Обобщающий урок по теме: "Решение задач на движение"

Разделы: Математика


Цели урока:

а) Проверка практических навыков и умений решения задач на движение.
б) Помочь ученикам приобрести необходимый опыт и выработать собственную систему приемов, позволяющих решать нестандартные задачи.
в) Привитие интереса к предмету, расширение кругозора, развития мышления и речи учащихся.

Оборудование: Тетради с печатной основой; индивидуальные занятия.

Ход урока

1. Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся.

Устная работа.

Отдельные учащиеся работают с индивидуальными карточками.

Как найти скорость? Время? Пройденный путь?

Найти произведение чисел 18 и 3;

Ответ:

а) 6;
б) 36;
в) 54;
г) 15.

Найти частное чисел 39 и 3;

Ответ:

а) 13;
б) 42;
в) 36;
г) 117.

Найти пятую часть от 2400:

Ответ:

а) 120;
б) 4800;
в) 480;
г) 2405.

Сколько минут в 3 часах?

Ответ:

а) 300мин;
б) 30мин;
в) 45мин;
г) 180мин.

Задача: Велосипедист ехал из поселка к озеру 4ч со скоростью 12км/ч. На обратном пути он ехал со скоростью 16км/ч. На каком расстоянии находится посёлок от озера?

Ответ:

а) 16км;
б) 8км;
в) 48км;
г) 3км.

Сколько километров составил обратный путь велосипедиста?

Ответ:

а) 28км;
б) 48км;
в) 16км;
г) 20км.

Сколько времени велосипедист затратил на обратный путь?

Ответ:

а) 1ч;
б) 4ч;
в) 3ч;
г) 7ч.

Как уменьшить десятичную дробь в 10, 100, 1000 раз?

Как разделить десятичную дробь на 0, 1; 0, 01; 0, 001?

Найти ошибки:

0, 134 * 1000 = 13, 4;

16, 12 : 4 = 4, 3;

3, 61 – 0, 1 = 3, 6.

Подведение итогов устной работы, проверка выполнения индивидуальных заданий.

Физпауза, игра “Синквейн” со словом дорога.

II. Основная часть.

Вступительное слово учителя:

Ребята обратимся к статистике ДДТТ. Самый пик ДТП с участием детей приходится на теплый период времени - с апреля по сентябрь, когда юные участники дорожного движения в большинстве своем остаются без присмотра взрослых. Число дорожно-транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 16 лет за 7 месяцев 2006 года увеличилось на 1, 4 % по сравнению с аналогичным периодом 2005 года.

Главная наша задача научиться безопасному поведению на улицах города. Сегодня мы будем решать задачи, посвященные безопасному поведению на дорогах.

Задача №1

Утром по дороге в школу ученик 5 класса Марат Хасанов собирался переходить улицу и увидел проезжающую машину. Ширина улицы 10м, Марат находится на расстоянии 6м от края дороги, машина на расстоянии 100м. Стоит ли ему переходить через улицу или подождать и пропустить машину, если его скорость 80м/мин, а скорость машины: 60км/ч, 80км/ч?

Ответ: машине потребуется 6с или 4, 5с, Марату 12с.

Вывод: Одна из самых распространенных ошибок детей- это неверная оценка расстояния от себя до движущегося предмета.

Задача № 2.

Ширина улицы 36м, сигнал перехода горит 24с. С какой скоростью надо переходить улицу, чтобы успеть до того, как сигнал погаснет?

Ответ: 1, 5м/с

Вывод: скорость движения 1, 5м/с, это скорость достаточно быстрого шага.

Задача № 3.

Ученик 5 класса выскочил на дорогу перед стоящим автобусом. Сумеет ли водитель “ Тойоты-Равы”, едущей на скорости 60км/ч, затормозить, если расстояние до школьника 25м, тормозить он начал через 1с, а длина тормозного пути у его машины 6м?

Ответ: он затормозит на расстоянии приблизительно 2, 3м до школьника.

Вывод: 60% аварий с детьми возникают из-за того, что дети выбегают на проезжую часть, не приостановившись и не выглянув из-за стоящих машин. Почти 20% аварий случается именно из-за того, что дети обегают автобус спереди.

Задача № 4

Марат , стоя на краю тротуара, увидел медленно едущий грузовик, расстояние до которого было около 100м.Ширина улицы 16м, скорость грузовика 45км/ч, скорость Марата 120м/мин. Сумеет ли Марат перейти улицу без осложнений? Каковы будут последствия для Марата, если из-за грузовой машины выскочит на скорости 81км/ч маршрутное такси, которое Марат не заметил? Сколько людей могут получить травму в результате небрежности одного школьника?

Ответ: Марату потребуется 8с на переход, грузовику -8с, он успеет перебежать перед грузовиком. Маршрутному такси потребуется 4, 4с и оно встретится с Маратом посередине дороги

Вывод : значительная часть катастроф на дорогах происходит из-за того, что дети не видят одну машину за другой, едущей медленнее.

Задача № 5

Определите, по графику, сколько грузовых машин находится на дороге в 7 часов утра, 8 часов утра, 10 часов утра, 12 часов дня, 17 часов вечера. Можете ли объяснить, с чем связано такое количество машин на дорогах?

Задача № 6

Обычно Таня идет в школу со скоростью 80м/мин. Если Таня проспала, то она бежит в школу со скоростью 4м/с. Сколько времени экономит Таня во втором случае, если расстояние до школы 720м?

Ответ: 4 минуты.

Город, в котором мы с вами живем,

Можно по праву сравнить с букварем.

Азбукой улиц, дорог

Город дает нам все время урок.

Домашнее задание: Тест № 9 в тетрадях с печатной основой.

Подведение итогов урока.