Интегрированный урок по географии и краеведению "Вот где нам посчастливилось родиться"

Разделы: География


Цели и задачи:

  • закрепить знания учащихся о достопримечательностях родного края.
  • повторить его историческое прошлое,
  • затронуть проблемы охраны окружающей среды посёлка и сохранности исторических и ландшафтных памятников,
  • воспитывать любовь к своей малой родине, посёлку,
  • воспитывать чувство гордости за нашу Родину.

Оборудование:

карта Сергиево-Посадского района, план-схема Семхоза, фотографии достопримечательной местности, фотографии А. Меня, М.Н. Соколовой, А.И. Волчковой, звукозапись, книги о. А. Меня.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

– Сегодня мы вспомним всё, что изучали о своем крае: его прошлое, настоящее, достопримечательности нашей местности и людей, которые всё это создавали и берегли, которые свое жизнью славили красоту нашей земли.

3 Беседа о Родине.

Учитель.

Ребята, как называется страна, в которой мы живём? Чем она является для нас?

Родина, Отчизна, Отечество– единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная ему предками. Как известно, понятии “Родина” имеет для нас несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни, люди вспоминают место, где родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину, как часть своего большого Отечества.

Ученик.

“Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил: “Наше Отечество, наша Родина– матушка Россия.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережёт нас… Одна у человека родная мать, одна у него и Родина”.

Ученик.

У великого русского поэта есть такие слова: “… Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории моих предков. Прослушивается один куплет песни о Родине в звукозаписи.

Ученик.

В древней летописи читаем: О светло светлая и украсно украшенная земля Русская. И многими красотами удивлена еси: озёры многими удивлена еси, реками и кладязьми– местночтимыми, горами крутыми, холми высокими, дубравами чистыми, зверьми различными, птицами бесчисленными, городы веили, сёлы дивными… Всего еси исполнена земля Русская”.

Учитель.

Необозримая ширь полей. Развесистые белоствольные берёзы. Разливы рек. Степей необъятный простор. Это Россия.

Ты смотришь в ясное голубое небо. Идёшь лесными тропинками. Сидишь у прохладной реки.

Это Россия.

Древние стены Кремля. Блеск куполов над храмами Свято Троице– Сергиевой Лавры. Жизни минувшей след. И это Россия.

Руки матери. Её песни у твоей колыбели. Душистый хлеб за праздничным столом.

Это тоже Россия.

Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая и безыскусная природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже небогатые, как наши, для нас, людей, населяющих Россию, прекрасны.

Ученик читает стихотворение А. Никитина “Русь”

Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят великанами…
Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
Уж и есть за что
Полюбить тебя,
Назвать матерью…

Учитель.

Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране

(Исполняется песня Д. Кобалевского “Край родной”)

– У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берётся начало его жизни – к отчему краю.

Ученик.

Тихая моя Родина!
Ива, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.
Где же погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.
Тихо ответили жители:
“Это на том берегу”.
Тихо ответили жители,
Тихо ответил обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.
Топи теперь и болотина,
Там, где купаться любил..
Тихая моя Родина,
Я ничего не забыл.
Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор.
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор!
Школа моя деревянная!...
Время придёт уезжать –
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
С каждою избою и тучею
С громом, готовым упасть,
Чувствую самую жгучую,
Самую смертную связь.

Ученик.

Что такое Родина? Это запах хлеба,
Солнышко лучистое, голубое небо,
Это травы сочные, это реки быстрые,
Это степи пыльные и луга душистые.
Что такое Родина? Всё, что людям свято,
И могила павшего за Родину солдата.
Пусть восходит солнце над отчизной нашей,
Нет любимей Родины и милей и краше.

Учитель:

– Ребята, что вы понимаете под словом Родина? Верно, в широком смысле слова Родина – это наша необъятная страна. В более узком – это место, где мы с вами родились и проживаем. Чем интересно место, в котором мы живём?

