Урок химии в 9-м классе "Свойства металлов"

Разделы: Химия

Класс: 9

Ключевые слова: химические свойства металлов, периодическая система


Тема урока: Физические и химические свойства металлов.

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с физическими свойствами металлов на основании особенностей строения металлической кристаллической решетки и химическими свойствами, исходя из особенностей строения атомов металлов.

2. Развивать логическое мышление учащихся, научить устанавливать причинно-следственные связи.

3. Стремиться добиваться создания ситуации успеха для всех учащихся, работающих на уроке.

Учебно-наглядный комплекс урока: Таблицы металлической кристаллической решетки, электрохимического ряда напряжений металлов, таблица с изображением строения электронных оболочек атомов элементов I группы главной подгруппы.

Оборудование: спиртовка, спички, штатив, держатель, зеркало, электрическая лампочка, монета, кипятильник, кристаллизатор.

Химические реактивы: магний, сера, железо, литий, фенолфталеин, вода, цинк, соляная кислота, хлорид меди.

Ход урока

1. Организационный момент. Обратить внимание на правильную осанку детей на уроке.

2. Вступительное слово учителя. Семнадцатого октября 2006 года в Институте ядерных исследований в Дубне был открыт 118-ый химический элемент. Пока он не имеет названия, но в его названии будет отражено то, что он открыт в России.

3. Знакомимся с физическими и химическими свойствами металлов.

Физические свойства.

Физические свойства объясняются особенностями строения металлической кристаллической решетки.

Работа учителя Работа учащихся
На доске записать основные физические свойства металлов. Сообщения готовят те учащиеся, которым трудно дается химия.
1. Пластичность Сообщение ученика о пластичности металлов.
2. Электрическая проводимость Сообщение ученика об электрической проводимости.
3. Металлический блеск Сообщение учащегося о блеске, почему металлы имеют разный цвет.
4. Плотность, твердость Сообщение учащегося.

 Демонстрация лампочки, зеркала, монеты, кипятильника. Какие металлы использованы в изготовлении этих предметов? Физические свойства металлов определяет металлическая кристаллическая решетка. Если физические свойства металлов определяются кристаллической решеткой, то чем объяснить химические свойства?

Особенностями строения атома. Чем являются металлы – восстановителями или окислителями? Докажите, что металлы проявляют восстановительные свойства.

Работа учителя Работа учащихся
1. Демонстрация горения магния. Ученица составляет уравнение реакции с уравнением электронного баланса.

2Mg0+O20—>2Mg2+O2-

Mg0-2e—>Mg2+ 2 восстановитель

2O0+4e—>2O2– 1 окислитель

Доказывает, что магний в данной реакции – восстановитель.

2. Демонстрация реакции между железом и серой. Ученик также записывает уровни реакции взаимодействия железа с серой на доске

Fe0+S0—>Fe2+S2-

Fe0-2e—>Fe2+ 1 восстановитель

S0+2e—>S2– 1 окислитель

Вывод: металлы при взаимодействии с неметаллами проявляют восстановительные свойства.

3. Чем являются металлы в реакциях со сложными веществами? Демонстрация взаимодействия лития с водой. В кристаллизатор добавить индикатор – фенолфталеин, который окрашивается под действием щелочи в малиновый цвет. Ученик на доске:

2Li0+2H2+O2– —> 2Li+O2-H+ + H20

Li0-1e—>Li+ 2 восстановитель

2H++2e—>2H0 1 окислитель

Li – восстановитель.

4. Демонстрация взаимодействия соляной кислоты с цинком Работа учащегося у доски

2H+Cl– +Zn0 —>Zn2+Cl2-+H20

H++1e—>H0 2 окислитель

Zn0-2e—>Zn2+ 1 восстановитель

5. Работа с электрохимическим рядом напряжений металлов.

Вывод: Щелочные металлы при взаимодействии с растворами кислот одновременно реагируют и с водой.

6. Демонстрация взаимодействия железа с хлоридом меди (II) Ученик записывает на доске уравнение реакции

Fe0+Cu2+Cl2—>Fe2+Cl2+Cu0

Fe0-2e—>Fe2+ 1 восстановитель

Cu2++2e—>Cu0 1 окислитель

Вывод: Металлы в ходе химических реакций чаще проявляют восстановительные свойства.

Домашнее задание по учебнику: §6, 8; упр. 2, 3 письменно. Дополнительное задание (для тех, кто хорошо знает химию) упр. 5, 7 и задача.

Задача: Рассчитайте, сколько литров воздуха затратилось на сжигание 5 граммов магния, если содержание кислорода в воздухе составляет 21%?

В 1827 году А.С. Пушкин писал:

“Все мое”, – сказало злато.
“Все мое”, – сказал булат.
“Все куплю”, – сказало золото.
“Все возьму”, – сказал булат.
“Золото и булат”

Как вы думаете, что такое булат? Является ли он чистым металлом? Нет, это сплав. Вот о сплавах подробнее поговорим на следующем уроке.

Подведение итогов урока. Выставление оценок.