Урок грамоты в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема урока:

Знакомство с буквой «З, з», звуками [З], [З /].

Решение задач на деление.

Цели урока:

1) Познакомить учащихся со звуками [З], [З /] и их обозначением буквами З, з; формировать умения читать слова с буквой «З», решать задачи на деление.

2) Развивать речь учащихся, фонематический слух, зрительное сосредоточение.

3) Развивать наглядно–образное и логическое мышление, память, внимание.

Оборудование:

Учебник «Грамота» для 1-ого класса, рабочие тетради «Грамота №3».

Предметные картинки (роза, майка, замок, замок (здание)),

Буквы из наборного полотна,

Плакат – Паровозик, грампластинка «Голубой вагон».

УРОК 1

Учитель:

– Сегодня на уроке обучения грамоте мы отправимся в путешествие за новыми знаниями. Познакомимся с двумя звуками и буквой, которая их обозначает. Будем учиться решать задачи на деление. Поедем мы на сказочном паровозике.

(Учитель вывешивает рисунок паровозика)

– Кто нам нужен, чтобы отправиться в путь?

– Кто будет машинистом, вы узнаете, разгадав ребус.

Учитель сажает зайку в паровоз и в путь.

Звучит песня «Голубой вагон»

Первая станция: ПОВТОРЯЛКИНО

Чтение слогов с буквой «С»

Учитель:

– Какие звуки обозначает буква С?

– Что еще вы можете о них сказать?

– Какие это звуки?

– Гласные или согласные?

– Звонкие или глухие?

– Твердые или мягкие?

Вторая станция: ПОКОРЕНИЕ ВЕРШИН

Учитель:

– Чтобы преодолеть горы, нужно прочитать слова.

Третья станция: ГОРОД ЗАГАДОК

Учитель проводит артикуляционную гимнастику – упражнение на звук [З]

1) «Силач»

Язычок у нас силач –
В зубы упирается,
Сильно напрягается
Горкой выгибается.
Силачу пора на отдых
Чтобы смог он полежать
Мышцы будем расслаблять.

2) «Чищу зубы»

«Чищу зубы, чищу зубы
И снаружи и внутри
Не болели, не желтели
Не темнели, чтоб они.

Учитель:

– Отгадайте загадки:

Это странная лошадка,
Словно школьная тетрадка,
Полосатая лошадка
От копыт до головы.

(вывешивает предметную картинку – зебра)  

Черненькая собачка
Свернувшись лежит:
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.

(вывешивает предметную картинку – замок)

Работа с учебником «Грамота» стр.142

Учитель:

– Произнесите звуки [з], [з /].

– Что происходит с языком, когда мы произносим этот звук?

– Что вы можете сказать об этих звуках?

Предметная картинка – замок.

– Прочитайте слово.

– Чем похожи слова: замок, замок?

– Чем они отличаются?

– Составьте предложения с этими словами.

Учитель:

– Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость согласного звука, твердость.

– Составьте слоги, в которых согласный – твердый, мягкий

Работа с АБАКОМ

Учитель:  

– Придумайте слова, в которых звуки [з], [з /] – в начале слова, в середине, в конце слова.

Четвертая станция: ГОРОД КРАСИВЫХ БУКВ

 Гимнастика для пальчиков «Коза и козленок»

Идет коза рогатая.
Идет коза бодатая
За ней козочка бежит,
Колокольчиком звенит.

Учитель:

– Назовите слова, в которых есть звук [з].

Работа в тетради стр.16

Учитель:

– На что похожа буква З?

На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра . . .

– Почему их две? Поселим ее в ленту букв. Куда?

Письмо буквы 33333

Пятая станция: ГОРОД СМЕКАЛИСТЫХ

Работа с учебником «Математика» стр.143

Учитель:

– Кого вы видите на картинках?

– Сколько их?

– Что у третьего по счету мальчика в руках?

– Сколько их? Разделите поровну эти тетради на 5 ребят.

– По скольку тетрадей получил каждый ученик?

– Сколько всего ростков лука выросло?

– Сколько ростков в каждом ряду?

– Сколько таких рядов?

– Как получили?

– Что мы делали с луком?

Шестая станция: СТАНЦИЯ БУКВИНО

1) Чтение слогов, слов – учебник «Грамота» стр.143

2) Работа в тетради «Грамота» №3 стр.16

– Почему две буквы З, з?

– Вставьте буквы. Подчеркните З з

– Составьте слова и запишите их.

а о к з – коза

р з о а – роза

а Л и з а – Лиза

з а а т л – глаза

3) Работа с учебником «Грамота» стр.142

– Прочитайте стихотворение

– Посчитайте, сколько букв З в стихотворении?

4) Физминутка «Кулак – ребро – ладонь», «Лезгинка»

Седьмая станция: ГОРОД ЗАДАЧ

Учитель:

– Найдите задачу, где сесть цифра 7.

Самостоятельная работа – решить задачу стр.17

Индивидуальная работа у доски – двое учащихся

Проверка

Восьмая станция: ГОРОД ЦВЕТНЫХ КАРАНДАШЕЙ

Учитель:

– С какой новой буквой мы сегодня познакомились?

– Найдите букву «З» и раскрасьте ее любым карандашом.

Работа в тетради «Учусь писать»

Учитель:

– Мы двигаемся к конечному пункту. Что нас ждет впереди, вы узнаете, составив слово из карточек.

Р Е П Е Н А М Е > П Е Р Е М Е Н А

Итог урока:

– Что нового узнали на уроке?

– Чему учились?