Задачи:
1. Продолжить наблюдение за
многозначными словами; учить проверять слабую
позицию звука; формировать навык чтения;
2. Развивать умение анализировать рисунки и
слова; фонематический слух; устную речь,
внимание;
3. Воспитывать правильное поведение за столом.
Оборудование: бутафорская видеокамера, слоговая таблица, индивидуальные карточки со словами, иллюстрации с изображением Кота Леопольда и Мышат, телеграмма, лента букв, игра “Так и не так”.
План урока:
1. Организационный момент
2. Сообщение темы и цели урока
3. Чтение слогов, слов и предложений
4. Работа со схемами слов и предложений
5. Физкультминутка
6. Наблюдение за многозначными словами
7. Упражнение в классификации предметов
8. Беседа о правилах поведения за столом
9. Итог урока.
Ход урока
№ этапа п/п |
Деятельность обучающихся |
Деятельность учителя |
1. Орг. момент |
– Урок обучения грамоте. Проверьте, всё ли приготовлено к уроку: “Азбука”, звукарик, касса букв, цветные карандаши, “светофорики”, простой карандаш, линейка. – Сядут те дети, фамилии которых начинаются на [а]. – Сядут те дети, имена которых начинаются на [а]. – Сядут те дети, фамилии которых начинаются на [с]. – Сядут те дети, фамилии которых начинаются на согласный звук. |
Дети проверяют готовность к уроку Дети садятся Дети садятся Дети садятся Дети садятся |
2. Сообщение темы и цели урока |
– Сегодня на уроке мы попробуем снять мультфильм. Что для этого нужно? (учитель выставляет бутафорскую видеокамеру, сделанную из коробок) – В нашем мультфильме мы должны показать, чему вы научились за 1 четверть: как умеете правильно сидеть за партой, читать, выполнять задания учителя, слушать друг друга, давать полные ответы. В конце урока мы отметим, кто же был организованным и внимательным. |
Видеокамера |
3. Чтение слогов, слов и предложений |
– Чтобы камера заработала, нужно выполнить следующее задание: я буду показывать по слоговой таблице слог, а вы дополняете его до слова (учитель показывает слоги MA... ЛО... РЫ... БО... ВА...) – Составьте предложение со словом... (учитель называет наиболее удачное слово из составленных). – Камера заработала (в видеокамере включаю фонарик). – Каждый кадр будем озвучивать хлопком. |
5 хорошо читающих детей работают по индивидуальным карточкам – читают сложные слова Дети дополняют слоги до слов: мама, ложка, рыба и др. Дети составляют предложение |
4. Работа со схемами слов и предложений |
Первый кадр – хлопок – Кто же нам будет помогать? (звучит “Песенка Кота Леопольда”) Вывешиваются иллюстрации с изображением кота и мышей. – Мышата объявляют войну Леопольду. Кот, узнав об этом, прислал телеграмму: РЕ...ЯТА, ...ABA...ТЕ ЖИТЬ ...РУЖНО! КОТ ЛЕОПОЛЬ... – Но Мышата, как всегда ответили: “Никогда!” – и утащили буквы, которые мы должны вставить. – Прочитайте телеграмму, вставив пропущенные буквы. Приготовьте кассы букв. Я буду показывать пустую клетку, а вы букву, которую надо вставить. – Что вы заметили? – В каких случаях вы затруднялись в выборе буквы? – Почему возникли затруднения? – Составьте схему предложения в телеграмме. Кто затрудняется, выберите на доске (из трёх схем одна правильная) – Какой знак стоит в конце предложения? Прочитайте выразительно. |
Дети хлопают в ладоши один раз Кот Леопольд и Мышата Дети работают с индивидуальными кассами букв “РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО! КОТ ЛЕОПОЛЬД” Б, Д, Й, Д, Д Эти буквы обозначают звонкие согласные звуки В слове “Леопольд” Слабая позиция звука требует проверки “Леопольд –Леопольда” Дети выбирают нужную схему Восклицательный Дети читают Во время стихотворения дети положили головы на парты, закрыли глаза. В конце стихотворения встают и под музыку делают движения. |
5. Физкультминутка |
Второй кадр – хлопок Тише, тише! Тишина |
|
6. Наблюдение за многозначным и словами |
Третий кадр – хлопок – Мыши играли в мяч. Перепутали все картинки. На доске картинки. – Что случилось с мячом? – Найдите пару к этой картинке. – Найдите пару к другим картинкам. – Каковы особенности этих слов? – Откройте Азбуку на стр. 47 и впишите пропущенные буквы в схемы слов. – Составьте предложение со словом [прут]. В звукарике составьте схему слова [прут]. – Как догадаться, какую букву писать в конце слова? – Читаем слова в столбиках по парам в Азбуке на стр. 47. Подчёркиваем опасные места в словах. |
Осталась одна камера Камера хранения Лодочки на реке – туфли-лодочки; Касса букв и касса в магазине; Кошки – животные и кошки для лазания по столбам Одинаково звучат, пишутся, но имеют разное значение Один ученик вписывает у доски: КАМЕРА Пруд зарос травой. В руках мальчика прут. Звуко-буквенный разбор Слабая позиция звука требует проверки Дети читают и подчёркивают: дуб удав дубок удавы дог город дога за городом |
7. Упражнение в классификации предметов. |
Четвёртый кадр – хлопок. – Мыши пригласили кота на ужин. Они подали на стол... – Прочитайте на карточках и подчеркните то, что выберет кот |
Дети читают на индивидуальных карточках: КРУПУ Дети подчёркивают нужные слова |
8. Беседа о правилах поведения за столом. |
Пятый кадр – хлопок. – Мыши пользуются такими правилами поведения за столом: 1. Если друг на день рожденья 2. Выбирай куски поменьше, – Объясните, как надо вести себя за столом? – А сейчас проверим, как вы знаете эти правила? Учитель показывает иллюстрации с ситуациями за столом: девочка во время еды пользуется вилкой и ножом; девочка вытирает рукавом губы; мальчик руками достаёт ягоды из компота; девочка вытирает губы салфеткой; мальчик разговаривает с полным ртом) |
Читают подготовленные ученики Дети объясняют У детей светофорики: красным цветом сигнализируют неправильное поведение, зелёным – правильное |
9. Итог урока |
Последний кадр – хлопок. – Чем же закончится наш мультфильм? – Коту с мышами всегда будет весело друг с другом. Но иногда Мышата после очередной шалости будут говорить: “Прости нас, Леопольд!”. А Кот будет отвечать: “Ребята, давайте жить дружно!” – Кто из класса нас сегодня поразил? Был самым организованным? Высказал оригинальную мысль? – Что нового узнали? – С каким настроением уходите с урока? Урок окончен. |
Кот и Мыши станут дружить Дети хором произносят слова кота Леопольда Дети называют отличившихся детей Ответы детей |