Проблема обучения является одной из важнейших задач модернизации образования. Основная идея обновления профессионального образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, дифференцированным, ориентированным на создание условий выбора для удовлетворения образовательных потребностей учащихся. Реализация этих идей направлена на изменение целёй, содержания, технологий организации подходов к оценке образовательных результатов учащихся.
Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практикоориентированного обучения приводит к большему использованию других, альтернативных методов оценивания. Одним из таких методов является оценивание при помощи портфолио, и используется он в обучении, основанном на компетентностном подходе.
Портфолио (в широком смысле этого слова) - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся. Он относится к ряду “аутентичных” (то есть истинных) индивидуализированных оценок и ориентирован не только на процесс оценивания, но и самооценивания. Основной целью аутентичного оценивания является оказание помощи учащимся в развитии их способностей анализировать собственную деятельность, сопоставлять её с общепринятыми стандартами и на основе этого пересматривать, совершенствовать, перенаправлять свою энергию, проявлять инициативу для достижения собственного прогресса.
Портфолио не только является современной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. И как результат - способствовать повышению качества образования в целом. Описанные особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного учащегося, отвечающей задачам профессиональной подготовки.
Из опыта работы.
На первом курсе заводится индивидуальная накопительная папка на каждого учащегося и ведется в течение трех лет обучения. На третьем курсе в нее добавляется отчет по производственной практике и характеристика с производства.
Индивидуальная накопительная рабочая папка включает в себя:
- титульный лист (обложку);
- содержание;
- I “Мой портрет”;
- II раздел “Портфолио документов”;
- III раздел “Портфолио работ”.
Раздел 1. Информация о владельце портфолио.
Включает в себя личные данные учащегося, ведущего портфолио. Автобиография. В этом разделе помещаются результаты психологической диагностики (тестирование совместно с психологом). Информация, помогающая учащемуся проанализировать свой характер, способности. Узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания. Учащийся ежегодно проводит самоанализ собственных планов и интересов. Ставит цели и анализирует их достижение. Также проводит самоанализ итогов года.
Раздел II. Официальные документы.
Портфолио документов - комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений.
В этом разделе помещаются:
1. Перечень представленных в портфолио официальных документов.
2. Все имеющиеся у учащегося сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участии в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о прохождении курсов по предметам или о результатах тестирования и т.д.
Раздел III. Творческие работы, курсы по выбору.
Портфолио работ — комплект различных творческих, исследовательских, проектных и других работ выпускника. Портфолио работ может включать в себя:
- проектные работы (тема проекта, описание работы, текста работы в печатном виде);
- исследовательские работы и рефераты (исследовательская работа, реферат, использованная литература);
- техническое творчество: модели, макеты, приборы (краткое описание конкретной работы);
- работа по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках, в хоре, художественной самодеятельности и т. п.);
- различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксиру-ется вид практики, место ее прохождения, продолжительность);
- занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
- участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях.
В рабочую папку (портфолио) прилагается:
- Перечень представленных творческих работ.
- Таблица “Мое участие в училищных праздниках и мероприятиях”.
На Фестиваль педагогических идей “Открытый урок” 2006/2007 учебного года представляется работа учащейся, которая входит в III раздел “Портфолио работ”.
Тема по учебному плану: “Табличный редактор Excel – “Макросы”
Отдельные части работ выполнены в трех программных продуктах: MS Word, MS Excel, Paint.
В текстовом редакторе оформлена вся работа и имеет тот вид, в котором и помещается в “Портфолио работ”. Приложение1.doc
В табличном редакторе с помощью макроса написан программный код на Visual Basic. Приложение2.xls
В графическом редакторе нарисован равносторонний треугольник. Приложение3.jpg
Работы подобного плана и составляют “Портфолио работ” учащегося.