Существует много технологий обучения в современной педагогике. На мой взгляд, любая из них будет эффективна, если с помощью этой технологии удастся организовать самостоятельную, активную, творческую познавательную деятельность обучающихся во-первых, и научить применять свои знания на практике во-вторых.
Использование информационных технологий позволяет эффективно решать много методических задач, стоящих перед учителем.
На конкретных примерах я хочу показать, как разработанные мною мультимедийные приложения (пособия) к урокам помогают в решении этих задач.
Мультимедийное приложение к уроку «Архитектура России I-й пол. XIX века» (среда Power Point). Приложение №1 )
Это интерактивное пособие создано таким образом, что:
- позволяет ученикам самостоятельно без помощи учителя изучить материал урока;
- оно предусматривает разные уровни знакомства с материалом;
- пособие предлагает разные виды информации (текст, иллюстрации, рассказ, видеоматериалы);
- вначале урока позволяет быстро и эффективно повторить тему, отталкиваясь от которой вводится новый материал;
- система гиперссылок позволяет ученику выбрать индивидуальную траекторию изучения нового материала;
- пособие также предусматривает многоуровневое закрепление материала в конце урока;
- пособие содержит материал, позволяющий усилить мотивацию изучения нового материала и даже при желании учителя сделать урок проблемным;
- ввести дополнительную информацию по теме;
- содержит понятийный аппарат.
Путеводитель, которым снабжено пособие, позволяет учащимся ориентироваться в материале.
Глава «Периодизация» позволяет повторить или представить хронологические рамки развития классицизма.
Глава «Поздний классицизм» служит своеобразным введением в тему и предназначена для повторения характерных черт классицизма вообще и особенностей классицизма 19 века.
Далее следуют две основные главы: «Александровский классицизм» и «Николаевский классицизм». В них, собственно, и излагается новая тема.
Глава «Краткая биографическая справка» позволяет по желанию учащихся познакомить их с биографиями архитекторов. Однако, несомненно, эта глава содержит дополнительный материал.
А вот в главе «Термины» заключён понятийный аппарат урока и он обязателен для изучения.
Предназначение главы «Шпаргалка» многофункционально. Во-первых, ею могут воспользоваться сильные ученики в качестве быстрого и краткого повторения изученного материала. Во-вторых, слабые ученики или учащиеся 8-го вида обучения (если такие есть в классе) могут вообще изучать новую тему в рамках именно этой главы. Этой главой можно воспользоваться при подготовке к ЕГЭ или другим видам контроля.
В качестве закрепления материала глава «Проверь себя» предлагает ряд вопросов.
Таким образом, данное интерактивное пособие позволяет учащимся осваивать учебную тему самостоятельно с разной степенью погружения в неё.
Однако всем известно, какую роль в современном педагогическом процессе играет мотивация. Поэтому, прежде чем предлагать учащимся работать с пособием, следует их заинтересовать. Для этой цели предназначено задание, которое учащиеся выполняют в начале урока и которое позволяет перевести сам урок в категорию проблемных (Приложение №2).
Вывод:
Каковы же выгоды от использования мультимедийных пособий в процессе обучения? На личном опыте я убедилась, что использование интерактивных приложений к урокам позволяет:
- компенсировать недостатки учебника;
- повысить наглядность;
- разнообразить источники информации;
- вводить дополнительную информацию;
- придать более чёткую систему необходимому для изучения материалу;
- организовать разноуровневое обучение;
- организовать многоуровневое закрепление изученного материала;
- учащимся выбрать собственную траекторию изучения материала.