Давайте вспомним, как проходило заселение этой территории, кому мы обязаны освоением этого уголка Подмосковья, в далёком прошлом дремучего леса?

Правильно, мы обязаны преподобному Сергию Радонежскому. Вспомним, как всё начиналось.

Ученик.

В 1337 году преподобный Сергий (в миру Варфоломей) вместе со старшим братом Стефаном поселились на возвышенности у речки Кончуры. Тогда же он принял постриг с именем Сергий.

1337 год считается годом основания Сергиева Посада. Постепенно вокруг преподобного Сергия собиралась братия. Со временем образовался монастырь. Слава о преподобном Сергии росла по всей Руси. Со всей Руси шли к нему христиане за помощью и утешением в скорбях. В 1380 году он благословил благоверного князя

Дмитрия на битву с ханом Мамаем, отпустил с ним своих иноков: Пересвета и Ослябя, предрёк ему победу. Пока шла битва, преподобный Сергий стоял на молитве и называл имена погибших воинов. Тут же служили панихиды по погибшим воинам, сложившим головы за Русь. В 1392 году преподобный отошёл ко Господу. В 1408 году монастырь был разрушен ханом Едыгеем. На месте сожженных храмов стали строить новые, каменные. Когда копали фундамент под Троицкий собор, обрели нетленные мощи преподобного Сергия. С 1422 года мощи находятся в Троицком храме. Со всей страны потянулись толпы паломников, чтобы приложиться к мощам и попросить живительную помощь и заступление.

Ученик.

Всё больше и больше людей расселялось по территории теперешнего Подмосковья. Между 1478-1485 годами по указу великого князя Василия III межевщик Димитрий Оча описывал границы владений, отделявшие Троицкие земли в верховьях речки Копнинки от великокняжеских, куда входило несколько поместий. Согласно этой грамоте, к западу от посёлка Конкурсный располагалась, в частности, и Никольская Поддубская земля. Она располагалась на землях великого князя московского и находилась в поместье за Василием Петелиным.

Очередная опись земель в 1542-43 годах говорила о том, что на месте посёлка стояло сельцо Николы Поддубского. Сельцо Никольское Поддубское находилось на дороге между Хотьковом и Троице Сергиевом монастырями. Чтобы охранять дорогу, была построена деревянная крепость в дубках, гарнизон которой охранял Переславскую дорогу. В крепости Солдаты поставили храм и освятили его в честь Николая Чудотворца. По названию храма и его местоположению это место и стала называться земля Никольской или Никольское Поддубское. Располагалось она на холме междуречья Вори и Торгоши, у истоков речки Копнинки и устьем речки Подмаш. Постепенно вокруг крепости стали селиться люди. Возникло село.

Слайд карты XVI века.

Ученик.

Владела селом вдова боярина Василия Романовича Копнина, проживающая в своей деревеньке Коннино.

Теперь эта деревня не существует. Но в 16 веке она процветало. Хозяева благоустраивали поместье Копнино. Был вырыт барский пруд, по берегам которого были высажены могучие кедры. Был построен барский дом, жильё для прислуги. Существует много легенд, связанных с этим местом. Здесь проходила дорога из монастыря пр. Сергия в город Дмитров. Недалеко от Копнино размещался постоялый двор на бегу Белого пруда. Вода в пруду была удивительной чистоты. О том, что это правда, говорят белые мраморные плиты на дне пруда. Сейчас пруд зарос и превратился в болото.

Ученик.

Солдаты в крепости охраняли не только дорогу. Когда в Москве вспыхнул мятеж против Василия III, тот помчался в Сергиев монастырь. Но не успел до него доехать и укрылся в крепости Николы Поддубского. Силы были неравны, и мятежники схватили великого князя. Это было началом Смутного времени. Солдат в крепости было немного. Во время нашествия поляков наши предки храбро с ними сражались. Состоялись две встречи с врагов. Первыми дали бой полякам крестьяне Копнино, которые не хотели пускать захватчиков на свои земли, и защитники крепости пытались остановить врага. Но поляков было больше, у них были пушки. Они пробили стены и сожгли крепость.

