Интегрированный урок "Герои Отечественной войны 1812 года в жизни, истории и литературе"

Разделы: История и обществознание, Литература, Информатика


Цели урока.

Обучающие:

  • дальнейшее овладение навыками идейно – художественного анализа произведения; умение излагать материал при помощи новых информационных технологий.

Развивающие:

  • развитие креативных способностей; способствовать развитию логического мышления и образного восприятия.

Воспитательная:

  • воспитание патриотизма через воспитание любви к родной истории, литературе, живописи, воспитание интернационализма через изучение учебных предметов.

Методы:

1.Словесный;

2.Частично-поисковый;

3.Практический;

4.Информационный.

Ход урока.

I. Организационный момент:

Здравствуйте, садитесь. Ребята, сегодняшний урок наш не совсем обычный – его будут вести сразу три учителя (литературы, истории, информатики), да и предмет, о котором мы будем говорить, - тоже неординарный. Через 6 лет, в 2012 году наша страна будет отмечать 200-летие Отечественной войны 1812 года. Сегодня будем говорить о героях этой войны, чьи имена золотыми буквами вписаны в нашу историю и которым были посвящены многие замечательные произведения. Итак, страницы подвига.

Как вы думаете, что испытывает человек, который должен его совершить?

(2 – 3 ответа)

- Вот как на этот вопрос ответил поэт Виталий Коротич:

Слайд 1.

- Звучит стихотворение "Идя на подвиги" в исполнении ученика-1:

Идя на подвиги,
Не алчут орденов,
Не бредят
Благодарностью державы,
Не узнают примерный вес чинов,
Достойных стать
Эквивалентом славы.
Идя на подвиги,
Не ведают о том,
Насколько щедрость родины огромна,
И называют чрезвычайно скромно
Все то, что станет подвигом потом.

Слайд 2.

Учитель истории:

Отечественная война 1812 года явилась величайшим испытанием для нашего народа. Вторжение неприятеля, "двунадесяти языков" наполеоновского войска в пределы России, Бородинское сражение, пожар в Москве, напряженная борьба вызвали могучий народный подъем. И поэтому поровну крови и доблести, мужества и самоотверженности положили на весы победы офицеры и генералы: русский Денис Давыдов, грузин Петр Багратион, немец Александр Фигнер, татарин Николай Кудашев и турок Александр Кутайсов – России верные сыны.

Слайд 3.

Учитель литературы:

Образы защитников Отечества неоднократно вдохновляли писателей и поэтов.

Вот как это было воплощено в стихотворении М.Ю.Лермонтова “Бородино”:

- С анализом стихотворения выступает ученик-2.

Слайд 4.

Учитель истории:

Отечественная война выявила славную плеяду выдающихся полководцев и военноначальников. Одним из них был главнокомандующий 1-ой армией Барклай де Толли.

- Сообщение ученика – 3 о Б.Де Толли.

Слайд 5.

Учитель истории:

Огромной любовью солдат пользовался любимец еще А.Суворова, главнокомандующий 2-ой армией князь Петр Багратион.

- Сообщение ученика –4 о Багратионе.

Слайд 6.

Учитель литературы:

Таким любимцем солдат показан в романе “Война и мир” Л.Н. Толстого Андрей Болконский. “Наш князь” называли его солдаты.

-Сообщение ученика –5 об Андрее (по роману Л.Толстого “Война и мир”)

Слайд 7.

Учитель истории:

Дохтуров, Милорадович, Раевский, Ермолов, братья Тучковы и легендарный атаман Платов… Эти имена теперь стали легендой, легендой о доблести, мужестве, беспримерном героизме.

Сообщение группы учеников о Дохтурове, Ермолове, Тучкове.

Слайды 8-9-10.

- Звучит анализ Стихотворения “Генералам 12 года”  М.Цветаевой :

ГЕНЕРАЛАМ ДВЕНАДЦАТОГО ГОДА.

Сергею

Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.

И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце оставляли след, -
Очаровательные франты
Минувших лет!

Одним ожесточеньем воли
Вы брали сердце и скалу, -
Цари на каждом бранном поле
И на балу.

Вас охраняла длань господня
И сердце матери, - вчера
Малютки-мальчики, сегодня –
Офицера!

Вам все вершины были малы
И мягок самый черствый хлеб,
О, молодые генералы
Своих судеб!

Ах, на гравюре полустертой,
В один великолепный миг,
Я видела, Тучков-четвертый,
Ваш нежный лик.

