Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Цели урока.
- Образовательная: систематизация знаний по теме “Простые механизмы. КПД”: формировать умение находить КПД различных механизмов; повторить основные формулы темы с помощью решения задач; обеспечить усвоение формулы для расчёта КПД; формировать у ребят умение осуществлять самоконтроль с помощью конкретных вопросов и использования дидактического материала.
- Развивающая: совершенствовать навыки самостоятельной работы, активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь. Развитие умения правильно оформлять и решать задачи.
- Воспитательная: развитие чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместного решения задач; развитие навыка работы в паре, развивать мотивацию изучения физики, используя разнообразные приёмы деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент. (1 мин)
Здравствуйте! Сегодня на уроке мы вспомним все о простых механизмах, коэффициенте полезного действия простых механизмов, прорешаем ряд задач по этой теме.
II. Проверка домашнего задания и актуализация знаний. (10-12 мин)
Проверка домашнего задания будет состоять из нескольких этапов.
- Два ученика выходят к доске и готовятся отвечать по плану(на демонстрационном столе находятся необходимые приборы):
а) блок: виды блоков, определение, выигрыш в силе, выигрыш в работе, применение.
б) рычаг: определение, условие равновесия рычага, выигрыш в работе, применение.
Заслушиваются ответы учащихся, готовящихся у доски, после проверки физического диктанта, выставляются оценки.
- Остальные учащиеся пишут физический диктант, в котором указывают буквенное обозначение и единицу измерения названной физической величины.
Вопрос Ответ 1. Сила F, Н 2. Плечо силы l , м 3. Мощность N, Вт 4. Работа A, Дж 5. КПД , %
Проводится учащимися взаимопроверка работ (правильные ответы высвечиваются или заранее написаны на доске), несколько человек дают определения физических величин и им выставляется оценка с учетом оценки за физический диктант.
III. Решение задач. (20 мин)
№1. На меньшее плечо рычага действует сила 300 Н, на большее – 20 Н. Длина меньшего плеча 5 см. Определите длину большего плеча. Сделайте рисунок.
№2. Ведро с песком массой 24,5 кг поднимают при помощи неподвижного блока на высоту 10 м, действуя на веревку силой 250 Н. Вычислите КПД установки.
IV. Закрепление материала. (5-7 мин)
- Какая сила удерживает рычаг в равновесии?
Р=20 Н F-? F-? Р=10 Н
- Получу ли я выигрыш в силе?
V. Домашнее задание. (1 мин)
Повторить §56-61, упр. 31(2)
VI. Рефлексия. (1 мин)
Ребята, что нам удалось сегодня на уроке сделать? (Учащиеся подводят итог).
Кто хочет высказать особое мнение? Спасибо за работу всем, но особенно плодотворно работали … Выходя из кабинета, оцените сами свою работу на уроке, решите, было ли вам ИНТЕРЕСНО, все ли было ПОНЯТНО, все ли УСВОЕНО.