Ученик.

Немногие жители вернулись после изгнания поляков назад. Крепость строить не стали. Вскоре жители осознали опасность проживания и переселились поближе к стенам монастыря преподобного Сергия. Поселение пришло в запустение.

Ученик.

В XIX веке здесь существовала небольшая усадьба родителей писателя А. Майкова. Он жил здесь до 9 лет, пока не поступил на учёбу. Воспоминания об этом месте поэт пронёс через всю свою жизнь. Много стихов посвятил Аполлон Майков усадьбе и природе вокруг неё. Привязанность к подмосковной природе, воздуху полей и лугов, живописным речкам, к скромным деревенским развлечениям сыграла большую роль в его поэтической судьбе:

Себя я помнить стал в деревне под Москвой.
Бывало, ввечеру поудить карасей
Отец пойдёт на пруд, а двое нас детей
Сидим на берегу под ёлкою густою.

В письме родным он писал: “У нас в русской природе чувство её живет непосредственнее, что там вокруг лес и нивы, всё жужжит, шумит, шелестит, интересничает с вами, а здесь – камень, декорации, лимоны и оливы…, или, но этого живого трепета жизни не чувствуете, как в березовом лесу, или в лугах с кузнечиками, бабочками. Я и не воображал, что может быть такая мука на свете жить без России. Ума не приложу, как это делают другие”.

В 1882 году А. Майкову была присуждена Пушкинская премия.

Ученик.

В конце XIX века эту землю купила железная дорога. Земли около дороги были распроданы. После революции около станции был организован плодовый питомник, семеноводческое хозяйство. Позже поселение стало называться Семхоз. Здесь стали получать дачи видные деятели культуры и науки. Даже названия улиц говорит о том, кто жил на них: Профессорская, Институтская, и др. Главной улицей осталась та, по которой шли многие годы паломники к преподобному, она называется Хотьковской.

Ученик. Проезжая по маршруту автобуса № 55 и выезжая из Семхоза по направлению к Хотькову, с правой стороны раскинулся большой лесной массив, пересекаемый линиями электропередач. С севера и запада этот массив леса общей площадью 1500 гектаров опоясывает лесная живописная речка Пажа, вокруг леса расположились поселения Шапилово, Гаврилково, Машино, Семхоз. Вдоль леса с востока на пролегал тракт “Долгая Дмитровка”, соединявший Сергиев Посад и Дмитров В XVII-XIX веках. В конце ноября 1941 года по этому тракту из Загорска на Дмитров двигались войска 1-ой Ударной Красной Армии, преградившие наступление вражеских полчищ на Загорск.

Тракт “Долгая Дмитровка”, соединявший Сергиев Посад и Дмитров, ныне зарастающая лесная дорога.

В последние годы с размещением садоводческих товариществ сильно пострадала северо– восточная часть – истоки реки Пажи. Всё это послужило исчезновению лося, кабана, тетерева.

С целью сохранения лесного массива 14 ноября 1991 года комиссия по экологии Сергиево– Посадского горсовета приняла решение о создании районного памятника природы “Копнинский лес”. Установлен режим охраны памятника: запрещена сплошные леса, размещение садовых и огородных участков, все виды охоты, натаска и испытания собак, сбор цветов, разведение костров. В планах районных властей организация на месте деревни Копнино заказника, который охранял бы редкие для наших лесов кедры, сохранившиеся ещё с XVI века. Это надо делать срочно. Из 50 кедров осталось 15. Они не совсем здоровы. Кора пяти кедров сильна повреждена. Там часто собирается молодёжь, действия которой может привести к утрате этого редкого памятника природы. Что не удалось сделать полякам, доделают время и люди.

До 1991 года эти территории охранялись лесничими, лес был чистым, велись санитарные вырубки. А до 1985 года здесь было собственное лесничество, рабочие которого выращивали саженцы сосенок, ёлочек, высаживали их вокруг озера – местные жители называют его Загорское море. Лес был здоровым и ухоженным. Заказник необходим.

