Тип: открытие нового знания.
Цели:
1. формировать представление о положении непроизносимого согласного в словах,
2. формировать понятие непроизносимый согласный,
3. формировать умение проверять слова
Оборудование: ряд букв для чистописания, правила каллиграфии, таблички со словами, ребус, план ответа, конверты с разноуровневым заданием, линия успеха, дневник.
Ход урока
1. Организационный момент.
Сегодня наш парусник вновь ждет путешествие по океану знаний. Но, чтобы отплыть, необходимо преодолеть препятствия. И вот первое.
2. Минутка чистописания
Цель:
1. учить контролировать и оценивать выполняемую работу;
2. совершенствование графического навыка
На доске ряд букв: О Д Т Ч П Ш С …
-Внимательно посмотрите и определите, какую букву будем писать на минутке чистописания? Почему? (ответы).
- Почему предлагаю прописать именно эту букву? (допускаем ошибки)
-В тетрадях наблюдаю следующее (на доске разные варианты написания буквы). В чем ошибка (не соответствует образцу).
-Как же правильно? Что нужно помнить, чтобы не допускать ошибок? (правила каллиграфии). Назовите их. Проверим все ли верно.
На доске:
1. соответствие образцу;
2. одинаковый наклон,
3. одинаковая высота,
4. одинаковое расстояние между буквами.
-Пропишите букву В, учитывая правила (пишут)
-Проконтролируйте выполненную работу. Давайте оценим, как смогли себя проконтролировать: если выполнили все 4 условия, поставьте звездочку на самом верху шкалы успеха; если 3, чуть ниже; 2 условия, еще ниже; 1 еще ниже, ни одного, в самом низу.
-Оцените, где вы находитесь. Почему?
- Что необходимо для достижения наилучшего результата?
- Как вы думаете, о каких буквах пойдет речь на уроке? (о согласных).
На доске появляется табличка согласные.
3. Постановка проблемы.
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение
2) согласовать тему и цель урока
-Вот мы попали на остров, который принадлежит трем сестрам: орфограммам-согласным буквам. Одна следит, чтобы на конце и в середине слова писалась нужная буква.
-Как вы думаете, о чем заботилась вторая сестра (чтобы не забывали писать удвоенную согласную в корне слова). На доске помещаем таблички с названием орфограмм.
-Чем же занималась третья сестра? Ответ на этот вопрос получим на уроке. И это будет нужным известием (на доске слово).
-Подберите однокоренные слова к слову известие. (Вестник, весть, известный) Таблички со словами вывешиваются на доску.
-Прочитайте эти слова орфографически. Орфоэпически. Что вас удивило? Что интересного заметили? (Везде «т» пишется, но не везде произносится)
-Какое название можно дать звуку, который не произносится? (непроизносимый). На доске табличка непроизносимые. Назовите тему урока.
-Какой возникает вопрос? (Почему в некоторых словах «т» не пишется? - учебная проблема, как вопрос)
-Это цель урока.
4. Поиск решения
Цель:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия посредством диалога;
2) зафиксировать новый способ действия
-Попробуем ответить на этот вопрос. Посмотрите на наши слова. Какие есть гипотезы? (не произносится в словах с приставкой, например слово «известный»)
-Согласны? Есть еще слова с приставкой? (слово «известие» тоже с приставкой, но здесь «т» произносится)
-Значит дело не в приставке. Еще какие есть гипотезы? («т» не произносится в прилагательных, например слово «известный»)
-Согласны? Посмотрим на другие части речи (слово «вестник» существительное, но здесь «т» тоже не произносится)
-Значит не в частях речи дело. Еще есть гипотезы?
