Цели урока:
- познавательная – проверить знания татаро-монгольских походов, сражений Руси со шведами и немецкими рыцарями, дат, понятий, фактического материала по данной теме;
- развивающая – развивать навыки работы с картой, компьютером, письменно отвечать на вопросы по изученному материалу, делать самостоятельно вывод;
- воспитательная – воспитывать чувства патриотизма, гордости за доблесть русской рати, активизировать интерес учащихся к истории своей Родины.
Оборудование: карта “Нашествие иноземных завоевателей в XIII веке”, тесты, стенды со схемами Ледового побоища, Невской битвы и Куликовской битвы, логическое задание, кроссворд, календарь исторических дат (КИД).
Ход урока
Организационный момент.
Звучит русская народная песня “То не белая берёза”. На фоне музыки 2 ученика читают отрывки из стихотворения Д. Кедрина “Дума о России”:
1 ученик:
Широко раскинулась Россия!
Много бед Россия выносила:
На неё с востока налетали
Огненной метелицей татары, с запада
Затмив щитами солнце,
Шли стеною на неё ливонцы.
- Погоди! –
Они её пугали, -
Мы тебя растопчем сапогами!
Пес завоет,
Вырастет крапива,
Где нога немецкая ступила!
2 ученик:
Русские не склонятся знамена!
Будем биться так,
Чтоб видно было:
В мире нет сильнее русской силы,
Чтоб остались от Орды поганой
Только безыменные курганы,
Чтоб вовек стояла величаво
Мать Россия, наша жизнь и слава!
I ЭТАП. Учитель разъясняет ученикам цели и структуру данного урока.
II ЭТАП. Разбивка класса на 4 группы по 6 -7 человек (в зависимости от количества учащихся в классе). Но каждый ученик в группе работает индивидуально. Способы деления разные – по цвету, по форме фигур, при помощи фишек и т.д.
III ЭТАП. Работа в группах.
1 группа работает за компьютерами и решает тесты, написанные специальной компьютерной программой (Приложение 1).
Тест №1.
Какие из перечисленных ниже явлений можно считать причинами феодальной раздробленности?
А) усобицы князей;
Б) рост городов;
В) укрепление собственности на землю;
Г) упадок хозяйства.
Тест №2.
Новгород расположен:
А) на Днепре;
Б) на Волхове;
В) на южном берегу озера Ильмень;
Г) на Дунае.
Тест №3.
После какой битвы монгольские ханы положили на раненных пленных бревна, сели на них и пировали, празднуя победу?
А) после взятия Казани;
Б) после битвы на Калке;
В) после битвы на Сити;
Г) после взятия Коломны.
Тест №4.
Какой город монголо-татары прозвали злым?
А) Рязань;
Б) Владимир;
В) Козельск;
Г) Киев.
Тест №5.
О чем повествуется в повести о Евпатии Коловрате?
А) о нашествии монголо-татар на Рязанскую землю;
Б) о разорении Киева;
В) о сожжении Москвы;
Г) о взятии Торжка.
Тест №6.
Гражданским управлением в Новгороде ведал:
А) князь;
Б) посадник;
В) воевода;
Г) епископ.
Тест №7.
Где Батый основал столицу своего государства?
А) на Днепре;
Б) на Дунае;
В) в междуречье Волги и Оки;
Г) на Волге.
Тест №8.
Ярлык – это:
А) дань;
Б) грамота на право княжения;
В) сборщик дани;
Г) деталь одежды.
Тест №9.
Какой русский город первым подвергся ордынскому разорению?
А) Тмутаракань;
Б) Киев;
В) Рязань;
Г) Москва.
Тест №10.
Матерью русских городов называли:
А) Новгород;
Б) Киев;
В) Москву;
Г) Переяславль.
Компьютер выдает результат, который заносится в оценочный лист.
Оценочный лист.
№ п/п | Список учащихся | Тестирование | Карта | Логические задания | КИД | Кроссворд | Итого |
1 | Иванов | ||||||
2 | Петров | ||||||
… |
Оценивание.
1) Тестирование:
10 баллов – “5”
9-8 баллов – “4”
7-6 баллов – “3”
5 и менее баллов – “2”;
2) Карта – по пятибалльной системе;
3) Логические задания – по пятибалльной системе;
4) КИД – за один правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6;
5) Кроссворд – за выполнение 1 балл.
Итого:
- 26-23 баллов – “5”
- 22-17 баллов – “4”
- 16-13 баллов – “3”
- менее 13 баллов – “2”
2 группа работает с КИДами.
Календарь исторических дат (КИД).
