Цели и задачи:
- Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего посёлка, школы;
- Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками
- Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников
- Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе
- Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам
- Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.
Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.
Принципы построения программы:
- Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
- Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
- Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
- Принцип интеграции и дифференциации обучения
- Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)
Основные методы обучения:
- Практические
- Рассказ педагога и рассказы детей
- Беседы
- Дискуссии
- Встречи с интересными людьми
- Мини-сочинения
- Походы, экскурсии
- Конкурсы, викторины
- Составление презентаций Power Point
Что должны знать и уметь воспитанники:
- Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
- Составлять доклады, рефераты
- Оформлять дневник похода
- Применять полученные знания на практике
- Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
- Практиковаться в умении проводить экскурсии
1. Вводная беседа - 1 ч.
Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.
2. Посёлок, в котором мы живём - 7ч.
2.1П. Каменоломни в довоенное время.
- У истоков основания посёлка
- Зарождение добывающей промышленности
- Посёлок в период революции и Гражданской войны
- Исторические памятники посёлка.
Практические занятия:
1. экскурсия в районный музей
2. поход к историческим памятникам посёлка
2.2 Героическое прошлое нашего посёлка
- Посёлок в начале ВОВ
- Период фашистской оккупации.
- Юные герои нашего посёлка.
- Герои Советского Союза – наши земляки.
Практические занятия:
1. Посещение музея, беседа с И.С. Комаричевым
2. Встреча с ветеранами ВОВ
3. Викторина “Наш край”
2.3 Наш посёлок в послевоенное время
- Восстановление хозяйства, появление предприятий
- Развитие инфраструктуры посёлка
- Герои Социалистического труда
Практические занятия:
1. Конкурс знатоков “Что? Где? Когда?”
2. Выпуск альбома об истории посёлка
2.4 Предприятия и организации посёлка
- Евродон
- Вагонное депо
- Локомотивное депо
- Опорный центр п. Каменоломни
Практические занятия: Сбор материала о предприятиях
2.5 Учебные, культурные, спортивные заведения
- Школы
- Библиотеки, дворец культуры,
- Спортивный комплекс, бассейн
Практические занятия: Интеллектуальная игра – “мой посёлок – моя Родина”.
3. Мой дом, моя семья - 6ч.
- Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка
- Семейный альбом
- Моя школа, мой класс, мои учителя
- Мой дом, моя улица.
Практические занятия:
1. Конкурс рефератов “Моя родословная”, “Школьные годы чудесные”
2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка
3. Герб семьи
4. Начальные навыки туризма - 6ч.
- Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
- Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
- Умей оказать первую медицинскую помощь
- Умей ориентироваться по карте и компасу
- Что должен помнить турист
- Правила техники безопасности
Практические занятия: 1. Поход на Белую Горку.
5. Охрана природы – 6ч.
- Растительность Донского края
- Лекарственные растения, произрастающие на Дону
- Съедобные и ядовитые грибы и растения
- Животный мир области
- Охрана окружающей среды,“Красная книга”
Практические занятия:
1.Экскурсия в городской краеведческий музей “Птицы Ростовской области”
2. Конкурс “Что ты знаешь о родном крае?”
6. Поиск - 6ч.
6.1 Наши земляки – герои ВОВ
6.2 Каменоломни в годы ВОВ
6.3 История школы
- Учителя - выпускники нашей школы.
- Оформление записей, фотоматериалов
Практические занятия: оформление дневников, стендов, краеведческих уголков.
7. Итоговые практические занятия 1ч.
Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.