-А где стоит непроизносимый согласный «т»? (между согласными)
-Как нам проверить гипотезу? Как можно поработать со словами? (Можно выписать слова в два столбика, где произносится и, где нет, и подчеркнуть буквы, между которыми стоит «т»)
-Делайте. Что вы заметили? («Т» не произносится, когда стоит между согласными, в других случаях произносится)
-К какому выводу пришли? («Т» не произносится, когда стоит между согласными)
-Что объединяет слова на доске (однокоренные)
-В каком столбике слова с орфограммой? (В первом)
-Посмотрим на второй, когда согласный слышится четко? (Когда после него гласный или он в конце слова)
-Что можем сказать о словах 2 столбика? (это проверочные слова)
-Сделайте вывод, как проверить писать или нет непроизносимый согласный в корне?
(необходимо подобрать однокоренное слово, в котором согласный стоит в конце слова, или после него стоит гласный)
-Теперь можем сказать, чем занималась 3-я сестра? (следит, чтобы не пропускали непроизносимые согласные)
5. первичное закрепление.
Цель: l. зафиксировать новое содержание во внешней речи
Обобщите все то, о чем говорили в порядке нашего рассуждения. При необходимости можете воспользоваться схемой.
1. Какая сvществует особенность написания и произношения слов с тремя согласными подряд?
2. Как называются согласные, которые в середине слова пишутся, но не произносятся?
3. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?
-Расскажите друг другу по плану. Расскажите у доски.
-Проблему определения непроизносимого согласного разрешили, а теперь закрепим.
Доска. Прочитай слова. Выпиши слова, в которых есть непроизносимый согласный
1) окрестность, крестить;
2) местность, место;
3) косточка, костный;
4) свистел, свисток;
5) капуста, капустный;
6) вестник, весточка.
-Какое слово выписали под цифрой один? Почему? И т. д.
-Подчеркните непроизносимый согласный.
6. Физминутка
На доске слова, если я называю слово, в котором есть непроизносимый согласный вы плывете, если нет, то прыгаете: земля, якорь, поездка, известняк, дожди, счастливый, туча, звездный.
7. самоконтроль с самопроверкой по эталону
Цель: l. проверить умение применять новое знание.
-3 сестра приготовила для вас 3 конверта. В каждом находятся задания, которые необходимо выполнить. Но у вас есть право выбора.
* 1 конверт содержит простые упражнения
*во 2 конверте задания более сложные
*задания из 3 конверта повышенной сложности
1 конверт. Задание. Прочитай слова. Найди проверочные слова. Спиши проверочные слова
Устный - уста, яростный - ярость, капустный – капуста, костный - кость скоростной – скорость, гигантский - гигант.
2конверт. задание. Прочитай слова. Подбери проверочные. Запиши проверочные.
Устный, яростный, капустный, костный, скоростной, гигантский.
3конверт. задание. Прочитай. Напиши цепочки слов, исключив из каждой лишнее, и вставь пропущенную букву.
1) ус…ный, ярос…ный, мес…ность
2) капус... ный, кос… ный, трос .. ник.
3) скорос…ной, вес…на, гиган...ский.
-у вас должна быть в тетради следующая запись: устный , яростный, капустный, костный, скоростной, гигантский.
6 слов записаны, верно-
5,4 слова-
3слова-
2 и меньше-
8. Рефлексия
Цель:
1. Зафиксировать новое содержание,
2. Оценить собственную деятельность и зафиксировать трудности.
-Наш корабль взял курс домой. Отгадав ребус, узнаете название корабля, благодаря которому состоялось наше путешествие (буревестник)
-Как понимаете это слово? (весть о буре)
- В нем есть непроизносимый согласный? (да, стоит между согласными, пишется, но не слышится)
-Как проверить? (Подобрать однокоренное слово, чтобы согласный слышался четко. Стоял в конце слова или после него стояла гласная)
-Кому понравилось на уроке? Было интересно, урок пролетел незаметно, все легко получалось - раскрасьте кружок в дневнике красным.
-Кому было трудно на одном этапе - раскрасьте зеленым.
-Кто скучал, испытывал затруднения при выполнении всех заданий, раскрасьте синим. Как думаете в чем причина трудностей?
Урок закончен.