Ученик.

Ученик: В 30 годы здесь был организован совхоз им. К.Ворошилова, а позже его переименовали в П.П.З. “Конкурсный”. В институте Птицеводства кур выводили новые пород, а в совхозе их выращивали, применяя новые методы содержания и питания. К сожалению, сейчас этот совхоз– миллионер развалился.

Учитель.

Всем был хорош Семхоз. Леса прекрасные, воздух чистый, но не было воды. И вот местный житель Михаил Георгиевич Волчков и его жена Антонина Ивановна, мелиораторы по образованию, присмотрели для будущего водоёма место. А жили они в Семхозе с 1941 года, но возможность воплотить свою мечту появилась у них в 1958 году. М.Г. Волчков сделал необходимые изыскания и гидрологические обследования. Проект подготовила Антонина Ивановна. Идею поддержали председатель Поссовета К.В. Баранова и первый секретарь Загорского горкома П.И.Григорьев.

Летом 1959 года на место стройки прибыли механизаторы с небходимой техникой и закипела работа. За 3 месяца была отсыпана земляная дамба, и естественная чаша стала наполняться родниковой, дождевой и талой водой. На следующий год на карте Загорского района появилась красивая поправка. Отпущенных денег не хватало. Был организован сбор средств с населения. Название водоёму – Загорское море придумала дочь Волчковых Марина. Первоначально планировалось устройство железобетонного водосбросного сооружения, но ни материальных, ни денежных средств не было. И тогда решили сделать временный боковой земляной слив с расчётом, что в будущем удастся оборудовать всё капитально. Но уже 57 лет озеро живёт с этим временным паводковым сливом. Русло его с каждым годом всё более размывается, уровень воды значительно снизился. Если не придти на помощь нашему Загорскому морю, оно умрёт, превратится в болото, каким было до строительства дамба.

Ученик.

Не только красивые места в нашем крае. Здесь жили замечательные люди.

Поселок Семхоз – живописное место под Сергиевом Посадом. Здесь проходила старая Переславская дорога, по которой из Радонежа в свою Троицкую обитель ходил пр. Сергий. В 2003 году был заложен знаковый камень по пути следования пр. Сергия Радонежского недалеко от железной дороги.

Это место связано также с драматическими событиями церковной истории XX века. С 1964 года здесь жил и трудился православный священник, богослов, проповедник о. А. Мень. Это был человек редкого ума, вдохновенный оратор, писатель. На стенде представлены некоторые из его книг. Много писал о. Александр для детей. Здесь в 1990 году он принял мученическую кончину. Сейчас на этом месте стоит храм – часовня “Усекновение честной главы Иоаана Предтечи”. С 1999 года в МУК КПЦ “Дубрава” представлена экспозиция “О. А. Мень. Сын человеческий”, где представлены его личные вещи, труды, редкие фотографии.

Ученик.

Жила в Семхозе удивительная женщина Мария Николаевна Соколова. Она в послевоенные годы восстанавливала художественную роспись в Троице– Сергиевой Лавре. Под её руководством была возрождена школа иконописи. Эскизами Марии Николаевны Студенты пользуются до сих пор.

4 Обобщающая беседа.

– Чем же привлекателен наш край?

– Что надо сделать для того, чтобы сохранить достопримечательности?

– Существуют ли проблемы в поселении? Кто должен решать эти вопросы?

5. Подведение итога урока.

Ученик:

Не исчезай, моё село,
Твой берег выбрали поляне.
И ты в него, судьбе назло,
Вцепись своими тополями.
И не забудь в осенней хмари:
Ты будто “слово о полку”
В одном бесценном экземпляре

Ученики читают по строчке:

Света тебе и радости,
Мира и благоденствия,
Верных друзей хороших,
Солнечных дней в судьбе.
Желаю тебе, земля моя,
Высокого неба ясного
И счастья желаю тебе.