Тема урока:
Знакомство с буквой «З, з», звуками [З], [З /].
Решение задач на деление.
Цели урока:
1) Познакомить учащихся со звуками [З], [З /] и их обозначением буквами З, з; формировать умения читать слова с буквой «З», решать задачи на деление.
2) Развивать речь учащихся, фонематический слух, зрительное сосредоточение.
3) Развивать наглядно–образное и логическое мышление, память, внимание.
Оборудование:
Учебник «Грамота» для 1-ого класса, рабочие тетради «Грамота №3».
Предметные картинки (роза, майка, замок, замок (здание)),
Буквы из наборного полотна,
Плакат – Паровозик, грампластинка «Голубой вагон».
УРОК 1
Учитель:
– Сегодня на уроке обучения грамоте мы отправимся в путешествие за новыми знаниями. Познакомимся с двумя звуками и буквой, которая их обозначает. Будем учиться решать задачи на деление. Поедем мы на сказочном паровозике.
(Учитель вывешивает рисунок паровозика)
– Кто нам нужен, чтобы отправиться в путь?
– Кто будет машинистом, вы узнаете, разгадав ребус.
Учитель сажает зайку в паровоз и в путь.
Звучит песня «Голубой вагон»
Первая станция: ПОВТОРЯЛКИНО
Чтение слогов с буквой «С»
Учитель:
– Какие звуки обозначает буква С?
– Что еще вы можете о них сказать?
– Какие это звуки?
– Гласные или согласные?
– Звонкие или глухие?
– Твердые или мягкие?
Вторая станция: ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИН
Учитель:
– Чтобы преодолеть горы, нужно прочитать слова.
Третья станция: ГОРОД ЗАГАДОК
Учитель проводит артикуляционную гимнастику – упражнение на звук [З]
1) «Силач»
Язычок у нас силач –
В зубы упирается,
Сильно напрягается
Горкой выгибается.
Силачу пора на отдых
Чтобы смог он полежать
Мышцы будем расслаблять.
2) «Чищу зубы»
«Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи и внутри
Не болели, не желтели
Не темнели, чтоб они.
Учитель:
– Отгадайте загадки:
Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От копыт до головы.
(вывешивает предметную картинку – зебра)
Черненькая собачка
Свернувшись лежит:
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(вывешивает предметную картинку – замок)
Работа с учебником «Грамота» стр.142
Учитель:
– Произнесите звуки [з], [з /].
– Что происходит с языком, когда мы произносим этот звук?
– Что вы можете сказать об этих звуках?
Предметная картинка – замок.
– Прочитайте слово.
– Чем похожи слова: замок, замок?
– Чем они отличаются?
– Составьте предложения с этими словами.
Учитель:
– Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука, твердость.
– Составьте слоги, в которых согласный – твердый, мягкий
Работа с АБАКОМ
Учитель:
– Придумайте слова, в которых звуки [з], [з /] – в начале слова, в середине, в конце слова.
Четвертая станция: ГОРОД КРАСИВЫХ БУКВ
Гимнастика для пальчиков «Коза и козленок»
Идет коза рогатая.
Идет коза бодатая
За ней козочка бежит,
Колокольчиком звенит.
Учитель:
– Назовите слова, в которых есть звук [з].
Работа в тетради стр.16
Учитель:
– На что похожа буква З?
На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра . . .
– Почему их две? Поселим ее в ленту букв. Куда?
Письмо буквы 33333
Пятая станция: ГОРОД СМЕКАЛИСТЫХ
Работа с учебником «Математика» стр.143
Учитель:
– Кого вы видите на картинках?
– Сколько их?
– Что у третьего по счету мальчика в руках?
– Сколько их? Разделите поровну эти тетради на 5 ребят.
– По скольку тетрадей получил каждый ученик?
– Сколько всего ростков лука выросло?
– Сколько ростков в каждом ряду?
– Сколько таких рядов?
– Как получили?
– Что мы делали с луком?
Шестая станция: СТАНЦИЯ БУКВИНО
1) Чтение слогов, слов – учебник «Грамота» стр.143
2) Работа в тетради «Грамота» №3 стр.16
– Почему две буквы З, з?
– Вставьте буквы. Подчеркните З з
– Составьте слова и запишите их.
а о к з – коза
р з о а – роза
а Л и з а – Лиза
з а а т л – глаза
3) Работа с учебником «Грамота» стр.142
– Прочитайте стихотворение
– Посчитайте, сколько букв З в стихотворении?
4) Физминутка «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»
Седьмая станция: ГОРОД ЗАДАЧ
Учитель:
– Найдите задачу, где сесть цифра 7.
Самостоятельная работа – решить задачу стр.17
Индивидуальная работа у доски – двое учащихся
Проверка
Восьмая станция: ГОРОД ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ
Учитель:
– С какой новой буквой мы сегодня познакомились?
– Найдите букву «З» и раскрасьте ее любым карандашом.
Работа в тетради «Учусь писать»
Учитель:
– Мы двигаемся к конечному пункту. Что нас ждет впереди, вы узнаете, составив слово из карточек.
Р Е П Е Н А М Е > П Е Р Е М Е Н А
Итог урока:
– Что нового узнали на уроке?
– Чему учились?