ЦЕЛЬ: Сформировать представление учащихся о речной системе красноярского края.
ЗАДАЧИ:
1. Организовать понимание, что такое речная система.
2. Научить определять географическое положение рек, показывать их на контурных картах, давать им характеристику по плану.
3. Формировать умение выстраивать коммуникацию в паре, группе.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Физическая карта Красноярского края;
- Физическая карта России;
- Контурные карты Красноярского края;
- Цветные карандаши;
- Инструктивные карточки;
- Дополнительные тексты;
- Словари;
- Справочники
ОРГ. ФОРМЫ:
Ф - фронтальная
И - индивидуальная
П - парная
Г - групповая
Вре мя | Содержание деятельности |
Предполагаемый результат |
Орг. формы | Действия учителя |
Действия ученика |
||||||
2 м | Орг.момент | Смотивировать на учебную деятельность и разбить на группы | Ф |
Предлагаю отгадать загадку: «Течет,
течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит».
Разгадать ребус и определить тему урока. Как
называется главная река Красноярского края
Здесь зашифрована отгадка. |
Отгадывают загадку, ребус и определяют тему урока. | ||||||
3 м | Выяснить понимание цели урока | Поняли, чем будут заниматься. На доске записываются задачи урока. | Ф |
Тема нашего урока: «Речная система Красноярского края». Что бы вы хотели узнать при изучении данной темы? Задаю вопросы на понимание того, чем будем заниматься на уроке (спрашиваю 2-3 учеников) | Исходя из темы урока, ставят перед
собой задачи: - Что такое речная система? |
||||||
3 м | Самостоятельная работа | Сделали надпись на контурной карте | И |
Проверь свою внимательность, рассмотри карту, найди правые притоки Енисея. Подпиши их на контурной карте. | Подписывают на контурной карте притоки: Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Ангара. | ||||||
2 м | Взаимопро-верка | П |
Консультирую, помогаю отдельным учащимся | Проверяют друг у друга | |||||||
7 м | Самостоя-тельная работа | Поняли, что такое речная система. Рисунок на доске. | И |
Работа по организации понимания
понятия «Речная система». Каждый ученик получает
карточку следующего содержания: Речная система - От какого слова происходит? - Что обозначает? - Почему именно это словосочетание используется в приведенном предложении? (Самую большую речную систему имеет Амазонка). |
Каждый ученик получает карточку и выполняет задание. | ||||||
2 м | Взаимо-проверка | Сформулиро-вали понятие «Речная система» | П |
Сформулируйте понятие «Речная система». Записываю на доске. | Взаимопроверка выполненного задания | ||||||
7 м | Работа с атласом | Составили схемы по абзацам | Г |
Делю класс на группы по 4 человека и
раздаю тексты о реке Енисей. Содержательные
блоки: -истоки названия реки; -хозяйственное значение реки. Консультирую и помогаю отдельным учащимся. |
Ученики распределяют между собой абзацы и по содержанию составляют схемы (каждый свою) |
||||||
3 м | Работа у доски | Составили общую схему всего текста у доски | Ф |
Каждая группа представляет схему
любого абзаца на доске, но так, чтобы на доске
появилась схема всего текста. Организую
коммуникацию по предложенным схемам. Обсуждение и составление общей схемы. |
Представители от групп зарисовывают схему выбранного абзаца и объясняют ее содержание. | ||||||
7 м | Практичес-кая работа | Дали характеристи-ку реки Чулым | И |
Какая река протекает в нашей местности (Чулым).
Обозначьте цветным карандашом на карте реку
Чулым. Дайте характеристику реки Чулым, вписав в текст необходимые сведения. Консультирую, помогаю отдельным учащимся. Река… бреет свое начало… от истока, она течет в направлении …. Правым притоком является ….., а левым ….. Левый берег реки …, правый ….. Река замерзает с …. по …., вскрывается ….. По берегам реки расположены такие населенные пункты, как …. В хозяйственной деятельности река используется …. Для сохранения чистоты воды в реке необходимо проводить следующие меропроиятия…. |
Используя карты, дополнительные тексты, вписывают необходимые сведения в текст. | ||||||
2 м | Самостоятельная работа | Составлены вопросы | П |
Предлагаю обсудить результаты работы в паре и составить вопросы по тексту | Осуществляют взаимопроверку выполненных работ, составляют вопросы по тексту | ||||||
3 м |
Взаимопроверка | Записаны города, поселки. Отмечены на контурной карте | Г |
Делю учащихся на группы. Задаю вопросы,
даю алгоритм путешествия. Как вы думаете, почему города возводятся вблизи рек? Проверь свою наблюдательность, в какие города края ты можешь попасть, если поплывешь по Енисею из Красноярска (в разных направлениях) |
Группы выбирают направления и совершают путешествия по карте, выписывают встречающиеся города, поселки, отмечают их на контурной карте, выступают от группы. | ||||||
2 м | Постановка домашнего задания | Записать в тетрадь опасности, угрожающие жизни и здоровью человека на реках и озерах Красноярского края в разное время года | И |
Записать в тетрадь опасности, угрожающие жизни и здоровью человека на реках и озерах Красноярского края в разное время года. Попробуй исследовать происхождение названия реки Чулым | Ученики записывают в тетрадь | ||||||
2 м | Итог урока. Какие новые знания вы получили? |
Определить триединую цель урока | Ф |
Прошу провести рефлексию урока: -что я
делал? |
Проводят рефлексию по содержанию урока и по формам деятельности. |