К 100-летию со дня рождения
Дмитрия Сергеевича Лихачёва
Список литературы:
Т. Г. Галактионова. Уроки по книге Д.С.Лихачева “Письма о добром” в 1-11 классах.
Л. С. Илюшин. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся
Л. С. Илюшин. “Альманах проблем и решений” / Проект деловой творческой игры для старшеклассников
Д.С. Лихачев. “Раздумья о России”. Статьи. СП, Логос, 2004.
Оборудование: портрет Д.С. Лихачева, газета “Не гаснет свеча духовности…”, видеоматериал, раздаточный материал (статьи Д.С. Лихачева “Об интеллигентности”).
Предварительное домашнее задание: найти в толковом словаре значение слов “интеллигентный”, “образованный”.
Цель:
1. Знакомство с биографией и статьями Д.С. Лихачева.
2. Формирование нравственных, эстетических и патриотических качеств у учащихся.
“Светлое имя академика Д.С. Лихачёва стало одним из символов XХ века. Вся долгая подвижническая жизнь этого удивительного человека была освящена деятельным служением высоким идеалам гуманизма, духовности, подлинного патриотизма и гражданственности”.
М. Виноградов
1. Слово учителя.
Почему мы проводим Урок Лихачёва.
В 2006 году Российская Федерация и всё цивилизованное человечество мира отмечает 100-летие со дня рождения выдающегося общественного деятеля, учёного, настоящего патриота и гражданина России Дмитрия Сергеевича Лихачёва.
Д.С. Лихачёв стоял у истоков исторических событий, связанных с рождением новой России, начавшихся после распада СССР. До последних дней своей большой жизни он, великий русский учёный, вёл активную общественную работу по формированию гражданского самосознания россиян.
Простые россияне писали Лихачёву о гибнущих церквях, о разрушении архитектурных памятников, об угрозах экологического характера, о бедственном положении провинциальных музеев и библиотек, писали с уверенностью: Лихачёв не отвернётся, поможет, добьётся, защитит.
Патриотизму Д.С. Лихачёва, истинного русского интеллигента, были чужды любые проявления национализма и самоизоляции. Изучая и проповедуя всё русское – язык, литературу, искусство, раскрывая их красоту и самобытность, он всегда рассматривал их в контексте и взаимосвязи с мировой культурой.
В предисловии к своей последней книге “Раздумья о России” Д.С. Лихачёв писал: “Я не проповедую национализм, хотя и пишу с болью о родной для меня и любимой России. Я просто за нормальный взгляд на Россию в масштабах её истории”.
Почётный гражданин Санкт-Петербурга Д.С. Лихачёв в самых различных обстоятельствах своей жизни и деятельности являлся образцом подлинной гражданственности. Он высоко ценил не только собственную свободу, включая свободу мысли, слова, творчества, но и свободу других людей, свободу общества.
Всегда безупречно корректный, выдержанный, внешне спокойный – воплощение образа петербургского интеллигента – Дмитрий Сергеевич становился твёрдым и непреклонным, отстаивая правое дело.
Так было, когда в руководстве страны возникла бредовая идея о повороте северных рек. Здравомыслящим людям с помощью Лихачёва удалось остановить эту гибельную работу, грозившую затопить веками обжитые земли, уничтожить бесценные творения народной архитектуры, создать экологическую катастрофу на огромных пространствах нашей страны.
Активно защищал Дмитрий Сергеевич от бездумной реконструкции и культурно-исторический ансамбль родного Питера. Когда был разработан проект реконструкции Невского проспекта, предусматривающий перестройку ряда зданий и создание по всей длине проспекта наклонных витрин, Лихачёву и его единомышленникам с трудом удалось убедить городские власти отказаться от этой идеи.
В год 100-летия со дня рождения Д.С. Лихачёва Президент Российской Федерации В.В. Путин 14 февраля 2006 года подписал Указ №110 “О праздновании 100-летия со дня рождения академика Д.С. Лихачёва”. 2006 год в России объявлен годом Лихачёва. В стране проводятся самые различные мероприятия, посвящённые изучению его наследия.
Вы уже знакомы с книгой академика Д.С. Лихачева, крупного ученого, филолога, “Письма о добром и прекрасном”, в которой даются советы молодым людям по разным проблемам большой жизни. Сегодня мы познакомимся с несколькими статьями из книги “Раздумья о России”. Классный час пройдет в форме презентации газеты “Не гаснет свеча духовности…”, посвященной Д.С. Лихачеву.
2. “Листая времени страницы…” Сообщения учащихся (по группам) – материал смотри в Приложении:1 страница: 2006 год – год Лихачева. Личность
Лихачева.
2 страница: “А знаете ли вы?” (Биография Д.С.
Лихачева).
3 страница: Воспоминания о Лихачеве (Д. Гранина, Л.
Д. Лихачевой, дочери Лихачева Д.С.).
4 страница: Живое слово Лихачева. Книга “Раздумья
о России”
Чтение статей учащимися, подготовленными заранее:
А.) О единстве народов и
целостности Русской земли.
Б). О русской природе и русском характере.
В). Русский Север.
Г). О русском языке.
5 страница: Диалог с Лихачевым. Чтение статьи и беседа.
“Кто он интеллигент?” и “ Об интеллигентности” (раздаточный материал: статьи на парте у каждого ученика).
Беседа по статье:
- Дома вы должны были найти в толковом словаре значения слов “образованный”, “интеллигентный”, “эрудированный”. Скажите значение этих слов. (“Образованный”- получивший, имеющий образование, разносторонние знания; “интеллигентный”- образованный, культурный; “эрудированный” – обладающий начитанностью, глубокими познаниями в какой-либо области науки).
- Чем отличаются значения этих слов? Можем ли мы сказать, что образованный и интеллигентный – это одно и то же? Уточните, в чем различия? (“культурный” – находящийся на высоком уровне культуры).
- Должен ли быть богатым духовный мир интеллигентного человека? (“Духовный” – связанный с внутренним, нравственным миром человека).
- Какую красоту вы цените? Внешнюю или внутреннюю ? Духовную? Как понимаете слова А.П. Чехова: “В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. В. Гюго писал: “Никакая внешняя прелесть не может быть полной, если она не оживлена внутренней красотой”. Поразмышляйте и еще над одним высказыванием Леонардо да Винчи: “Сияющая красота юности уменьшается в своем совершенстве от чрезмерных и слишком изысканных украшений”.
- Итак , какого человека мы можем считать истинным интеллигентом? Приведите примеры из жизни. Совпадает ли ваше мнение с мнением Д.С. Лихачева?
6 страница: Какими должны стать мы, русские, сегодня? (чтение статьи Д.С. Лихачева подготовленным учащимся).
Подведение итогов: Что нового узнали о Д.С. Лихачеве как о человеке, ученом, переводчике? Какой нравственный урок получили сегодня?
Создание синквейна:
ЛИХАЧЕВ |
||
Интеллигентный |
Образованный |
|
Перевел |
Написал |
Сохранил |
Лихачев – совесть нашей эпохи.
Лихачев создал портрет страны.
Лихачев – это символ XX века.