Тема: Согласование числительных один, одна с существительными.
Цели:
– учить детей соотносить на слух и
правильно согласовывать в речи существительные
мужского и женского рода с числительными один,
одна;
– активизировать предметный словарь;
– развивать внимание, мышление, творческое
воображение;
– воспитывать умение слушать друг друга.
Оборудование: конверт, 2 сюжетные картинки; разрезные картинки аналогичные сюжетным; “волшебная палочка”, лист А4 с нарисованным на нем кругом, простой карандаш на каждого ребенка; музыкальное сопровождение.
Ход занятия:
1.Организационный момент.
– Скучно нам вот так сидеть,
Друг на друга все смотреть.
Не пора ли нам играть?
1, 2, 3, 4, 5!
2. Коммуникативная игра “Сосед к соседу”.
– Внимание!
– Сосед к соседу, локоток к локотку, спина к спине, мизинец к мизинцу, лоб ко лбу, щека к щеке, нос к носу, пятка к пятке, ладонь к ладони, шея к шее, кулачок к кулачку (дети выполняют соответствующие движения в паре).
3. Ритмодекламация.
– Нос, рот, голова, Указывают на нос, рот, покачивают головой.
Переносица, спина Поглаживают переносицу, спину.
Лоб, затылок, шея, грудь Указывают на соответствующие части тела.
Не забыть бы что-нибудь! Ритмичное постукивание груди кулачками.
Раз – сюда и два – сюда, Поочередное отведение рук в стороны.
Это нет, а это да. Движения головой.
(Игра повторяется)
4.
– Это у меня что? Верно нос. Покажите все свои носы. Сколько у тебя Анжелика носов? А у тебя Ваня? Верно, один.
– Это у меня что? Голова. Покажите все свои головы. Сколько у тебя Саша голов? А у тебя? Верно, одна.
– Нос, голова – количество названных частей тела одинаковое, а говорим мы о них по-разному: нос – один, голова – одна.
5. Игра “Назови, не ошибись”
– Я буду подходить к вам, и дотрагиваться до разных частей тела, а вы правильно скажите: один или одна: живот, нос, шея, затылок, подбородок, спина, лоб, переносица, грудь, голова.
– Количество частей тела одинаковое, а говорим мы о них по-разному:
Живот – один, шея – одна.
– Так и вокруг нас есть предметы, количество которых одинаково, а скажем мы о них по-разному: один или одна.
6. Игра “Я найду слова везде”
– Я предлагаю вам отыскать в группе слова, названия предметов, и правильно сказать о них: один или одна. А как их отыскать, я вас научу:
Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке!
Вы не слышали такого?
Не беда, играем в слово!
– Я нашла: одна доска.
– А теперь вы поищите. И кого я окликну, тот назовет свои слова. И так у нас получится все по очереди.
(… один конверт)
7. Разрезные картинки.
– В конверте две разрезные картинки. Каждому из вас достанется по одной части одной из картинок. Внимание! Соберите из частей – две разрезные картинки.
(Самостоятельная деятельность детей. После выполнения задания, детям демонстрируются данные сюжетные картинки в целом виде).
8. Упражнение “Кто больше назовет?”
– Назовите по картинке, как можно больше слов, про которые можно сказать: один (затем одна).
9. Игра “Волшебная палочка”
– 1, 2, 3, 4, 5 – продолжаем мы играть.
Нужно снова в круг вставать.
– Нам волшебная палочка будет помогать
Слово к слову подбирать.
(Передавая “волшебную” палочку по кругу, каждый участник называет слово к числительному: один, затем одна.)
10.”Художники”
Волшебная палочка – это карандаш.
Она поможет нам дорисовать рисунок наш.
(Показываю лист с нарисованным на нем кругом)
– А чтобы было удобнее рисовать, предлагаю вам сесть за столы.
– Что нарисовано на листе? Сколько кругов?
– Я дорисую круг…. Какие предметы у меня получились? (неваляшка, мяч)
– Сколько неваляшек? Сколько мячей? Количество предметов одинаковое, а скажем мы о них по-разному: неваляшка – одна, мяч – один.
– И вы дорисуйте круг так, чтобы получился предмет, про который можно сказать один или одна.
(Самостоятельная деятельность детей.)
Музыкальное сопровождение
– Сейчас я предлагаю вам по очереди выходить к доске. Вам нужно назвать свою картинку и правильно расположить ее: если про нарисованный предмет говорим один – под мячом, если говорим одна – под неваляшкой.
– Назовем все картинки, правильно сказав о них один или одна (все дети хором проговаривают сочетания слов, голосом выделяя окончания числительных).
11.Итог занятия.
– Из наших рисунков получились длинные ленты. Может быть вечером раскрасим картинки? А еще мы можем придумать истории про предметы, о которых можно сказать один и одна.
1, 2, 3, 4, 5 – мы закончили играть!
Литература:
1.Букатов В.М., Ершова А.П. Хрестоматия игровых приемов обучения. – М., 2002.
2. Ткаченко Т.А. Если дошкольников плохо говорит. – СПб., 1997.