Урок по природе и экологии Красноярского края

Разделы: География


ЦЕЛЬ: Сформировать представление учащихся о речной системе красноярского края.

ЗАДАЧИ:

1. Организовать понимание, что такое речная система.
2. Научить определять географическое положение рек, показывать их на контурных картах, давать им характеристику по плану.
3. Формировать умение выстраивать коммуникацию в паре, группе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Физическая карта Красноярского края;
  • Физическая карта России;
  • Контурные карты Красноярского края;
  • Цветные карандаши;
  • Инструктивные карточки;
  • Дополнительные тексты;
  • Словари;
  • Справочники

ОРГ. ФОРМЫ:

Ф - фронтальная
И - индивидуальная
П - парная
Г - групповая

Вре мя

Содержание деятельности

Предполагаемый результат

Орг. формы

Действия учителя

Действия ученика

2 м Орг.момент Смотивировать на учебную деятельность и разбить на группы

Ф

Предлагаю отгадать загадку: «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». Разгадать ребус и определить тему урока. Как называется главная река Красноярского края
6 15 10 19 6 11

Здесь зашифрована отгадка.

Отгадывают загадку, ребус и определяют тему урока.
3 м Выяснить понимание цели урока Поняли, чем будут заниматься. На доске записываются задачи урока.

Ф

Тема нашего урока: «Речная система Красноярского края». Что бы вы хотели узнать при изучении данной темы? Задаю вопросы на понимание того, чем будем заниматься на уроке (спрашиваю 2-3 учеников) Исходя из темы урока, ставят перед собой задачи:

- Что такое речная система?
- Исток?
-Устье?
-Приток?
Научится давать характеристику реки.

3 м Самостоятельная работа Сделали надпись на контурной карте

И

Проверь свою внимательность, рассмотри карту, найди правые притоки Енисея. Подпиши их на контурной карте. Подписывают на контурной карте притоки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара.
2 м Взаимопро-верка  

П

Консультирую, помогаю отдельным учащимся Проверяют друг у друга
7 м Самостоя-тельная работа Поняли, что такое речная система. Рисунок на доске.

И

Работа по организации понимания понятия «Речная система». Каждый ученик получает карточку следующего содержания:

Речная система

- От какого слова происходит?

- Что обозначает?

- Почему именно это словосочетание используется в приведенном предложении?

(Самую большую речную систему имеет Амазонка).

Каждый ученик получает карточку и выполняет задание.
2 м Взаимо-проверка Сформулиро-вали понятие «Речная система»

П

Сформулируйте понятие «Речная система». Записываю на доске. Взаимопроверка выполненного задания
7 м Работа с атласом Составили схемы по абзацам

Г

Делю класс на группы по 4 человека и раздаю тексты о реке Енисей. Содержательные блоки:

-истоки названия реки;
-самое – самое;
- характер течения;

-хозяйственное значение реки.

Консультирую и помогаю отдельным учащимся.

 

Ученики распределяют между собой абзацы и по содержанию составляют схемы (каждый свою)

3 м Работа у доски Составили общую схему всего текста у доски

Ф

Каждая группа представляет схему любого абзаца на доске, но так, чтобы на доске появилась схема всего текста. Организую коммуникацию по предложенным схемам.

Обсуждение и составление общей схемы.

Представители от групп зарисовывают схему выбранного абзаца и объясняют ее содержание.
7 м Практичес-кая работа Дали характеристи-ку реки Чулым

И

Какая река протекает в нашей местности (Чулым). Обозначьте цветным карандашом на карте реку Чулым.

Дайте характеристику реки Чулым, вписав в текст необходимые сведения. Консультирую, помогаю отдельным учащимся.

Река… бреет свое начало… от истока, она течет в направлении …. Правым притоком является ….., а левым ….. Левый берег реки …, правый ….. Река замерзает с …. по …., вскрывается ….. По берегам реки расположены такие населенные пункты, как …. В хозяйственной деятельности река используется …. Для сохранения чистоты воды в реке необходимо проводить следующие меропроиятия….

Используя карты, дополнительные тексты, вписывают необходимые сведения в текст.
2 м Самостоятельная работа Составлены вопросы

П

Предлагаю обсудить результаты работы в паре и составить вопросы по тексту Осуществляют взаимопроверку выполненных работ, составляют вопросы по тексту
 

3 м

Взаимопроверка Записаны города, поселки. Отмечены на контурной карте

Г

Делю учащихся на группы. Задаю вопросы, даю алгоритм путешествия.

Как вы думаете, почему города возводятся вблизи рек? Проверь свою наблюдательность, в какие города края ты можешь попасть, если поплывешь по Енисею из Красноярска (в разных направлениях)

Группы выбирают направления и совершают путешествия по карте, выписывают встречающиеся города, поселки, отмечают их на контурной карте, выступают от группы.
2 м Постановка домашнего задания Записать в тетрадь опасности, угрожающие жизни и здоровью человека на реках и озерах Красноярского края в разное время года

И

Записать в тетрадь опасности, угрожающие жизни и здоровью человека на реках и озерах Красноярского края в разное время года. Попробуй исследовать происхождение названия реки Чулым Ученики записывают в тетрадь
2 м Итог урока.

Какие новые знания вы получили?

Определить триединую цель урока

Ф

Прошу провести рефлексию урока:

-что я делал?
-как я делал?
-зачем?
-какие трудности?
-что я в себе развиваю?
-мои дальнейшие действия.

Проводят рефлексию по содержанию урока и по формам деятельности.