1. Вступительное слово учителя.
Образ территории (Центральной России) через создание образов ее городов и регионов. Новый урок посвящен городу, который нужно узнать по следующим определениям:
А) Это один из самых странных городов России, а предыстория его насчитывает 5 тысяч лет.
Б) Ни одно из существующих толкований названий города не может считаться окончательным.
В) Чтобы обеспечить кислородом жителей этого города необходима лесная территория, площадью в 2 раза большей, чем сам город.
Г) Это самый населенный город Европы.
( Вопросы задаются по очереди, чтобы была возможность перебрать разные варианты).
2. Объявление темы урока.
Почему отдельный урок посвящен всего одному городу? Какие вопросы необходимо рассмотреть на этом уроке. Вместе с детьми выработаны следующие вопросы для работы на уроке:
А) Что такое столица?
Б) Почему именно Москва стала столицей?
В) Каковы функции столица и у всех ли столиц они одинаковы?
Г) Хорошо ли быть столицей и жить в столице (проблемы столичного города)
Представление матрицы для заполнения на уроке. (Приложение 1)
3.
За некоторое время до урока в 9-х классах был проведен опрос, с какими понятиями, словами ассоциируется у них Москва. Анализ проведенного опроса – какой увидели Москву дети. (Приложение 2). Почему именно эти понятия выбраны? Какие из них имеют отношение к Москве как к столице. Обсуждение определения столицы. Что значит главный город? В чем главный?
4. Работа с картой.
Какова промышленная специализация Москвы? Продукцию каких московских предприятий вы знаете? Почему именно машиностроение, пищевая и легкая промышленность являются главными в индустрии Москвы?
Какие еще отрасли необходимы в городе? Рассказ о Москве как о транспортном узле. По карте определить московские вокзалы и аэропорты. Чем отличается их местоположение. Как это можно объяснить?
5. Москва как культурный, образовательный, духовный и научный центр.
Рассказ о памятниках, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Беседа о высших учебных заведениях Москвы, о Москве театральной.
6. Обсуждение вопросов, предложенных в начале уроке.
В матрице заполнение п.9. Дискуссия о том, что написано детьми.