КОГДА? | ГДЕ? | ЧТО ПРОИЗОШЛО? |
30 мая …? года | ? | Первое сражение русских с монголо-татарами |
1240 год | В устье Непрядвы | ? |
8 сентября …? года | На “птичьем” поле | ? |
…? 1242 года | ? | Ледовое побоище |
1237 год | Северо-восточная Русь | ? |
…? | Южная Русь и Восточная Европа | …? поход Батыя |
За один правильный ответ – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6.
3 группа работает с картами и схемами. Каждый отвечающий тянет карточку с заданиями и отвечает по карте или схеме.
ПОХОД ЧИНГИЗ - ХАНА | ПЕРВЫЙ ПОХОД БАТЫЯ |
БИТВА НА КАЛКЕ | НЕВСКАЯ БИТВА |
ЛЕДОВОЕ ПОБОИЩЕ | КУЛИКОВСКАЯ БИТВА |
ВТОРОЙ ПОХОД БАТЫЯ |
4 группа выполняет логические задания и в письменном виде сдают их учителю.
1. От каких занятий, известных славянам в 1 тысячелетии, произошли следующие русские фамилии:
- Ковалев;
- Бортников;
- Бондарев;
- Скорняков;
- Кожемякин.
2. Представьте себе, что перед Вами рассказ ордынского воина, принимающего участие в походе Батыя на Русь. Какие ошибки Вы обнаружили в этом рассказе?
Спрашиваете, почему Русь нам дань платит? Расскажу. В 1237 году начали мы поход в земли славян, и вел нас в этот поход хан Батый, сын великого Чингизхана. Большое хан Бату войско собрал. Вся армия была разделена на тумены, тумены на тысячи, тысячи на сотни, сотни на десятки. Да, вот такой порядок был. И дисциплина была такая, что если с поля боя бежал один человек, то казнили весь десяток, если десяток обращался в бегство – всю сотню. Этот закон еще сам Чингизхан у нас в войске ввел.
Так вот, осенью, в сентябре или октябре, встретились мы с русичами. Первыми вышли нам на встречу воины Рязанского княжества. Да куда там! Смяла наша конница их дружину, а оставшиеся спрятались за стенами их города Рязани, а у того хоть стены и деревянные, да так просто их не преодолеть.
Отчаянно бились рязанцы, понятно, землю свою защищали, да и отступать им уже некуда. Но еще из Китая мы вывезли мастеров, умеющих штурмовые орудия изготовлять – тараны, катапульты. Правда, пока их строили да города штурмовали, мы много времени потратили. Потому и прозвали мы Рязань – “злой город”.
Следующей на нашем пути лежала Владимиро-Суздальская земля. Зима уже началась, реки замерзли, и по ним, как по широкой ровной дороге, двинулись мы к городам их княжества. Ведь русичи города свои по берегам рек строили. Но Аллах помог хану Батыю и всему его правоверному мусульманскому воинству одержать победу над славянами.
И много мы их городов захватили: и Коломну, и Москву, и Смоленск, и Владимир. Владимир – столица княжества – красивый город: церквей много, посад большой. А князь их Всеволод уехал войско собирать. Да не многое ему удалось. И города его захватили, и землю пожгли, а дружину его небольшую мы разбили на реке, которую, кажется, зовут Клязьмой. А сам князь, говорили, погиб.
Следующая земля – Новгородская. Но её полностью завоевать не успели – хан Бату приказал поворачивать назад, в милые нашему сердцу степи. На обратном пути никаких ухе городов не брали, так как добра много всякого везли и пленных (кто ремесло какое знает).
После, лет пять мы в степях отдыхали, а затем хан нас в другие земли русичей повел. И взяли мы их города – Чернигов, Киев, Переяславль, и другой Владимир – Волынский. И опять добыча богатая была, считай, как и после первого похода.
А как русские земли завоевали, больше уже ни в какие походы не ходили. Остались жить в степях, к югу от завоеванных русских княжеств. Хан Бату наше государство основал – Золотую Орду. Построили столицу – город Сарай, что в верхнем течении реки Волга. А русским князьям было приказано Орде дань платить. Вот потому они нам дань и платят.
Затем группы меняются по кругу. Таким образом, все ученики выполняют следующие задания: тесты, КИДы, индивидуальный опрос по картам и схемам, логические задания.
Оценки заносятся в оценочный лист.
Каждый ученик может заработать дополнительно 1 балл, решив кроссворд (Приложение 2).
Подведение итогов тестирования, КИДа и индивидуального опроса выполняется на уроке. Оценки за выполнение логического задания и итоговые оценки (индивидуально для каждого ученика) объявляются на следующем уроке.
Домашнее задание: в рабочих тетрадях написать последствия нашествия иноземных захватчиков на Русь в XIII веке – положительные и отрицательные.