Урок по экономической и социальной географии России "Москва". 9-й класс

Разделы: География

Класс: 9

Ключевые слова: экономическая география, Центральная Россия, Москва, экономические районы


1. Вступительное слово учителя.

Образ территории (Центральной России) через создание образов ее городов и регионов. Новый урок посвящен городу, который нужно узнать по следующим определениям:

А) Это один из самых странных городов России, а предыстория его насчитывает 5 тысяч лет.

Б) Ни одно из существующих толкований названий города не может считаться окончательным.

В) Чтобы обеспечить кислородом жителей этого города необходима лесная территория, площадью в 2 раза большей, чем сам город.

Г) Это самый населенный город Европы.

( Вопросы задаются по очереди, чтобы была возможность перебрать разные варианты).

2. Объявление темы урока.

Почему отдельный урок посвящен всего одному городу? Какие вопросы необходимо рассмотреть на этом уроке. Вместе с детьми выработаны следующие вопросы для работы на уроке:

А) Что такое столица?

Б) Почему именно Москва стала столицей?

В) Каковы функции столица и у всех ли столиц они одинаковы?

Г) Хорошо ли быть столицей и жить в столице (проблемы столичного города)

Представление матрицы для заполнения на уроке. (Приложение 1)

3.

За некоторое время до урока в 9-х классах был проведен опрос, с какими понятиями, словами ассоциируется у них Москва. Анализ проведенного опроса – какой увидели Москву дети. (Приложение 2). Почему именно эти понятия выбраны? Какие из них имеют отношение к Москве как к столице. Обсуждение определения столицы. Что значит главный город? В чем главный?

4. Работа с картой.

Какова промышленная специализация Москвы? Продукцию каких московских предприятий вы знаете? Почему именно машиностроение, пищевая и легкая промышленность являются главными в индустрии Москвы?

Какие еще отрасли необходимы в городе? Рассказ о Москве как о транспортном узле. По карте определить московские вокзалы и аэропорты. Чем отличается их местоположение. Как это можно объяснить?

5. Москва как культурный, образовательный, духовный и научный центр.

Рассказ о памятниках, внесенных в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Беседа о высших учебных заведениях Москвы, о Москве театральной.

6. Обсуждение вопросов, предложенных в начале уроке.

В матрице заполнение п.9. Дискуссия о том, что написано детьми.

7. Викторина о Москве.

8. Домашнее задание.