Программа углубляет некоторые темы курса физики основной школы. В основу выбора тем положены следующие принципы:
- в основном курсе некоторые моменты темы не могли быть рассмотрены ранее или были рассмотрены только на ознакомительном уровне,
- в программе профильной школы на изучение темы выделяется недостаточное количество учебного времени или тема вовсе отсутствует,
- на выпускных или вступительных экзаменах тема спрашивается на высоком уровне.
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся и в нем делается акцент на интенсивное развитие учебно-познавательных способностей обучающихся.
Цель курса: создание условий для осознанного выбора дальнейшего профиля обучения.
Задачи курса:
1) закрепление навыков и умений учащихся;
2) развитие познавательной активности и самостоятельности, стремления к саморазвитию и самосовершенствованию;
3) получение навыков по решению задач повышенной трудности;
4) решение возникающих учебных и самообразовательных проблем.
В теоретической части курса учащимся кратко напоминаются базовые знания и умения, которые дополняются необходимыми знаниями из программ для углубленного изучения физики. Материал для этого рекомендуется брать из учебников для углубленного изучения физики под редакцией Г. Я. Мякишева.
В практической части предлагаются задачи и практические работы, для выполнения которых не требуется сложного лабораторного оборудования. Учитывая прикладной характер физики, рекомендуется для занятий выбирать задачи, решение которых можно сопровождать демонстрацией. Количество и виды практических работ могут быть изменены преподавателем, подбор таких заданий рекомендуется брать из сборников олимпиадных задач. При составлении тематического планирования автор программы использовал пособие “Физика: 3800 задач для школьников и поступающих в вузы” / авт.-сост. Н. В. Турчина, Л. И. Рудакова, О. И. Суров и др. – М.: Дрофа, 2000.
Данный курс предусматривает наличие лекционных, практических, контрольных и открытых занятий. Программа легко адаптируется под уровень готовности учащихся. Материал, указанный в скобках, рекомендуется преподавать только в сильной группе учащихся. Многие практические работы после разбора на занятии могут быть предложены как домашнее задание. Урок открытого решения задач проводится по просьбам учащихся, самостоятельно работавших по теме или испытавших трудности на контроле знаний.
Содержание курса позволяет школьникам активно включиться в учебно-познавательный процесс в начале любой темы. Распределение учебного времени, выделяемого на тему, пропорционально делению учебного года на четверти, но, по желанию преподавателя, может быть изменено.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Соединения проводников. (8 часов).
Электрические цепи. Закон Ома для участка цепи. Законы последовательного и параллельного соединений проводников. Распределения напряжений при последовательном и токов при параллельном соединении проводников. Смешанное соединение. (Полубесконечные соединения. Симметрия схем, точки равного потенциала. Соединения “звездой” и “треугольником”.) Электрические “черные ящики”.
Тема 2. Свободное падение. (7 часов).
Свободное падение. Движение тела, брошенного горизонтально. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. (Разложение вектора на составляющие. Нормальное и тангенциальное ускорения. Радиус кривизны траектории.)
Тема 3. Статика. (10 часов).
Равновесие твердого тела. Перенос точки приложения силы. Два условия равновесия. Момент силы. Центр масс. Виды равновесия, устойчивость тела.
Тема 4. Гидростатика. (7 часов).
Закон Архимеда. Плавание тел. Гидростатическое взвешивание. Давление в жидкостях и газах, закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды.
Резервное время 2 часа.
ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия. | Содержание занятия. |
Тема 1. Соединения проводников. (8 часов). |
|
1.1. | Электрические цепи. Закон Ома для участка цепи. Законы последовательного и параллельного соединений проводников. Распределения напряжений при последовательном и токов при параллельном соединении проводников. |
2.2. | Практические работы: 1) “Сравнение сопротивлений двух проводников при помощи двух вольтметров”. 2) “Сравнение сопротивлений двух проводников при помощи двух амперметров”. |
3.3. | Сопротивление проводников.
Полубесконечные соединения. Симметрия схем,
точки равного потенциала. Решение задач: 12.27 – 12.47. |
4.4. | |
5.5. | Соединения “звездой” и
“треугольником”. Электрические “черные
ящики”. Практическая работа “Исследование схемы “черного ящика””. |
6.6. | Расчет токов и напряжений. Решение задач: 12.75 – 12.82. |
7.7. | Контроль знаний. |
8.8. | Урок открытого решения задач. |
Тема 2. Свободное падение. (7 часов). |
|
1.9. | Свободное падение. Практическая работа “Оценка времени реакции человека”. Оборудование: линейка, ассистент. |
2.10. | Движение тела, брошенного
горизонтально. Решение задач: 1.239; 1.240; 1.242; 1.243; 1.244; 1.247. |
3.11. | Практическая работа “Оценка скорости пальца в момент щелчка”. Оборудование: рулетка, ластик, ассистент. |
4.12. | Движение тела, брошенного под углом к
горизонту. Решение задач: 1.250; 1.251; 1.252; 1.254; 1.255; 1.256; 1.258; 1.259. |
5.13. | Разложение вектора на составляющие.
Нормальное и тангенциальное ускорения. Радиус
кривизны траектории. Решение задач: 1.260; 1.261; 1.267. |
6.14. | Контроль знаний. |
7.15. | Урок открытого решения задач. |
Тема 3. Статика. (10 часов). |
|
1.16. | Равновесие твердого тела. Перенос точки приложения силы. Два условия равновесия. Момент силы. |
2.17. | Решение задач на равновесие тел
при отсутствии вращения: 4.2 – 4.26; 4.28; 4.29; 4.31; 4.32; 4.53. Практическая работа “Определение силы разрыва нити”. Оборудование: нить 50 см, груз (с известной массой меньше критической), миллиметровая бумага, две кнопки. |
3.18. | |
4.19. | Практическая работа “Определение коэффициента трения скольжения”. Рассматривается несколько способов: брусок на наклонной плоскости, линейка о поверхность стола (графит карандаша о бумагу), шар между двумя линейками. |
5.20. | Решение задач на равновесие тел
при возможности вращения: 4.27; 4.34 – 4.52; 4.54 – 4.72. Практическая работа “Определение массы линейки”. Оборудование: линейка, груз известной массы (монета). Практическая работа “Определение коэффициента трения скольжения бруска о поверхность стола”, стол наклонять запрещено. Оборудование: брусок (спичечный коробок), линейка. |
6.21. | |
7.22. | Центр масс. Виды равновесия,
устойчивость тела. Практическая работа “Определение центра масс треугольника”. Оборудование: картон, ножницы, шило, отвес. |
8.23. | Решение задач на центр тяжести: 4.73 – 4.81. |
9.24. | Контроль знаний. |
10.25. | Урок открытого решения задач. |
Тема 4. Гидростатика. (7 часов). |
|
1.26. | Закон Архимеда. Плавание тел.
Гидростатическое взвешивание. Практическая работа “Проверка массы сливочного масла, купленного в магазине”. Оборудование: пачка масла, целлофановый пакетик, цилиндрический сосуд с водой, линейка. |
2.27. | Решение задач: 8.90 – 8.121; 8.124 – 8.129;
8.131 – 8.136. Практическая работа “Определение плотности картофеля (пластилина)”. Оборудование: картофель (пластилин), цилиндрический сосуд с водой, линейка. |
3.28. | |
4.29. | Давление в жидкостях и газах, закон Паскаля. Сообщающиеся сосуды. |
5.30. | Решение задач: 8.46; 8.48; 8.53 – 8.69; 8.122; 8.123; 8.130. |
6.31. | Контроль знаний. |
7.32. | Урок открытого решения задач. |