От игры к знаниям (математика).
Современный этап развития нашего общества требует от школы, всей системы образования “повысить качество образования и воспитания, обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук”.
Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.
Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественного цикла, в частности к физике, основам информатики и вычислительной техники, химии. Развитие логического мышления учащихся при обучении математике способствует усвоению предметов гуманитарного цикла.
Так как учащимся начальной школы всегда трудно при переходе в среднее звено, стараюсь смягчить этот переход проведением игровых уроков. Уже накоплена серия уроков по теме: “В мире животных”.
1) Урок “Все о бобрах”.
2) Урок “Все о синих китах”.
3) Урок “Все о слонах” и т. д.
После таких уроков дети всегда удивляются и начинают понимать, что школьные предметы так или иначе связаны между собой. Они приносят интересные вырезки из газет, изданий о тех животных, о которых мы говорили на уроках математики. Польза двойная. У меня пополняется копилка для таких уроков, а учитель биологии тоже не остается в стороне. Дети стараются узнать больше о животных и читают дополнительно.
Вот, например, урок по теме “Основное свойство пропорций”.
Цели урока:
- Образовательные: закрепить ЗУН. по теме “Пропорции”.
- Развивающие: развивать творческую и мыслительную деятельность; самостоятельность; формировать умение четко излагать свои мысли.
- Воспитательные: прививать интерес к математике; воспитывать самооценку учащихся, веру в свои силы.
I. Оргмомент.
- Отметим настроение.
II. Устная работа.
1. Какое из равенств можно назвать пропорцией:
а) 17 : 12 = 7 : 5;
б) 5 : 20 = 3/58 : 6/29 ?
2. При каком значении а верно равенство:
а) 2а : 3,7 = 8 : 7,4;
б) 0,1а/4 = 3,4/17.
3. Клоун объявил, что он составил из членов равенства
3 * 4 = 6 * 2 несколько пропорций: 3 : 6 = 2 : 4; 4 : 6=2 : 3; 3 : 6 = 4 : 2; 6 : 3 = 2 : 4; 3 : 2 = 4 : 6; 6 : 4 = 3 : 2; 6 : 3 = 4 : 2; 6 : 4 = 2 : 3.
Публика смеялась: все видели, что половина пропорций неправильно. Укажите пропорции, составленные правильно.
III. Диктант (под копировку).
1) Закончите предложение: “Равенство двух отношений называют…” [“Если пропорция верна, то произведение её крайних членов равно произведению…”].
2) Запишите пропорцию 7 : 21 = 1 : 3 [3 : 4 = 9 : 12]. Подчеркните её средние [крайние] члены.
3) Закончите предложение: “Если пропорция верна, то произведение её средних членов равно произведению…” [“Равенство двух отношений называют…”].
4) Решите уравнение x : 3 = 7 : 6 [8 : y = 24 : 5], пользуясь свойством пропорции.
5) Решите уравнение 7 : 14 = 16 : а [17 : 51 = b : 6].
Взаимопроверка. Разрешаю в тетрадях поставить оценку красной пастой.
IV. Составьте из равенства 4 пропорции: 34 * 6 = 17 * 12.
V. Найдите неизвестный член пропорции:
а) 9 : 405 = x : 210 (На доске с объяснением).
б) 25 : x = 625 : 25 (В тетрадях с комментированием).
в) x : 4,9 = 0,35 : 0,025 (Учащиеся выполняют самостоятельно, а один из учащихся выполняет на другой стороне доски. Далее проверка). № 747 (ж, з, и) использовать сильных учащихся.
VI. Д. З. п. 21, № 762, 764 (пояснение).
VII. Самостоятельная работа.
Дидактические материалы. Вариант А-“3”, вариант Б-“4”, вариант В-“5” (Учащиеся выбирают по силам).
Итог урока:
Так как тема важная. Применяется при изучении химии, физики (для решения задач). Поэтому различные виды деятельности дают возможность лучше усвоить эту тему.
Литература.
- Учебник 6 класса Н.Я. Виленкин
- Дидактические материалы (А. П. Ершова, В. В. Голобородько).
- Учебник-собеседник.
- Журнал “Математика в школе”.
- Газета “Математика” (приложение к “1 сентября”)