Урок обучения грамоте по теме: "Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласных звуков. Тематические группы слов. Правила поведения за столом"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

1. Продолжить наблюдение за многозначными словами; учить проверять слабую позицию звука; формировать навык чтения;
2. Развивать умение анализировать рисунки и слова; фонематический слух; устную речь, внимание;
3. Воспитывать правильное поведение за столом.

Оборудование: бутафорская видеокамера, слоговая таблица, индивидуальные карточки со словами, иллюстрации с изображением Кота Леопольда и Мышат, телеграмма, лента букв, игра “Так и не так”.

План урока:

1. Организационный момент

2. Сообщение темы и цели урока

3. Чтение слогов, слов и предложений

4. Работа со схемами слов и предложений

5. Физкультминутка

6. Наблюдение за многозначными словами

7. Упражнение в классификации предметов

8. Беседа о правилах поведения за столом

9. Итог урока.

Ход урока

№ этапа п/п

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

1. Орг. момент

– Урок обучения грамоте. Проверьте, всё ли приготовлено к уроку: “Азбука”, звукарик, касса букв, цветные карандаши, “светофорики”, простой карандаш, линейка.

– Сядут те дети, фамилии которых начинаются на [а].

– Сядут те дети, имена которых начинаются на [а].

– Сядут те дети, фамилии которых начинаются на [с].

– Сядут те дети, фамилии которых начинаются на согласный звук.

Дети проверяют готовность к уроку

Дети садятся

Дети садятся

Дети садятся

Дети садятся

2. Сообщение темы и цели урока

– Сегодня на уроке мы попробуем снять мультфильм. Что для этого нужно? (учитель выставляет бутафорскую видеокамеру, сделанную из коробок)

– В нашем мультфильме мы должны показать, чему вы научились за 1 четверть: как умеете правильно сидеть за партой, читать, выполнять задания учителя, слушать друг друга, давать полные ответы. В конце урока мы отметим, кто же был организованным и внимательным.

Видеокамера

3. Чтение слогов, слов и предложений

– Чтобы камера заработала, нужно выполнить следующее задание: я буду показывать по слоговой таблице слог, а вы дополняете его до слова (учитель показывает слоги MA... ЛО... РЫ... БО... ВА...)

– Составьте предложение со словом... (учитель называет наиболее удачное слово из составленных).

– Камера заработала (в видеокамере включаю фонарик).

– Каждый кадр будем озвучивать хлопком.

5 хорошо читающих детей работают по индивидуальным карточкам – читают сложные слова

Дети дополняют слоги до слов: мама, ложка, рыба и др.

Дети составляют предложение

4. Работа со схемами слов и предложений

Первый кадр – хлопок

– Кто же нам будет помогать? (звучит “Песенка Кота Леопольда”)

Вывешиваются иллюстрации с изображением кота и мышей.

– Мышата объявляют войну Леопольду. Кот, узнав об этом, прислал телеграмму: РЕ...ЯТА, ...ABA...ТЕ ЖИТЬ

...РУЖНО! КОТ ЛЕОПОЛЬ...

– Но Мышата, как всегда ответили: “Никогда!” – и утащили буквы, которые мы должны вставить.

– Прочитайте телеграмму, вставив пропущенные буквы. Приготовьте кассы букв. Я буду показывать пустую клетку, а вы букву, которую надо вставить.

– Что вы заметили?

– В каких случаях вы затруднялись в выборе буквы?

– Почему возникли затруднения?

– Составьте схему предложения в телеграмме. Кто затрудняется, выберите на доске (из трёх схем одна правильная)

– Какой знак стоит в конце предложения? Прочитайте выразительно.

Дети хлопают в ладоши один раз

Кот Леопольд и Мышата

Дети работают с индивидуальными кассами букв “РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО! КОТ ЛЕОПОЛЬД

Б, Д, Й, Д, Д

Эти буквы обозначают звонкие согласные звуки

В слове “Леопольд”

Слабая позиция звука требует проверки “Леопольд –Леопольда”

Дети выбирают нужную схему

Восклицательный

Дети читают

Во время

стихотворения дети положили головы на парты, закрыли глаза.

В конце

стихотворения встают и под музыку делают движения.

5. Физкультминутка

Второй кадр – хлопок

Тише, тише! Тишина
На уроке к нам пришла.
Деткам снится сладкий сон,
Нравится ребятам он.
Про зефир, про мармелад
И про вкусный шоколад,
Про конфеты, про варенье
И про торты, про печенье.
Добрый котик Леопольд
На урок к нам всем пришёл.
Он детишек угощает
И на танец приглашает.

 

6. Наблюдение за многозначным и словами

Третий кадр – хлопок

– Мыши играли в мяч. Перепутали все картинки.

На доске картинки.

– Что случилось с мячом?

– Найдите пару к этой картинке.

– Найдите пару к другим картинкам.

– Каковы особенности этих слов?

– Откройте Азбуку на стр. 47 и впишите пропущенные буквы в схемы слов.

– Составьте предложение со словом [прут].

В звукарике составьте схему слова [прут].

– Как догадаться, какую букву писать в конце слова?

– Читаем слова в столбиках по парам в Азбуке на стр. 47. Подчёркиваем опасные места в словах.

Осталась одна камера Камера хранения Лодочки на реке – туфли-лодочки;

Касса букв и касса в магазине;

Кошки – животные и кошки для лазания по столбам

Одинаково звучат, пишутся, но имеют разное значение

Один ученик вписывает у доски:

КАМЕРА
КАССА
ЛОДОЧКИ
КОШКИ

Пруд зарос травой.

В руках мальчика прут.

Звуко-буквенный разбор

Слабая позиция звука требует проверки Дети читают и подчёркивают:

дуб удав

дубок удавы

дог город

дога за городом

7. Упражнение в классификации предметов.

Четвёртый кадр – хлопок.

– Мыши пригласили кота на ужин. Они

подали на стол...

– Прочитайте на карточках и подчеркните то, что выберет кот

Дети читают на индивидуальных карточках:

КРУПУ
РЫБКУ
КОРКИ
МОЛОКО
КОЛБАСУ
КНИЖКИ

Дети подчёркивают нужные слова

8. Беседа о правилах поведения за столом.

Пятый кадр – хлопок.

– Мыши пользуются такими правилами поведения за столом:

1. Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарки дома –
Пригодятся самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай –
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.

2. Выбирай куски поменьше,
Чтоб быстрее проглотить!
Не хватай салат руками –
Ложкой больше зачерпнёшь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье –
Трудно будет вынимать.

– Объясните, как надо вести себя за столом?

– А сейчас проверим, как вы знаете эти правила?

Учитель показывает иллюстрации с ситуациями за столом: девочка во время еды пользуется вилкой и ножом; девочка вытирает рукавом губы; мальчик руками достаёт ягоды из компота; девочка вытирает губы салфеткой; мальчик разговаривает с полным ртом)

Читают подготовленные ученики

Дети объясняют

У детей светофорики: красным цветом сигнализируют неправильное поведение, зелёным – правильное

9. Итог урока

Последний кадр – хлопок.

– Чем же закончится наш мультфильм?

– Коту с мышами всегда будет весело друг с другом. Но иногда Мышата после очередной шалости будут говорить: “Прости нас, Леопольд!”. А Кот будет отвечать: “Ребята, давайте жить дружно!”

– Кто из класса нас сегодня поразил? Был самым организованным? Высказал оригинальную мысль?

– Что нового узнали?

– С каким настроением уходите с урока?

Урок окончен.

Кот и Мыши станут дружить

Дети хором произносят слова кота Леопольда

Дети называют отличившихся детей

Ответы детей