение оценивать себя и своего товарища.
- Воспитывать любовь к предмету, взаимопонимание, аккуратность, чувство юмора.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Круги разного размера и цвета (синего, оранжевого, зеленого, желтого, красного); картинки с изображением икринки, лягушки, головастика, личинки, гусеницы, куколки, бабочки; карточки с названиями дней недели, времен года, месяцев, цифры; изображение Буратино; книга А.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»; карточки с названием действий алгоритма; листочки в клеточку для диктанта по клеточкам; цветные карандаши или фломастеры; конфетка в фантике; учебник; реквизит для сценки; дерево с монетками- пятерками.
№ п/п | Ход урока |
Примечание |
1 |
Организационный момент. Даем установку. Мы пришли сюда учиться. |
Дети все вместе говорят стихотворение |
2 |
Проверка домашнего задания Собери круги в правильном порядке |
На магнитной доске круги разного размера и цвета. Дети ставят круги от большего к меньшему |
3 |
Повторение - О чем говорили на прошлом уроке? (О последовательности действий) - Что значит последовательно? (Действия, события, которые следуют в строгом порядке друг за другом) - Расставь события последовательно (Икринка, лягушка, головастик; личинка, куколка, гусеница, бабочка) Детям раздаются карточки с заданием расставить события последовательно (дни недели, времена года, месяцы, цифры). |
Работа коллективная На доске наглядный материал в виде картинок. Учащиеся выходят к доске по одному и расставляют события последовательно Работа в паре Проверка, самооценка |
4 |
Новая тема - Сегодня мы узнаем, как называется последовательность действий, и научимся сами последовательно разбивать любое задание на действия, находить ошибки в последовательности действий. К нам на урок должен прийти один гость, но он ждет, когда мы его позовем. Загадка: С букварем шагает в школу («Золотой ключик, или Приключения Буратино». Мальчика зовут Буратино. Написал - Алексей Толстой) - Кого встретил Буратино, когда Карабас-Барабас дал ему золотые монеты? (Лису Алису и кота Базилио) - Куда отправились лиса Алиса, кот Базилио и Буратино? (В страну Дураков) - Зачем они отправились в страну Дураков? (Чтобы Буратино закопал монеты и стал богатым) - Я сейчас прочитаю отрывок из книги, а вы слушайте внимательно, чтобы потом помочь Буратино правильно закопать монеты. - Как правильно закопать монеты, чтобы выросло денежное дерево? На доске появляется запись: 1. Выкопай яму. Итак, у нашего Буратино есть задание закопать золотые. Но, чтобы выполнить это задание, он произвел много действий, которые шли в строгом порядке, т.е. по определенному плану. Такой порядок действий называют АЛГОРИТМ. - Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке информатики? (Об алгоритме) - Правильно, сегодня на уроке мы будем работать с понятием алгоритм, научимся сами составлять алгоритм и выполнять его. Один алгоритм мы уже составили. Кто догадался что это за алгоритм? (Это алгоритм Буратино, который закапывал монеты последовательно) - Каждый алгоритм должен иметь название, которое объясняет его цели. Как мы назовем алгоритм Буратино? (Закопай золотые) - Кроме того, в конце каждого алгоритма нужно поставить команду «СТОП», которая скажет, что алгоритм закончился. - Итак, что такое алгоритм? (Алгоритм – это порядок, последовательность действий). - Что должен иметь каждый алгоритм? (Название) -Какая команда завершает алгоритм? (Команда «СТОП») АЛГОРИТМ Это порядок действий |
На доску вывешивается картинка с изображением Буратино, который «вышел» из книги. Учитель показывает книгу
Учитель читает отрывок из сказки о том, как правильно закопать золотые, чтобы выросло денежное дерево
На доске появляется запись АЛГОРИТМ
На доске появляется название алгоритма «Закопай золотые». Появляется запись «СТОП»
На доске строится схема. |
5 | Работа по учебнику. - А сейчас мы будем выполнять алгоритм «Найди задание». 1. Возьми учебник «Информатика». - Вы выполнили алгоритм «Найди задание», а сейчас выполним это задание. |
На доске записан алгоритм.
Проверка, самооценка. |
6 |
Ф И З М И Н У Т К А «БУРАТИНО» Буратино потянулся, «КУКЛА» Голова вперед, голова назад, |
|
7 |
Диктант по клеточкам. - Как вы думаете диктант по клеточкам - это алгоритм? (Да) Почему? (Потому что нужно все делать последовательно) - Слушаем внимательно, работаем старательно. 1 клеточка вправо, 3 клеточки вверх, 3 клеточки влево, 3 клеточки вниз, 1 клеточка вправо, 1 клеточка вниз, 3 клеточки влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки вправо, 3 клеточки вниз, 1 клеточка влево, 1 клеточка вниз, 2 клеточки вправо, 2 клеточки вверх, 1 клеточка вправо, 2 клеточки вниз, 2 клеточки вправо, 1 клеточка вверх, 1 клеточка влево, 3 клеточки вверх. 2 клеточки вправо. 1 клеточка вверх, 3 клеточки влево, 1 клеточка вверх, СТОП. - Кто у вас получился? (Робот) Дорисуй его. - Покажите, какие роботы у вас получились? Они вам понравились? Какую оценку вы поставите себе? Своему другу? |
Дети дорисовывают роботу колесики, антенны, глазки и т.д. Учащиеся выходят к доске, показывают своих роботов, оценивают себя и своего товарища. Учитель выборочно ставит оценки |
8 |
Игра «Выполни действия» - Сейчас я на некоторое время стану роботом. Робот-это машина. Он во всем слушается человека и выполняет только то, что ему говорят. Давайте зададим ему задание, а он его выполнит. Но команды нужно давать правильные и в правильном порядке, иначе робот запутается. Давайте попросим робота съесть конфетку, которая лежит у меня на столе. Что сначала он должен сделать? В конце концов должна получиться последовательность команд. Съешь конфетку. 1. Возьми конфетку. Следующее задание для робота «Нарисуй на доске солнышко», выполняется учителем аналогично предыдущему заданию. Далее роботом «становятся» дети, которые выполняют алгоритмы «Сотри с доски», «Полей цветы» и т.п. |
Дети дают разные команды. Робот реагирует с юмором на неправильные команды, или вообще их не делает. |
9 |
Игра – физминутка «И мы!» Правила
игры: «Сказать: «И мы!» там, где это надо». |
|
10 |
Работа по учебнику. Стр. 48 Задание 33,34,35,36(разыгрывается сценка) |
|
11 |
Самостоятельное составление алгоритмов. | Индивидуально по карточкам. Ответы
детей у доски. Самооценка. Оценка. |
12 |
Домашнее задание: стр. 49 задание 38 |
|
13 |
ИТОГ УРОКА - Какова тема нашего урока? Чему вы научились? Понравился ли вам урок? Что именно? Какую оценку вы себе поставите? Почему? - Пока мы с вами учились составлять и выполнять алгоритмы, у нас «выросло» волшебное дерево с золотыми монетками – пятерками. Я благодарю вас за урок и дарю вам эти монетки. Урок окончен |
Открывается дерево с шоколадными монетками – пятерками. Учитель вручает их учащимся за хорошую работу на уроке. |