Цель: проверить знания учащихся по данной теме.
Ход урока
1. Организация класса.
Учитель объясняет учащимся, как будет проходить урок: класс разделен на 3 группы и каждая группа должна пройти 3 станции за урок (на каждую станцию отводиться по 10 минут)
2. Проверка знаний учащихся по теме “Кровь и кровообращение”.
Станция “911”
На столе лежат бинты, палочки для закрутки, резиновые трубки …
На этой станции каждый ученик показывает или рассказывает приемы первой помощи при кровотечениях.
Примерные вопросы:
- При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны кровь сначала бьет фонтаном, а затем идет пульсирующей струей ярко-алого цвета. Какой сосуд поврежден, какую помощь надо оказать пострадавшему?
- Повреждена рука. Из раны несильно идет кровь темно-вишневого цвета. Определите, какой сосуд поврежден и какую помощь надо оказать пострадавшему?
- Остановите условное венозное кровотечение из сосудов предплечья у одноклассника
- Как правильно наложить жгут?
- Какие виды кровотечений вы знаете? Охарактеризуйте их.
Станция “Лабораторная”
На этой станции для каждого учащегося в группе на партах стоят микроскопы, даны образцы крови под №1 и №2 (№1-кровь человека, №2-кровь лягушки).
Учащимся предлагается решите задачу:
Криминалисту надо выяснить, какой образец крови (№1 или №2) принадлежит человеку и доказать почему?
“Тест-станция”
На этой станции каждый ученик в группе отвечает на вопросы теста.
Вариант 1.
1. Малокровием называется состояние, при котором в организме...
- Уменьшается количество крови
- Уменьшается количество лейкоцитов
- Увеличивается количество лейкоцитов
- Уменьшается количество эритроцитов или содержание в них гемоглобина
2. У вас 1 группа крови. Постройте схему, поясняющую ситуации...
- Вы - донор
- Вы - реципиент
3. Жидкая часть крови называется:
- Тканевой жидкостью
- Плазмой
- Лимфой
- Цитоплазмой
4. Какова роль тканевой жидкости:
- Омывает клетки
- Переносит вещества
- Образует лимфу
- Транспортирует CO2 , О2
5. При сокращении предсердий:
- Все клапаны закрыты
- Все клапаны открыты
- Створчатые клапаны закрыты, а полулунные - открыты
- Створчатые клапаны открыты, а полулунные - закрыты
6. Определите правильную последовательность фаз сердечного цикла:
1. Общее расслабление сердца | одновременное сокращение предсердий и желудочков | |
2. Сокращение желудочков | сокращение предсердий | общее расслабление |
3. Сокращение предсердий | сокращение желудочков | общее расслабление |
4. Сокращение предсердий | общее расслабление | сокращение желудочков |
7. При введении лекарственных веществ в кровь:
- Не обязательно добиваться соответствия концентрации солевого состава вводимых растворов и плазмы
- Нужно, чтобы концентрация вводимых солевых растворов была выше, чем концентрация солей в плазме
- Нужно, чтобы по концентрации солевой состав вводимых растворов соответствовал составу плазмы
- Нужно, чтобы концентрация вводимых в кровь растворов была ниже, чем концентрация солей в плазме
8. При переливании крови во всех случаях врач должен знать
- Только группу крови донора и больного
- Группу крови больного и его резус-фактор
- Группу крови и резус-фактор больного и донора
- Группу крови и резус-фактор донора
9. Кровь в легких отдает
- Кислород
- Азот
- Углекислый газ
- Инертные газы
10. Чем регулируется деятельность сердечной мышцы?
- Сознание
- Гормоны
- Нервная система
- Рефлекторная регуляция
Вариант 2.
1. Внутреннюю среду организма образуют:
- Кровь
- Кислород
- Тканевая жидкость
- Питательные вещества
- Вода, соли
- Лимфа
2. Резус-фактор - это:
- Особый белок, находящийся в эритроцитах
- Невосприимчивость к заболеванию
- Заболевание крови
- Вещество, связанное со свертыванием крови
3. Определите правильную последовательность фаз сердечного цикла
1. Сокращение предсердий | сокращение желудочков | общее расслабление сердца |
2. Сокращение предсердий | общее расслабление сердца | сокращение желудочков |
3. Общее расслабление сердца | одновременное сокращение предсердий и желудочков | |
4. Сокращение желудочков | сокращение предсердий | общее расслабление сердца |
4. В тканях в кровь поступает:
- Кислород
- Углекислый газ
- Азот
- Угарный газ
5. Благодаря иммунитету организм защищает себя от:
- Потери крови
- Чужеродных живых тел и веществ
- Свёртывания крови
- Отравления угарным газом
6. При воспалении в местах поражения
- В крови увеличивается количество лейкоцитов, интенсивно происходит фагоцитоз, образуется гной
- Количество лейкоцитов уменьшается, фагоцитоз практически не наблюдается
- Уменьшается содержание гемоглобина, разрушаются тромбоциты, образуется кровяной сгусток
- Образуются антитела
7. Пульсом называют:
- Сокращение предсердий
- Давление крови на стенки сосудов
- Ритмические колебания стенок кровеносных сосудов
- Сокращение желудочков
8. При сокращении желудочков сердца
- Все клапаны открыты
- Все клапаны закрыты
- Полулунные клапаны закрыты, а створчатые - открыты
- Створчатые - закрыты, а полулунные - открыты
9. У вас 3 группа крови. Постройте схему, поясняющую ситуации:
- Вы - донор
- Вы - реципиент
10. Что такое лимфа?
- Компонент внутренней среды организма
- Бесцветный компонент внутренней среды организма
- Раствор питательных веществ
- Разновидность соединительной ткани
- Любая жидкость в организме
Подведение итогов.