(для учащихся 6 класса при изучении темы
“Природный комплекс” с использованием
национально-регионального компонента.
Время – два урока по 40 минут с переменой между
ними)
Цели урока:
1. Закрепление навыков работы с текстом:
а) быстрое просматривание текста в
поисках новой информации;
б) выбор содержания, заданного планом работы;
в) составление рассказа по предложенной схеме и в
определенном временном объеме.
2. Продолжить формирование умения заполнять предложенную учителем таблицу в ходе прослушивания выступлений одноклассников.
3. Поддержание интереса к предмету: использование игровых моментов и приема выбора выступающего с помощью разгадывания кроссворда.
4. Знакомство учащихся с лекарственными растениями своей местности.
Оборудование:
На столах учащихся:
– Тексты с описанием лекарственных растений Удмуртии (индивидуальные для каждого учащегося);
– Инструктивные карточки – таблицы для подготовки рассказа;
– Карточки с названиями лекарственных растений.
На доске:
– “Травники” – плакаты о лекарственных растениях;
– “Лукошко” для карточек с названиями растений;
– Картосхема “Лекарственные растения Удмуртии” (Приложение 1);
– Кроссворд “Лабиринт лекарственных растений”.
Ход урока
I урок – практическая работа
1. Вводное слово учителя.
На прошлом уроке мы с вами знакомились с понятием “природный комплекс”. Сегодня мы рассмотрим более подробно один из компонентов природного комплекса – лекарственные растения Удмуртии.
У каждого из вас есть необходимый для работы на первом уроке материал: лист с текстом об одном из лекарственных растений, инструктивная карточка – таблица для составления рассказа.
Таблица 1. Карточка – инструкция для подготовки рассказа о лекарственном растении.
Название научное и народное. |
|
Наиболее типичные места произрастания. |
|
Как используется и какими лекарственными свойствами обладает. |
Но прежде, чем приступать к практической работе необходимо прослушать историческую справку.
Содержание исторической справки.
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Стал запоминать, что от чего помогает. Вспомнил, что звери тоже травами и кореньями лечатся. Да и вы сами, наверное, видел и, как лечатся кошки и собаки. Выберут листочек, в основном тонкий и длинный, оторвут зубами и проглотят, не разжевывая.
Сведения о целебных свойствах растений передавались из поколения в поколение.
Издавна существовало поверье, что откроется клад тому, кто пойдет в лес в ночь на Ивана Куполу и увидит цветок папоротника, который распускается только раз в году, в то время, когда день равен ночи, т.е. 22 июня.
Сбор диких лекарственных растений окружался ареалом таинственности. Проверенные на практике умения применять целебную силу растений передавали из рода в род как величайшую ценность.
Постепенно знания о целебных свойствах растений стали собирать воедино. Описывались растения, их целебные свойства, создавались первые ботанические книги. Древние книги по лечению травами так и назывались “травники”, “зелъники”, “цветники”.
Постепенно год за годом складывалась, формировалась наука о лекарственных растениях – фармакогнозия – одна из древнейших наук человечества (на доску вывешивается карточка с названием науки и учащиеся записывают в тетрадь новое для них слово и его определение).
В настоящее время в научной медицине в России применяется более 200 видов лекарственных растений. Из них на территории Удмуртии произрастает 80 видов.
2. Самостоятельная работа учащихся с индивидуальными консультациями учителя: подготовка сообщения о лекарственном растении по предложенному материалу и плану (Время – оставшаяся часть первого урока.)
11 урок – “Путешествие по лабиринту лекарственных растений”.
1. Вводное слово учителя.
А сейчас мы с вами отправляемся на поиски лекарственных растений. Нужно “наполнить” наше целебное лукошко. Но прежде познакомимся с правилами сбора, сушки и хранения лекарственного сырья.
