Цели урока:
- Познакомить с творчеством Г.Х.Андерсена;
- Развивать навык самостоятельного чтения, анализа произведения;
- Воспитывать любовь к книге, чтению.
Ход урока.
1.Слово учителя.
Представьте себе… Копенгаген, столица Дании, лежит на большой морской дороге из Балтики в Северном море. Теплоходы разных стран, входя в порт, поднимают национальный флаг Дании и приветствуют город длинными гудками. На берегу ещё неясно проступают очертания столицы с её домами, крытыми черепичной крышей, остроконечными башнями. Город– порт, живущий морем и начинается в море, – поэтической статуей юной русалки, воспетой в сказке великим сказочником.
2.Запись кассеты.
“Мне часто чудится, что каждый забор, каждый цветочек говорит мне:”Погляди на меня, и у тебя будет моя история”
3.Учитель.
Сказочник смотрит и слушает. И вот ему открывается удивительный подводный мир, где живёт прекрасная русалка, отдавшая жизнь ради прекрасного принца. Он входит в хижину бедного крестьянина, и во дворец сказочной принцессы; под его добрым и лукавым взглядом оживает кухонная утварь и детские игрушки.
4. Запись кассеты.
“Каждую вещь нужно называть её настоящим именем, и если это опасно в действительной жизни, то надо это сделать хотя бы в сказке”.
5. Учитель
О ком сегодня пойдёт речь?
О том человеке, память о котором бережно, как национальную святыню хранят датчане. У подножия памятника ему всегда живые цветы. Это Ганс Христиан Андерсен.
А что же это за человек, создавший множество прекрасных произведений? Какова его жизнь, мы узнаем из сообщений ребят.
6. Сообщение об авторе (выступают дети).
7. Учитель.
Вы услышали о неудачной попытке Г.Х.Андерсена в 17 лет стать драматургом. Но по прошествии многих лет множество его произведений стали источниками написания сценариев. По мотивам его сказок поставлено много спектаклей. И я предлагаю вашему вниманию инсценировку одной из них.
8. Инсценировка сказки “Улитка и розовый куст”.
9. Учитель
На примере этой сказки вы убедились, что Андерсен умел видеть необычное в окружающем его мере. Это дано далеко не каждому.
За свою жизнь, а прожил Андерсен 70 лет, он написал много хороших сказок и они хорошо известны вам.
10. Викторина
В этом кроссворде зашифровано слово. Отгадать его вы сможете, ответив на все мои вопросы.
1) Какую придворную профессию пришлось освоить принцу, чтобы заслужить поцелуи принцессы?
(свинопас)
2) В какой из сказок маленькой девочке, но с большим сердцем удалось с помощью любви победить хозяйку ледяного царства?
(Снежная королева)
3) Как звали девочку, которая появилась из ячменного зёрнышке?
(Дюймовочка)
4) В какой из сказок маленькая птичка помогла королю своим пением, а потом и своими советами?
(Соловей)
5) В какой из сказок сказочное существо, живущее в море, пожертвовало своей жизнью ради любви принца?
(Русалочка)
6) В какой из сказок герой закончил свою жизнь в печке?
(Стойкий оловянный солдатик)
7) Какой маленький волшебный человечек знает больше всего на свете сказок?
(Оле – Лукойе)
8) В какой из сказок про короля можно было в любое время сказать:”Король в гардеробной”
(Новое платье короля)
– Какой же великий сказочник написал все эти сказки? (Андерсен Г.Х.)
– А нравятся вам его сказки?
– Можете ли вы рассказать, чем вас увлекли эти произведения? Какой след в вашем сердце они оставили?
Дома вы прочитали некоторые сказки Г.Х.Андерсена. Я бы хотела услышать ваши отзывы о них.
Снежная королева.
Это первая большая по объёму сказка Андерсена. Она состоит из 7 глав. Замерзают окна, на них появляются причудливые узоры. Может, их нарисовала Ледяная дева, которая в датском фольклоре олицетворяет силу, несущую смерть всему живому. Может быть, она была прообразом Снежной королевы?
Свинопас.
Об этой сказке сам автор сказал, что в ней заключено несколько зёрен мудрости из старой датской народной сказки. Андерсен имел в виду народную сказку “Нищий”. Там принцесса считала “Нет на свете никого достойнее меня”.
Соловей.
Йени Линд, которую любил Андерсен, боготворила сказки и стихи писателя, но не любила его самого. Во время первой встречи она не произвела на Андерсена впечатление. Когда же в 1834 году он увидел её вновь, её пение потрясло сказочника. Описывая скромную птичку, которая пела так, что просто чудо и пение которой так и хватало за сердце, перед глазами его стояла Йени Линд.
Новое платье короля.
А слышали ли вы такое выражение: “А король то голый”. Нередко бросают в адрес человека, который одержим манией величия или выдаёт себя не за того, кто он есть на самом деле.
Русалочка.
В этой сказке у Андерсена впервые появилось описание природы. Люди, понимающие, сразу оценили прелесть подобных описаний.
– Это же поэтично!– восклицали они.
Хотя сказка кончается печально, она утверждает светлый и чистый мир любви.
Дюймовочка.
Откуда приходили к Андерсену сказки?
Порой они слышались ему в пении птиц, как эта сказка.
Оле-Лукойе.
Если задуматься, то Оле-Лукойе не кто иной, как сам Андерсен.
Стойкий оловянный солдатик.
Настоящий стойкий оловянный солдатик – так называют мужественного и волевого человека.
Учитель.
Современники восторженно приняли новый сборник сказок.
“Они так нравятся, что каждый новый сборник восторженно принимается безо всяких рекомендации”
Давайте же ещё раз обсудим эти чудесные произведения.
Работать будем в группах. На работу вам даётся 10 минут. Вопросы для обсуждения:
- Назови сказку.
- Кто её главные герои?
- Какие черты характера им присущи (докажи текстом)?
- Какова главная мысль сказки?
Учитель.
И закончить наш урок мне хочется стихотворением, которое читалось на праздновании пятидесятилетия со дня рождения писателя. Оно как нельзя лучше отражает весь творческий путь писателя.
Безобразным утёнком он слыл,
В камышах от пинков укрывался,
В мире грёз утешенья и сил
Для борьбы с тьмой и злом набирался.
У! Как злобно вопил птичий хор!
Ведь ни гуси, ни утки не знали,
Что покинет утиный он двор
И исчезнет, в сияющей дали.
Что недаром к чужим берегам
Лебедь гордый полёт свой направит
Что он славой покроется сам
И родной уголок свой прославит!