Тема: Черноморское побережье Кавказа.
Цели:
1. Сформировать знания о природе Черноморского побережья Кавказа.
2. Сформировать правила поведение человека, отдыхающего у Черноморского побережья Кавказа.
Ход урока
I . Организационный момент:
– Здравствуйте.
– В эфире программа телекомпании ВВС "Живая природа".
Вы знаете, что её ведущий Николай Николаевич Дроздов находился на необитаемом острове, на съемке телепроекта "Последний герой". Сейчас он находится в пути домой, поэтому он позвонил и попросил меня провести эту передачу.
– Итак, дорогие друзья, тема нашей передачи "Черноморское побережье Кавказа".
– Мы должны собрать экспедицию и отправиться туда для исследований.
– Ребята, а как вы думаете, какие задачи мы должны решить в ходе экспедиции.
(Дети высказывают мнения о предполагаемых задачах:
- Географическое расположение на карте.
- Сведения о природе.
- Сведения о животных.
- Правила поведения человека в этой местности.)
– Для этого возьмите с собой всё необходимые принадлежности.
– Мы отправляемся в экспедицию на самолёте. (Надеваю пилотку стюардессы.)
– Уважаемые пассажиры. Мы рады приветствовать Вас на борту нашего лайнера.
– Пристегните ремни!
Ж – ж – ж
Ж – ж – ж
– Продолжительность полета – 40 мин. Температура (t) воздуха за бортом – минус 10°С.
Ж – ж – ж
– Наш лайнер прибывает на Черноморское побережье Кавказа.
– Спасибо за, то, что вы воспользовались услугами нашей авиакомпании.
II . Изучение нового материала.
– И вот мы на Черноморском побережье Кавказа.
(Демонстрирую картину с изображением Черноморского побережья Кавказа).
– Наша экспедиция разделилась на группы, каждая группа получила специальные задания.
(Класс разделился на 5 групп, получив задание.)
1. Группа – Географическое положение, климат.
2. Группа – Расскажет о растение.
3. Группа – О животных суши.
4. Группа – О животных моря.
5. Группа – Специальные корреспонденты.
III. Работа с учебником.
– Откройте учебник на странице 40.
На карте природных зон найдите Черноморское побережье Кавказа.
(Один ученик показывает эту зону на карте, повешенной на доске.)
IV . Работа в группах.
– Ребята, зная географическое положение Черноморского побережья Кавказа, давайте попробуем предложить какой здесь климат.
(Дети высказывают свои предположения о возможном климате.)
– Кто может подтвердить или опровергнуть наши предположения?
– В теплом и влажном климате кавказских субтропиков сила растительности изумительна.
– Тепло и влага создают благоприятные условия для развития пышной растительности. В роскошных лесах растёт множество вечнозелёных растений.
– О некоторых из них нам расскажет 2 группа. (Учащиеся самостоятельно приготовили сообщения о вечнозеленых растениях: кипарис, пихта, лавр и др. Во время рассказа дети демонстрировали рисунки или фото этих растений.)
– А какие ещё растения субтропиков вы знаете, (мандарины, апельсины, айва, груша, яблока, персик, абрикос).
– Территория Черноморского побережья Кавказа богата не только своей пышной растительностью, но и разнообразием животных.
– А какие животные водятся в этой природной зоне?
– О некоторых обитателях нам расскажет следующая группа.
(Учащиеся приготовили сообщения и рисунки животных: баклана, чайки, шакала, кабана, косули.)
– Животные обитают не только на суше, но и в воде, в море.
– А каких морских обитателей вы знаете?
(Дети перечисляют наиболее распространенных обитателей суши и воды: ежи, дельфины, акулы, медузы, рыбы, звезды, коньки.)
– О некоторых обитателях моря нам расскажет 4 группа.
(Доклад и фото дельфина, морского конька, морской звезды медузы.)
А теперь давайте встанем и представим что мы медузы.
V . Физическая минутка.
Две весёлые медузы
Ни минуты не сидят
Ловко плавают по морю,
Только брызги вверх летят.
VI . Черноморское побережье Кавказа - Российская здравница
– Солнечные лучи, морская прохлада, вечнозелёная растительность, радующая глаз, привлекает тысячи туристов в эти края.
Здесь построены санатории, дома отдыха. (Звучит телефонный звонок.)
– А сейчас у нас на связи наш специальный корреспондент (из числа детей, отдыхавших летом на море).
– Она объехала всё черноморское побережье и вот, что она сообщает...
(Корреспондент демонстрирует фотографии фонтанов и санаториев Черноморского побережья Кавказа).
– Но люди, приезжающие сюда отдыхать не всегда относятся к природе бережно.
– Откройте страницу 94, прочитайте статью "Человек у моря" и найдите ответ на поставленный в учебнике вопрос.
– А теперь давайте проверим, совпадают ли наши выводы с выводом учёных в учебнике на странице 95.
– На Черноморское побережье Кавказа действуют определённые правила поведения. Они заключены в знаках, изображенных на доске.
– Сейчас прочитайте на странице 94 раздел "Внимание" и сформулируйте эти правила.
VII . Рефлексия:
– Наша экспедиция была длительной.
– И ваши родные соскучились и написали вам письма. (Зачитываем письма, где содержаться вопросы по данному уроку. Дети отвечают на них.)
– Существует обычай, кто хочет вернуться обратно, где он был – надо бросить монетку. У нас две монетки: красная – понравилась экспедиция, синяя – нет.
– А теперь пора домой.
(Надеваю пилотку стюардессы).
– Усаживайтесь поудобнее. Пристегните ремни! Ж – ж – ж. Вот мы и дома. До встречи в эфире.
Домашнее задание: страница 90–95, прочитать и ответить на вопросы.