И вашу хрупкую фигуру,
И золотые ордена...
И я, поцеловав гравюру,
Не знала сна...

О, как, мне кажется, могли вы
Рукою, полною перстней,
И кудри дев ласкать – и гривы
Своих коней.

В одной невероятной скачке
Вы прожили свой краткий век...
И ваши кудри, ваши бачки
Засыпал снег.

Три сотни побеждало – трое!
Лишь мертвый не вставал с земли.
Вы были дети и герои,
Вы все могли!

Что так же трогательно-юно,
Как ваша бешеная рать?
Вас златокудрая Фортуна
Вела, как мать.

Вы побеждали и любили
Любовь и сабли острие –
И весело переходили
В небытие.

26 декабря 1913

Феодосия

Слайд 11.

Учитель истории:

Однако всех их объединяет фигура главного героя 1812 года  – фельдмаршала М. И.Кутузова.

Сообщение ученика-6 о Кутузове.

(Историческое и литературное (по роману Л.Толстого “Война и мир”)

Слайд 12.

Учитель истории: Гибельной для захватчиков стала “малая война”,

под которой Кутузов понимал военные действия ополчений , армейских и крестьянских партизанских отрядов. Инициатива принадлежала Барклаю де Толли. Над французскими войсками поднялась “дубина народной войны”- крестьяне уходили в леса и по-своему боролись с неприятелем .Такими были Фёдор Потапов и старостиха Василия Кожина.

Сообщение ученика – (по истории. Ф. Потапове и В. Кожиной). Сообщение ученика - (по литературе о Долохове).

Слайды 13-14-15.

Учитель истории:

Героем партизанской войны стал Денис Давыдов –  гусар, храбрец, поэт.

Сообщение ученика-8 о Давыдове.

Слайд 16.

Учитель литературы:

Денис Давыдов стал прототипом Денисова в Романе Толстого “Война и мир”. Именно в его отряд попал младший из Ростовых – Петя. Его гибелью автор подчёркивает антигуманистическую идею войны: она не щадит даже совсем юного, почти мальчика, героя.

Сообщение ученика-9 о Пете Ростове. (По роману Л. Толстого “Война и мир”.)

Слайд 17.

Учитель литературы: Величайший гуманист Толстой, создавая в романе образы героических защитников Отечества, выражает не менее главную и дорогую его сердцу мысль: война лишает красоты мать-землю, убивая её детей, равно любимых: и русских, и французов. Вот таким он изображает после сражения Бородинское поле.

Сообщение ученика – 10 о Бородинском поле. (По роману Л.Н.Толстого “Война и мир”.)

Слайд 18.

Учитель литературы: Блестящие офицеры, не жалевшие жизни своей во имя Родины… Поистине подвиг их незабвенен и будет звучать в веках. Вот кем их видит поэт – исполнитель Булат Окуджава. (Песня “ Кавалергарда век не долог…” звучит в исполнении группы учащихся.)

Слайд 19.

Учитель истории: По окончанию войны у Тверской заставы была сооружена деревянная триумфальная арка, через 20 лет она была заманена каменной. Теперь это главное украшение святого места – Поклонной горы, на которой слились два великих подвига воедино: подвиг героев России войны 1812 года и героев СССР Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов. О славе и доблести нашей армии говорят величайшие памятники: Музей российского оружия и Музей-панорама Бородинской битвы. О героях 1812 года напоминают сегодня названия улиц, перекрестков и проездов, расположенных вблизи Кутузовского проспекта, в них увековечены имена Барклая, Давыдова, Кожиной и др.

Слайды 20-30.

Заключение

Учитель литературы:

- Ребята, вы сегодня приняли участие в таком непростом разговоре. Наверное, стоит все-таки понять, что героями не рождаются, ими становятся, когда в час великих испытаний на вопрос "что ближе, дороже – ты сам или Родина" человек находит свой ответ.

Слайды 30-34-35.

Использованная литература и дополнительные материалы для проведения урока

  1. Стихи "Идя на подвиг", автор В.Коротич.
  2. Стихотворение М.Ю.Лермонтова "Бородино".
  3. Стихотворение "Генералам 12 года", автор М.Цветаева.
  4. Песня Булата Окуджавы "Кавалергарда век не долог...".
  5. Доклады учащихся.
  6. Мультимедийный проект "Герои 1812 года".
  7. Литература для 10 класса. (Ю. Лебедев)
  8. Л.Толстой, "Война и мир".
  9. Интернет-материалы.
  10. А.Н. Боханов, История России, М.,“Русское слово”,2004.

Презентация