Урок русского языка в 4-м классе (УМК "Гармония")

Разделы: Начальная школа


Задачи урока: обобщить и систематизировать знания детей о слове, повторить, что главное в слове – его значение, упражнять в различных видах разбора, развивать наблюдательность, внимание, память, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, понимать себя и других людей.

Оборудование:

1.Магнитофон с записью музыки П. И. Чайковского.

2.Компьютер со слайдом картины Б. Щербакова.

3.Набор карточек для игры “Вопрос – ответ”.

4. Учебник по русскому языку М. С. Соловейчик, 4 класс, часть 2.

5. Тетрадь – задачник №3.

Ход урока.

I. Организационный момент.

—Закройте глаза. Нарисуйте вытянутыми руками цифру 8 сначала горизонтально, а затем в вертикальном положении по 4 раза.

— Глаза закрыты. Делаем движение глазами вверх, вниз, влево, вправо. (4 раза).

—Потерли руки, согрели ладони, а теперь ладонями погрели глаза.

—Помассировали уши.

II. Сообщение задач урока.

— Сегодня на уроке нам с вами предстоит трудная работа. Мы постараемся вспомнить все о главном работнике в языке, рассказать, что вы о нем теперь после 4 лет обучения знаете.

— А кого же называют главным работником в языке? (слово)

—Почему?

— В речи мы выражаем свои мысли и чувства, о чем-то сообщаем, спрашиваем, но, делая это, мы должны что-то называть, на что-то указывать. Общаться, обмениваться мыслями мы сможем только тогда, когда воспользуемся словами.

III. Раскрытие темы урока.

— Посмотрите на доску. Перед вами несколько записей (Рис. 1)

радуюсь

с радостью

радос?ное

радос?но

адыр

Рис.1

— А теперь послушайте музыку. (Звучит музыка П.И.Чайковского).

— Используя записи, составьте предложения, в которых вы выразите свое отношение к услышанной музыке.

— Какую из записей вы не сможете использовать, чтобы выразить свои мысли? (адыр)

Почему? (Это сочетание звуко - букв лишено смысла, поэтому оно и не слово.)

—Запишите только слова.

Дети записывают слова, объясняют орфограммы на месте пропуска.

— Выделите ту часть слова, которой похожи эти слова. Как она называется?

(Общая часть родственных слов называется корнем)

— В третьем слове выделите другие части слова. Назовите их. Какую работу они выполняют?

Дети дают определение суффиксу и окончанию.

— Догадайтесь, как адыр превратить в слово с тем же корнем, что и у слов с которыми вы работали.

(Это слово рады.)

— Составьте с этим словом предложение.

— Выполните звукобуквенный разбор слова “ радуюсь” в тетради.

Дети выполняют задание самостоятельно, а один ученик на доске. Одновременно у доски 3 ученика дают письменную характеристику первых трех слов как частей речи. Затем идет проверка выполненной работы.

—Обобщите: как можно характеризовать слово?

(Объяснить значение слова.

Разобрать по составу.

Проанализировать как часть речи.

Сделать звукобуквенный разбор.)

— Как слово сделать членом предложения?

(Надо построить предложение.)

—Составьте предложение, используя слова:

у, я, радость, настроение

(У меня радостное настроение.)

— Запишите предложение и обозначьте, какими членом предложения является в нем имя прилагательное.

У местоимения укажите лицо и падеж.

Минута отдыха.

Пробуждение.

Ученики сидят за партами с закрытыми глазами, опустив голову на руки. По команде учителя первый ученик внешнего ряда встает и открывает глаза. Он дает команду следующему ученику и так выполняется упражнение до конца. Главное требование к выполнению упражнения – полное безмолвие и четкое соблюдение очередности.

IV. Работа по учебнику.

— А теперь я прочитаю вам отрывок из произведения И. Соколова-Микитова (упр. № 591)

В это время на экране появляется картина Б.Щербакова “Вода спадает”, звучит музыка П.И.Чайковского.

— Какова основная мысль текста?

Можно ли сказать, что на картине Б.Щербакова “Вода спадает” изображено приближение тех событий, о которых говорится в тексте? Почему вы так думаете?

(Ответы детей)

— Прочитайте текст еще раз и найдите предложение со значением оценки.

Чем оно особенно важно для текста?

(Ответы детей)

— Теперь самостоятельно выполните оставшиеся задания к тексту.

Дети выполняют задания, затем следует проверка.

V. Работа над систематизацией знаний.

—Теперь работаем в парах. Упр. № 589

1. Самостоятельная работа.

2. Проверка проходит при помощи игры “Вопрос – ответ”

Детям раздаются карточки (Рис. № 2), на одной стороне которой написан вопрос, на другой – ответ, но только на другой вопрос. Один ребенок читает вопрос, дети ищут у себя ответ на карточке, нашедший ответ, читает его, а затем читает вопрос с другой стороны своей карточки.

Чем похожи все слова языка, что они имеют в отличие от не “слов”?

Каким членом предложения оно является в этом предложении.

   

Какие три “работы” могут выполнять слова?

Все слова языка имеют значение.

   

На какие две группы делятся слова в зависимости от того, могут ли они употребляться самостоятельно?

Слова могут называть, помогать, указывать.

   

По каким общим признакам различаются части речи?

Слова делятся на самостоятельные и служебные части речи
   

Чем отличаются имена и глаголы?

Части речи различаются по трем признакам, на какой вопрос отвечает, что обозначает и как изменяется

   

Чем от всех других самостоятельных частей речи отличаются наречия?

Имена склоняются, а глаголы спрягаются.

   

Что можно анализировать в каждом самостоятельном слове?

Наречия не умеют изменяться. У них нет ни рода, ни числа, ни падежа.

   

Как еще можно характеризовать слово, когда оно входит в состав предложения?

В каждом слове можно провести звуко- буквенный разбор, по составу, как часть речи.

Рис. №2

VI. Итог.

VII. Домашнее задание. Упр. № 590.