Использование приёмов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса учащихся на уроках музыки

Разделы: Музыка


В настоящее время общеобразовательная школа выступает в качестве того общественного учреждения, которое самым непосредственным образом отвечает за качество человеческой истории. В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие в максимально возможном диапазоне роста индивидуальных психологических ресурсов обучающихся. Такой подход обращает школу к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель школы – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности. В этой связи возрастает актуальность музыкального воспитания детей, его значение для развития общих психических свойств человека. Новизна современной педагогической практики преподавания музыки характеризуется изменением педагогической технологии с переориентацией её на развитие ребенка, на его раскрытие и утверждение.

Именно технология «Критическое мышление», как элемент развивающего обучения, заинтересовала меня два года назад. По поводу определения понятия «критическое мышление» существует большое разнообразие мнений и оценок: с одной стороны, оно ассоциируется с негативным, так как предполагает спор, дискуссию, конфликт; с другой стороны, объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление», «творческое мышление». Это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения. По мнению И.И. Ильясова критическое мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением планировать и анализировать собственную деятельность. В известном смысле, критическое мышление предвосхищает творческое, дает для него импульс, обеспечивает общественную значимость творческого продукта. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура данной технологии стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности.

Стадия вызова. Пробуждение интереса к предмету

Задачи:
  • Актуализировать имеющиеся у учащихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом.
  • Пробудить познавательный интерес к изучаемому предмету.
  • Помочь учащимся самим определить направление в изучении темы.

Стадия реализации смысла. Осмысление материала во время работы над ним.

Задачи:
  • Помочь активно воспринимать изучаемый материал.
  • Помочь соотнести старые знания с новыми.

Стадия рефлексии. Обобщение материала, подведение итогов.

  • Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал.
  • Помочь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя.

Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Различных приемов и методик, применяемых на каждой стадии очень много. Я остановлюсь на тех, которые можно успешно применять на уроках музыки, начиная уже с младшего школьного возраста.

«Составление кластера»

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.

Последовательность действий проста и логична:

  1. Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
  2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
  3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:

– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;

– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;

– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Например, в теме «Искусство открывает мир» в начале урока был составлен кластер «Искусство». В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно сформулировали понятие, запомнили и поняли его. Учащиеся сделали это понятие «близким» для себя.

Рисунок 1

Приведенный пример кластера «Осень» был составлен на уроке в 5 классе

«Искусства различны, тема едина».

После того, как учащиеся высказали свои мнения по предложенной теме, описали свои ощущения – им было легче подобрать те средства выразительности музыки, литературы и живописи, которые передали бы образ осенней природы.

Затем с большим интересом детьми были сочинены четверостишия:

Осень – это желтизна
Радость и веселье,
Осень – это красота,
Пение деревьев.

Осень – это красота,
осень – желтая листва,
Хмурая погода, мокрая дорога.
Дождик, дождик, выходи,
И меня повесели.

За окном пролился дождь
Время года – осень.
Дети в школу все пошли,
Все мы рады очень!

Как хорошо, что наступила осень!
Что можем мы смотреть на листьев красоту!
Что золотой ковер у наших ног уложен,
И можем мы пройтись в любой час по нему!

«Мозговая атака»

Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».

1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают по данной теме.

2 этап. Обмен информацией.

Рекомендации:

– лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;

– при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;

– оперативная запись высказанных предположений.

Возможны индивидуальная, парная и групповая формы работы.

«Групповая дискуссия» (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами.

Обязательным условием при проведении дискуссии является:

– уважение к различным точкам зрения ее участников;

– совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Например, на стадии рефлексии детям предлагается назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы. Детям предлагается записать ту, которая наиболее нравится. Например, в конце урока «Песня» в 5 классе, дети назвали такие темы урока: «Песня – лекарство от скуки», «Песня – жизненный полет», «Песня – верный спутник человека», «Песня – добрый приятель», «Песня – душа народа».

В 4 классе на обобщающем уроке я предложила детям назвать тему, которая объединяла все уроки четверти. Неожиданно для меня в ходе дискуссии дети очень точно сформулировали тему уроков: «Музыка разных народов в творчестве русских композиторов».

«Техника постановки вопросов»

Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.

На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.

«Тонкие вопросы»

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Было ли…

Согласны ли вы…

Верно…

«Толстые вопросы»

Дайте объяснение почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предложите, что будет, если…

Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными…

Что еще можно использовать вместо данного объекта?

 «Ключевые термины»

Учитель выбирает 4–5 ключевых слов по данной теме и выписывает их на доску.

Вариант 1. парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов.

Вариант 2. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые термины.

Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания.

 «Синквейн»

Происходит от французского « cing» – пять.

Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:

1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным

2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;

3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)

синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:

  • инструмента для синтезирования сложной информации;
  • способа оценки понятийного багажа учащихся;
  • средства развития творческой выразительности.

Приведу примеры синквейнов, написанных учащимися:

Вальс

хороший веселый

смеётся танцует кружится

Королей веселится душа

Ах, какие чудеса!

Вальс

прекрасный мелодичный

тревожит волнует кружит

Вальс уносит в небеса

Волшебство!

Вальс

торжественный мелодичный

радует веселит ободряет

Вальс вызывает радость к жизни

Король бала!

Песня

веселая мелодичная

помогает веселит учит

Песня – верный друг

Жизнь!

Песня

красивая душевная

поможет успокоит настроит

Песня – лучшее лекарство

Радость!

Песня

красивая добрая

поет веселит радует

Песня учит добру

Свет!

Романс

тихий добрый

успокаивает привлекает учит

Лекарство от душевной боли

Сердце!

Романс

чувственный выразительный

поможет расскажет

Романс выражает чувства

Трепет!

Романс

Трогательный нежный

понимаем исполняем заслушиваемся

Романс открывает душу

Любовь!

Наличие разнообразных методов даёт возможность делать уроки нестандартными, непохожими друг на друга.

Применение технологии «Критическое мышление» на уроках:

– способствует активизации мышления, повышает мотивацию;

– способствует самовыражению учащихся, дает возможность проявить себя, свои творческие способности;

– учит находить пути решения проблемы, сопоставлять свое мнение с другими, с тем, чтобы вынести обоснованное суждение;

– способствует взаимоуважению, поощряет взаимодействия, развивает коммуникативные навыки;

– заставляет учеников задумываться.

Навыки критического мышления нужны, чтобы обеспечить понимание между людьми, принимать различные взгляды на мир, способствовать самореализации личности учащихся.

Согласно мысли Л.С. Выготского, обучение в школе выдвигает мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Отличие мышления от других психологических процессов состоит так же в том, что оно почти всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которой эта задача задана.

Приложение