Программа кружка "Юный краевед", 1-й год обучения для 8–9-х классов

Разделы: География, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • Углубить и расширить знания учащихся по истории Донского края, своего посёлка, школы;
  • Развивать креативные способности и умения самостоятельно работать с источниками
  • Способствовать развитию навыков исследовательской работы школьников
  • Приобщить школьников к поисково-исследовательской работе
  • Дать дополнительные знания по гуманитарным предметам
  • Воспитывать волевые качества, гражданское отношение к отечественной истории.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Основные методы обучения:

  • Практические
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Встречи с интересными людьми
  • Мини-сочинения
  • Походы, экскурсии
  • Конкурсы, викторины
  • Составление презентаций Power Point

Что должны знать и уметь воспитанники:

  • Работать с первоисточниками, самостоятельно добывать знания
  • Составлять доклады, рефераты
  • Оформлять дневник похода
  • Применять полученные знания на практике
  • Самостоятельно провести беседу с населением по записи воспоминаний
  • Практиковаться в умении проводить экскурсии

1. Вводная беседа - 1 ч.

Что такое краеведение, задачи, цели, содержание работы.

2. Посёлок, в котором мы живём - 7ч.

2.1П. Каменоломни в довоенное время.

  • У истоков основания посёлка
  • Зарождение добывающей промышленности
  • Посёлок в период революции и Гражданской войны
  • Исторические памятники посёлка.

Практические занятия:

1. экскурсия в районный музей

2. поход к историческим памятникам посёлка

2.2 Героическое прошлое нашего посёлка

  • Посёлок в начале ВОВ
  • Период фашистской оккупации.
  • Юные герои нашего посёлка.
  • Герои Советского Союза – наши земляки.

Практические занятия:

1. Посещение музея, беседа с И.С. Комаричевым

2. Встреча с ветеранами ВОВ

3. Викторина “Наш край”

2.3 Наш посёлок в послевоенное время

  • Восстановление хозяйства, появление предприятий
  • Развитие инфраструктуры посёлка
  • Герои Социалистического труда

Практические занятия:

1. Конкурс знатоков “Что? Где? Когда?”

2. Выпуск альбома об истории посёлка

2.4 Предприятия и организации посёлка

  • Евродон
  • Вагонное депо
  • Локомотивное депо
  • Опорный центр п. Каменоломни

Практические занятия: Сбор материала о предприятиях

2.5 Учебные, культурные, спортивные заведения

  • Школы
  • Библиотеки, дворец культуры,
  • Спортивный комплекс, бассейн

Практические занятия: Интеллектуальная игра – “мой посёлок – моя Родина”.

3. Мой дом, моя семья - 6ч.

  • Родительский дом – начало – начал. Мои родители, бабушка, дедушка, прадед, прабабушка, сестры, братья, дяди, тёти. Связь их с этапами развития посёлка
  • Семейный альбом
  • Моя школа, мой класс, мои учителя
  • Мой дом, моя улица.

Практические занятия:

1. Конкурс рефератов “Моя родословная”, “Школьные годы чудесные”

2. Сбор и обобщение материала об истории посёлка

3. Герб семьи

4. Начальные навыки туризма - 6ч.

  • Что надо брать с собой в поход? Умей укладывать рюкзак правильно
  • Научись разжигать костёр, как приготовить пищу на костре.
  • Умей оказать первую медицинскую помощь
  • Умей ориентироваться по карте и компасу
  • Что должен помнить турист
  • Правила техники безопасности

Практические занятия: 1. Поход на Белую Горку.

5. Охрана природы – 6ч.

  • Растительность Донского края
  • Лекарственные растения, произрастающие на Дону
  • Съедобные и ядовитые грибы и растения
  • Животный мир области
  • Охрана окружающей среды,“Красная книга”

Практические занятия:

1.Экскурсия в городской краеведческий музей “Птицы Ростовской области”

2. Конкурс “Что ты знаешь о родном крае?”

6. Поиск - 6ч.

6.1 Наши земляки – герои ВОВ

6.2 Каменоломни в годы ВОВ

6.3 История школы

  • Учителя - выпускники нашей школы.
  • Оформление записей, фотоматериалов

Практические занятия: оформление дневников, стендов, краеведческих уголков.

7. Итоговые практические занятия 1ч.

Участие в различных туристических и краеведческих конкурсах и викторинах.