Задачи урока: обобщить и систематизировать знания детей о слове, повторить, что главное в слове – его значение, упражнять в различных видах разбора, развивать наблюдательность, внимание, память, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.
Оборудование:
1.Магнитофон с записью музыки П. И. Чайковского.
2.Компьютер со слайдом картины Б. Щербакова.
3.Набор карточек для игры “Вопрос – ответ”.
4. Учебник по русскому языку М. С. Соловейчик, 4 класс, часть 2.
5. Тетрадь – задачник №3.
Ход урока.
I. Организационный момент
.—Закройте глаза. Нарисуйте вытянутыми руками цифру 8 сначала горизонтально, а затем в вертикальном положении по 4 раза.
— Глаза закрыты. Делаем движение глазами вверх, вниз, влево, вправо. (4 раза).
—Потерли руки, согрели ладони, а теперь ладонями погрели глаза.
—Помассировали уши.
II. Сообщение задач урока.
— Сегодня на уроке нам с вами предстоит трудная работа. Мы постараемся вспомнить все о главном работнике в языке, рассказать, что вы о нем теперь после 4 лет обучения знаете.
— А кого же называют главным работником в языке? (слово)
—Почему?
— В речи мы выражаем свои мысли и чувства, о чем-то сообщаем, спрашиваем, но, делая это, мы должны что-то называть, на что-то указывать. Общаться, обмениваться мыслями мы сможем только тогда, когда воспользуемся словами.
III. Раскрытие темы урока
.— Посмотрите на доску. Перед вами несколько записей (Рис. 1)
радуюсь с радостью радос?ное радос?но адыр |
Рис.1
— А теперь послушайте музыку. (Звучит музыка П.И.Чайковского).
— Используя записи, составьте предложения, в которых вы выразите свое отношение к услышанной музыке.
— Какую из записей вы не сможете использовать, чтобы выразить свои мысли? (адыр)
Почему? (Это сочетание звуко - букв лишено смысла, поэтому оно и не слово.)
—Запишите только слова.
Дети записывают слова, объясняют орфограммы на месте пропуска.
— Выделите ту часть слова, которой похожи эти слова. Как она называется?
(Общая часть родственных слов называется корнем)
— В третьем слове выделите другие части слова. Назовите их. Какую работу они выполняют?
Дети дают определение суффиксу и окончанию.
— Догадайтесь, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и у слов с которыми вы работали.
(Это слово рады.)
— Составьте с этим словом предложение.
— Выполните звукобуквенный разбор слова “ радуюсь” в тетради.
Дети выполняют задание самостоятельно, а один ученик на доске. Одновременно у доски 3 ученика дают письменную характеристику первых трех слов как частей речи. Затем идет проверка выполненной работы.
—Обобщите: как можно характеризовать слово?
(Объяснить значение слова.
Разобрать по составу.
Проанализировать как часть речи.
Сделать звукобуквенный разбор.)
— Как слово сделать членом предложения?
(Надо построить предложение.)
—Составьте предложение, используя слова:
у, я, радость, настроение
(У меня радостное настроение.)
— Запишите предложение и обозначьте, какими членом предложения является в нем имя прилагательное.
У местоимения укажите лицо и падеж.
Минута отдыха.
Пробуждение.
Ученики сидят за партами с закрытыми глазами, опустив голову на руки. По команде учителя первый ученик внешнего ряда встает и открывает глаза. Он дает команду следующему ученику и так выполняется упражнение до конца. Главное требование к выполнению упражнения – полное безмолвие и четкое соблюдение очередности.
IV. Работа по учебнику
.— А теперь я прочитаю вам отрывок из произведения И. Соколова-Микитова (упр. № 591)
В это время на экране появляется картина Б.Щербакова “Вода спадает”, звучит музыка П.И.Чайковского.
— Какова основная мысль текста?
Можно ли сказать, что на картине Б.Щербакова “Вода спадает” изображено приближение тех событий, о которых говорится в тексте? Почему вы так думаете?
(Ответы детей)
— Прочитайте текст еще раз и найдите предложение со значением оценки.
Чем оно особенно важно для текста?
(Ответы детей)
— Теперь самостоятельно выполните оставшиеся задания к тексту.
Дети выполняют задания, затем следует проверка.
V. Работа над систематизацией знаний
.—Теперь работаем в парах. Упр. № 589
1. Самостоятельная работа.
2. Проверка проходит при помощи игры “Вопрос – ответ”
Детям раздаются карточки (Рис. № 2), на одной стороне которой написан вопрос, на другой – ответ, но только на другой вопрос. Один ребенок читает вопрос, дети ищут у себя ответ на карточке, нашедший ответ, читает его, а затем читает вопрос с другой стороны своей карточки.
Чем похожи все слова языка, что они имеют в отличие от не “слов”? |
Каким членом предложения оно является в этом предложении. |
Какие три “работы” могут выполнять слова? |
Все слова языка имеют значение. |
На какие две группы делятся слова в зависимости от того, могут ли они употребляться самостоятельно? |
Слова могут называть, помогать, указывать. |
По каким общим признакам различаются части речи? |
Слова делятся на самостоятельные и служебные части речи |
Чем отличаются имена и глаголы? |
Части речи различаются по трем признакам, на какой вопрос отвечает, что обозначает и как изменяется |
Чем от всех других самостоятельных частей речи отличаются наречия? |
Имена склоняются, а глаголы спрягаются. |
Что можно анализировать в каждом самостоятельном слове? |
Наречия не умеют изменяться. У них нет ни рода, ни числа, ни падежа. |
Как еще можно характеризовать слово, когда оно входит в состав предложения? |
В каждом слове можно провести звуко- буквенный разбор, по составу, как часть речи. |
Рис. №2