Тема: Контрольный урок по математике, русскому языку, обществознанию.
Программа: “Школа 2100”.
Цель: организовать контроль знаний учащихся по математике, русскому языку, обществознанию, используя разнообразные, разноуровневые и здоровьесберегающие виды контроля.
Педагогические технологии: технология сотрудничества.
Задачи:
образовательные: проверка ЗУНов учащихся по математике, русскому языку и обществознанию, выявление пробелов в знаниях, закрепление и повторение изученного;
развивающие: развитие внимания, восприятия, памяти, мышления, речи;
воспитательные: воспитание положительной Я-концепции, чувства товарищества;
социальные: формирование навыков работы в сотрудничестве, положительной учебной мотивации.
Ход урока:
1. Постановка задач урока.
– Сегодня, ребята, на одном уроке мы проверим знания по трём предметам: по обществознанию, математике и русскому языку. Будем работать не только индивидуально, но и в парах (группах). Девиз нашего урока:
+ “Помогая другим, учимся сами. Давайте попробуем!”
– Для начала нам необходимо настроиться на работу, помочь головному мозгу активизироваться. Сделаем разминку для пальчиков (катание карандаша на кончиках пальцев; “На пишущей машинке…”)
2. Контроль знаний по математике: “Разноуровневые задания” (Приложение 1).
Алгоритм проведения:
1. Подбираются задания разного уровня сложности; определяется их цветовая гамма (желтые, зеленые, голубые), количество баллов за правильно выполненное задание (1,2,3 балла).
2. На каждую парту предоставляется набор заданий. Задача учащихся – определить для себя уровень заданий, произвести выбор карточек.
3. Время выполнения ограничено (15-20 минут).
4. После проверки и тщательного разбора, выполнение предыдущих заданий может оцениваться по более низким баллам, и наоборот.
– Перед вами задания трёх уровней сложности. Постарайтесь правильно оценить свои силы и выбрать те задания, которые у вас получатся, те, которые вам интересны, каждое задание на голубых карточках оцениваются в 3 балла. Задания на зеленых карточках оцениваются в 2 балла. Задания на желтых карточках – 1 балл.
Физминутка (“Хомка-хомячок”).
3. Контроль знаний по обществознанию: “Мнемотурнир” (Приложение 2).
Алгоритм проведения:
1. Сообщается организационный регламент.
2. Формируются подгруппы.
3. Задаются вопросы (письменно, устно).
4. Каждый обдумывает вопрос, ответы заносятся в таблицу (“Я”), проставляется степень уверенности в ответе.
5. После выполнения всех заданий, ответы обсуждаются в группе. Скорректированный ответ заносится в таблицу (“Группа”), проставляется степень уверенности.
6. Учителем сообщается правильный ответ, учащиеся записывают верный ответ в таблицу (“Эталон”).
7. Учащиеся выставляют итоговый балл.
– Возьмите таблицы для “Мнемотурнира”. Вы будете работать индивидуально и в парах. Сначала самостоятельно будете отвечать на поставленные вопросы. После каждого ответа не забывайте проставлять степень уверенности (0 – не уверен, 1 – сомневаюсь, 2 – уверен). Затем эти вопросы вы обсудите в парах. И тоже проставите степень уверенности. В заключении сопоставьте ответы с эталоном и определите свой результат, сделайте вывод.
Разминка для глаз (“Восьмёрка”, “Сова”).
4. Контроль знаний по русскому языку: “Взаимоконтроль” (“Учитель – Ученик”) (Приложение 3).
Алгоритм проведения:
1. Учащиеся составляют вопросы разного характера по пройденному материалу, заносят в таблицу (до урока, на предыдущем занятии, за определенное время).
2. Класс разбивается на учителей и учеников.
3. В течении заданного времени учителя опрашивают учеников по составленным вопросам, заносят результаты ответа в таблицу (+, +-, -+, -).
4. По истечении времени учащиеся меняются ролями (7-10 минут).
5. Выделяются наиболее активные участники процесса, грамотно сформулированные вопросы и задания, верность ответов.
– Сегодня вы попробуете себя в разных ролях: в роли “ученика” и в роли “учителя”. Каждый приготовил по 3 вопроса по русскому языку, по которым вы будете опрашивать своих “учеников”. Не забывайте результат заносить в таблицу. Результаты оценивайте объективно (+: правильный ответ, + -: имеются недочеты в ответе, -+: слабый ответ, -: ответ неверен). На опрос учащихся вам даётся 10 минут, затем меняемся ролями. Эксперты выделят самых активных учеников и учителей.
5. Подведение итога. Рефлексия.
– Ребята, как вы чувствовали себя во время контрольных работы? Почему?
– С какими трудностями вы сегодня столкнулись?
– Что вам удалось в работе?
– Какая работа вам больше понравилась? Почему?
– Какой вывод вы сегодня сделали для себя?