В 1650 году царь Алексей Михайлович приказал в ночь на Ивана Купалу направить крестьян для сбора трав, а затем и описать, где какие растут. Собранные травы доставляли лекарям бережно, по особой инструкции:” Надрав тое травку, велено перебрать начисто и высушить на ветре или в избе на легком духу, чтобы та травка от жару не зарумянела, и тое траву зашить в холстины и положить в лубяные коробки, зашить в рогожки накрепко, чтобы из тое травы дух не вышел.”
У современных сборщиков лекарственного сырья существуют тоже определенные правила:
1. Большинство видов растений собирают в сухую солнечную погоду, когда обсохнет роса. Лучше, если сбор будет закончен до 12 часов дня.
2. Чистота сбора – одно из основных правил заготовки.
3. Сырье ядовитых растений – белены,травы чистотела, корневищ чемерицы – лучше всего заготовлять в перчатках резиновых и не прикасаться этими растениями к губам , глазам, лицу!
4. Не следует собирать сырье в рюкзаки, полиэтиленовые пакеты. В них сырье быстро согревается и теряет свои качества. Лучшей тарой являются плетеные корзинки (и ящики с отверстиями на стенках).
5. Через 2–3 часа сырье должно быть доставлено к месту сушки. Если такой возможности нет, разложите его для провяливания на досках, брезенте в тени.
6. Не вытаптывайте растения. Два-три лучших экземпляра на один квадратный метр оставьте для возобновления заросли.
Каждое растение собирают в определенный срок.
Для этого нужно посмотреть на “Календарь сбора лекарственных растений”. (Приводим два-три примера).
На картосхеме “Лекарственные растения Удмуртии” можно определить специализацию отдельных районов по заготовке лекарственных растений. (Называем лекарственные растения Можгинского района. См. Приложение № 1).
2. Расчерчивание в тетрадях таблицы для записи названий лекарственных растении и их свойств при прослушивании рассказов учащихся по следующей форме:
Таблица № 2. Лекарственные растения и их свойства.
№ п\п |
Название растения |
Лекарственные свойства и применение |
3. Итак, отправляемся в путь... (На доску вывешивается кроссворд и объясняются правила разгадывания растений)
Таблица № 3. Лабиринт лекарственных растений.
П |
А |
П |
О |
Р |
О |
Т |
Н |
И |
Е |
О |
П |
О |
Д |
О |
Р |
О |
Д |
И |
Ж |
Ч |
Е |
О |
Л |
Л |
У |
Б |
Л |
Л |
У |
Р |
О |
Д |
Е |
В |
М |
Е |
Х |
Л |
М |
А |
К |
Е |
И |
Ь |
Г |
М |
Ж |
С |
О |
Я |
А |
С |
Н |
О |
К |
Н |
У |
Р |
Е |
Х |
Р |
А |
Н |
О |
М |
С |
И |
Р |
Е |
Н |
Ь |
Я |
Р |
У |
З |
А |
И |
Н |
И |
Л |
А |
Н |
Л |
Е |
Т |
М |
И |
Н |
К |
А |
Н |
Ю |
Б |
А |
Ф |
Н |
Л |
Д |
Ы |
Ш |
Ы |
С |
Я |
Ч |
А |
Й |
И |
Р |
Ы |
Т |
У |
Е |
И |
Ч |
И |
С |
Т |
О |
Т |
У |
Л |
И |
С |
Т |
Н |
И |
К |
Ч |
Н |
У |
Р |
У |
Д |
А |
Р |
Ы |
У |
Н |
М |
О |
Ж |
У |
Х |
Н |
А |
М |
Я |
Т |
Л |
Ю |
Б |
Ш |
Н |
Р |
О |
Р |
О |
С |
Щ |
И |
Р |
Е |
К |
А |
Н |
Н |
К |
Н |
Д |
У |
М |
О |
Ж |
Т |
А |
К |
О |
Р |
И |
Ц |
А |
П |
А |
И |
С |
Л |
А |
Ш |
Ж |
Е |
В |
Р |
Ы |
И |
Н |
С |
Ш |
Е |
Р |
К |
К |
А |
Л |
К |
Е |
Р |
Е |
А |
С |
А |
В |
К |
А |
И |
С |
Т |
О |
З |
Г |
А |
Н |
Ь |
Л |
П |
Е |
Н |
Н |
А |
Л |
Т |
С |
Я |
В |
П |
О |
Л |
Ы |
Н |
Ь |
И |
В |
Д |
Р |
И |
Ф |
Е |
Й |
И |
К |
А |
Р |
И |
П |
А |
Н |
Отыщите в этой таблице 45 названий лекарственных растений. Все названия читаются сверху – слева – вниз – направо по вертикали, горизонтали и ступенькой. (Эта таблица взята из журнала “Наука и жизнь” 70-х годов двадцатого века. Благодаря ей и был создан этот урок).
