Цели урока:
– обобщение изученного материала по теме;
– проверка теоретических и практических знаний учащихся;
– развитие познавательной активности;
– воспитание чувства ответственности, самостоятельности и трудолюбия.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
I. Организационный момент.
Класс разбивается на две команды.
Выбираются капитаны команд.
Капитаны назначают консультантов.
Представляется жюри.
II. Игра.
- I этап. Конкурс капитанов.
Проверка знаний учащихся основных понятий и правил, умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения.
Капитанам предлагается на обратных сторонах доски заполнить таблицу и записать свойства степени с рациональным показателем. В это время остальные учащиеся готовят вопросы для капитана из противоположной команды по теме задания, среди вопросов может быть: доказать какое-нибудь свойство. Капитаны отвечают на вопросы по очереди. По результатам выполнения задания и ответа на вопросы капитаны получают соответствующие баллы.
Предлагается таблица:
№ |
Показатель степени, |
Основание степени, |
Степень |
1. |
|
||
2. |
|
||
3. |
|
Ответ учащихся:
№ |
Показатель степени, |
Основание степени, |
Степень |
1. |
|||
2. |
|||
3. |
Свойства степени с рациональным показателем ( а>0, в>0 ) :
- II этап. Разминка.
Проверка правильного понимания определения и свойств, и их применение.
На доску проецируются задания. Учащиеся выполняют их в тетради.
1. Имеет ли смысл выражение?
2. Указать допустимые значения переменной:
После выполнения задания консультанты собирают тетради в открытом виде и передают их консультантам другой команды для проверки. Побеждает та команда , у которой больше сумма оценок.
- III этап. Блиц-турнир.
Найди ошибку и исправь.
- IV этап. Конкурс консультантов.
Проверка умений учащихся применять знания и умения в стандартных условиях.
Вариант для 1 команды. Вариант для 2 команды.
- Упростить:
- Найти значение выражения:
- V этап. Конкурс эрудитов.
Применение знаний учащихся в измененных условиях.
Упростить выражение и выбрать ответ.
Выбор ответа:
- VI этап. Подведение итогов.
Объявляется команда-победитель, многие учащиеся получают оценку.
- VII этап. Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по теме.
Если в процессе урока выяснилось, что ошибки допущены по следующим пунктам, то можно предложить выполнение заданий (учебник под ред. С. А. Теляковского):
- при использовании свойств степени с рациональным показателем – № 687;
- при нахождении допустимых значений переменных - №578;
- при разложении на множители – № 627 (а, г, е);
- при преобразовании выражений – №630 (а, б).