Тема урока: Физические и химические свойства металлов.
Цели урока:
1. Познакомить учащихся с физическими свойствами металлов на основании особенностей строения металлической кристаллической решетки и химическими свойствами, исходя из особенностей строения атомов металлов.
2. Развивать логическое мышление учащихся, научить устанавливать причинно-следственные связи.
3. Стремиться добиваться создания ситуации успеха для всех учащихся, работающих на уроке.
Учебно-наглядный комплекс урока: Таблицы металлической кристаллической решетки, электрохимического ряда напряжений металлов, таблица с изображением строения электронных оболочек атомов элементов I группы главной подгруппы.
Оборудование: спиртовка, спички, штатив, держатель, зеркало, электрическая лампочка, монета, кипятильник, кристаллизатор.
Химические реактивы: магний, сера, железо, литий, фенолфталеин, вода, цинк, соляная кислота, хлорид меди.
Ход урока1. Организационный момент. Обратить внимание на правильную осанку детей на уроке.
2. Вступительное слово учителя. Семнадцатого октября 2006 года в Институте ядерных исследований в Дубне был открыт 118-ый химический элемент. Пока он не имеет названия, но в его названии будет отражено то, что он открыт в России.
3. Знакомимся с физическими и химическими свойствами металлов.
Физические свойства.
Физические свойства объясняются особенностями строения металлической кристаллической решетки.
Работа учителя | Работа учащихся |
На доске записать основные физические свойства металлов. | Сообщения готовят те учащиеся, которым трудно дается химия. |
1. Пластичность | Сообщение ученика о пластичности металлов. |
2. Электрическая проводимость | Сообщение ученика об электрической проводимости. |
3. Металлический блеск | Сообщение учащегося о блеске, почему металлы имеют разный цвет. |
4. Плотность, твердость | Сообщение учащегося. |
Демонстрация лампочки, зеркала, монеты, кипятильника. Какие металлы использованы в изготовлении этих предметов? Физические свойства металлов определяет металлическая кристаллическая решетка. Если физические свойства металлов определяются кристаллической решеткой, то чем объяснить химические свойства?
Особенностями строения атома. Чем являются металлы – восстановителями или окислителями? Докажите, что металлы проявляют восстановительные свойства.
Работа учителя | Работа учащихся |
1. Демонстрация горения магния. | Ученица составляет уравнение реакции с
уравнением электронного баланса. 2Mg0+O20—>2Mg2+O2- Mg0-2e– —>Mg2+ 2 восстановитель 2O0+4e– —>2O2– 1 окислитель Доказывает, что магний в данной реакции – восстановитель. |
2. Демонстрация реакции между железом и серой. | Ученик также записывает уровни реакции
взаимодействия железа с серой на доске Fe0+S0—>Fe2+S2- Fe0-2e– —>Fe2+ 1 восстановитель S0+2e– —>S2– 1 окислитель Вывод: металлы при взаимодействии с неметаллами проявляют восстановительные свойства. |
3. Чем являются металлы в реакциях со сложными веществами? Демонстрация взаимодействия лития с водой. В кристаллизатор добавить индикатор – фенолфталеин, который окрашивается под действием щелочи в малиновый цвет. | Ученик на доске: 2Li0+2H2+O2– —> 2Li+O2-H+ + H20 Li0-1e– —>Li+ 2 восстановитель 2H++2e– —>2H0 1 окислитель Li – восстановитель. |
4. Демонстрация взаимодействия соляной кислоты с цинком | Работа учащегося у доски 2H+Cl– +Zn0 —>Zn2+Cl2-+H20 H++1e– —>H0 2 окислитель Zn0-2e– —>Zn2+ 1 восстановитель |
5. Работа с электрохимическим
рядом напряжений металлов. Вывод: Щелочные металлы при взаимодействии с растворами кислот одновременно реагируют и с водой. |
|
6. Демонстрация взаимодействия железа с хлоридом меди (II) | Ученик записывает на доске уравнение
реакции Fe0+Cu2+Cl2– —>Fe2+Cl2– +Cu0 Fe0-2e– —>Fe2+ 1 восстановитель Cu2++2e– —>Cu0 1 окислитель |
Вывод: Металлы в ходе химических реакций чаще проявляют восстановительные свойства.
Домашнее задание по учебнику: §6, 8; упр. 2, 3 письменно. Дополнительное задание (для тех, кто хорошо знает химию) упр. 5, 7 и задача.
Задача: Рассчитайте, сколько литров воздуха затратилось на сжигание 5 граммов магния, если содержание кислорода в воздухе составляет 21%?
В 1827 году А.С. Пушкин писал:
“Все мое”, – сказало злато.
“Все мое”, – сказал булат.
“Все куплю”, – сказало золото.
“Все возьму”, – сказал булат.
“Золото и булат”
Как вы думаете, что такое булат? Является ли он чистым металлом? Нет, это сплав. Вот о сплавах подробнее поговорим на следующем уроке.
Подведение итогов урока. Выставление оценок.