Путешествие наше необычное. Мы будем двигаться по лабиринту лекарственных растений.
Названное растение записывается в таблицу. Если в классе у кого - то приготовлен рассказ об этом растении он выходит к доске, кладет в лукошко карточку с названием этого растения и рассказывает о его полезных свойствах. Учащиеся внимательно слушают и заполняют вторую колонку таблицы. Если получится так, что об этом растении никто не готовил рассказ, то справа в таблице остается пустое место. Это домашнее задание. Дома учащиеся работают с дополнительной литературой и заполняют пропуски в таблице пастой зеленого цвета, (это дает возможность учителю на следующем уроке быстро проверить домашнее задание и оценить работу всех учащихся).
4. Подведение итогов урока:
– Оценка работы учащихся в течение двух уроков;
– Напоминание о домашнем задании;
– Повторение названий лекарственных растений, о которых прослушали рассказы (достать карточки из “лукошка” и еще раз прочитать названия).
5. При наличии времени слушаем рекламу, которую учащиеся заранее готовили (рецепты, советы по приготовлению витаминного чая и т.п.). Если времени не остается, то эту часть можно перенести на следующий урок, когда будут подводиться итоги домашнего задания.
Карта-схема специализации районов Удмуртской Республики по заготовке лекарственного сырья
Во всех районах республики возможна заготовка березовых и сосновых почек; цветков липы и ромашки; листьев земляники, мать-и-мачехи и подорожника большого; травы горца птичьего, донника, пастушьей сумки, полыни горькой, пустырника, тысячелистника, фиалки трехцветной, хвоща, череды, чистотела; корней одуванчика, щавеля конского.
Условные обозначения
1. Багульник болотный. 2. Боярышник кроваво-красный. 3. Брусника. 4. Дуб обыкновенный. 5. Душица обыкновенная. 6. Жостер слабительный. 7. Зверобой продырявленный. 8. Кровохлебка лекарственная. 9. Крушина ольховидная. 10. Малина обыкновенная. 11. Можжевельник обыкновенный. 12. Ольха серая, ольха клейкая. 13. Пижма обыкновенная. 14. Рябина обыкновенная. 15. Смородина черная. 16. Толокнянка обыкновенная. 17. Чемерица Лобеля. 18. Черемуха обыкновенная. 19. Чага. 20. Черника. 21. Шиповник майский. 22. Щитовник мужской.
Приложение 1
Литература
1. Ю.В.Синадский. Целебное лукошко, М., “Педагогика”, 1989.
2. Л.С. Макарова, Н.П.Харитонова, Л.А. Ходыкина, В.И. Шиянов. Лекарственные растения Удмуртии. Ижевск, Изд-во “Удмуртия”, 1984.
3. География Удмуртии. Учебное пособие для общеобразовательной школы. Под редакцией Н.Т.Козловой, Ижевск, “Удмуртия”, 1999.
4. Подборка статей о лекарственных растениях из журналов “Наука и жизнь”, “Юный натуралист” (Всего более 50 листов).