Некоторые аспекты использования компьютерных технологий на уроках истории

Разделы: История и обществознание


Существует много технологий обучения в современной педагогике. На мой взгляд, любая из них будет эффективна, если с помощью этой технологии удастся организовать самостоятельную, активную, творческую познавательную деятельность обучающихся во-первых, и научить применять свои знания на практике во-вторых.

Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем.

На конкретных примерах я хочу показать, как разработанные мною мультимедийные приложения (пособия) к урокам помогают в решении этих задач.

Мультимедийное приложение к уроку «Архитектура России I-й пол. XIX века» (среда Power Point). Приложение №1 )

Это интерактивное пособие создано таким образом, что:

  • позволяет ученикам самостоятельно без помощи учителя изучить материал урока;
  • оно предусматривает разные уровни знакомства с материалом;
  • пособие предлагает разные виды информации (текст, иллюстрации, рассказ, видеоматериалы);
  • вначале урока позволяет быстро и эффективно повторить тему, отталкиваясь от которой вводится новый материал;
  • система гиперссылок позволяет ученику выбрать индивидуальную траекторию изучения нового материала;
  • пособие также предусматривает многоуровневое закрепление материала в конце урока;
  • пособие содержит материал, позволяющий усилить мотивацию изучения нового материала и даже при желании учителя сделать урок проблемным;
  • ввести дополнительную информацию по теме;
  • содержит понятийный аппарат.

Путеводитель, которым снабжено пособие, позволяет учащимся ориентироваться в материале.

Глава «Периодизация» позволяет повторить или представить хронологические рамки развития классицизма.

Глава «Поздний классицизм» служит своеобразным введением в тему и предназначена для повторения характерных черт классицизма вообще и особенностей классицизма 19 века.

Далее следуют две основные главы: «Александровский классицизм» и «Николаевский классицизм». В них, собственно, и излагается новая тема.

Глава «Краткая биографическая справка» позволяет по желанию учащихся познакомить их с биографиями архитекторов. Однако, несомненно, эта глава содержит дополнительный материал.

А вот в главе «Термины» заключён понятийный аппарат урока и он обязателен для изучения.

Предназначение главы «Шпаргалка» многофункционально. Во-первых, ею могут воспользоваться сильные ученики в качестве быстрого и краткого повторения изученного материала. Во-вторых, слабые ученики или учащиеся 8-го вида обучения (если такие есть в классе) могут вообще изучать новую тему в рамках именно этой главы. Этой главой можно воспользоваться при подготовке к ЕГЭ или другим видам контроля.

В качестве закрепления материала глава «Проверь себя» предлагает ряд вопросов.

Таким образом, данное интерактивное пособие позволяет учащимся осваивать учебную тему самостоятельно с разной степенью погружения в неё.

Однако всем известно, какую роль в современном педагогическом процессе играет мотивация. Поэтому, прежде чем предлагать учащимся работать с пособием, следует их заинтересовать. Для этой цели предназначено задание, которое учащиеся выполняют в начале урока и которое позволяет перевести сам урок в категорию проблемных (Приложение №2).

Вывод:

Каковы же выгоды от использования мультимедийных пособий в процессе обучения? На личном опыте я убедилась, что использование интерактивных приложений к урокам позволяет:

  • компенсировать недостатки учебника;
  • повысить наглядность;
  • разнообразить источники информации;
  • вводить дополнительную информацию;
  • придать более чёткую систему необходимому для изучения материалу;
  • организовать разноуровневое обучение;
  • организовать многоуровневое закрепление изученного материала;
  • учащимся выбрать собственную траекторию изучения материала.