Цели урока:
- дальнейшее постижение понятий мажора и минора как важного средства выражения различных настроений;
- формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.
Задачи урока:
Обучающие:
- обучить применению в практической деятельности понятий “мажор” и “минор”;
- привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
- учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
- учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.
Развивающие:
- развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
- развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.
Воспитательные:
- способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
- воспитывать потребность в общении с музыкой.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.
Методы: словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, арттерапевтический, междисциплинарных взаимодействий.
Оборудование урока:
- Е. Поплянова “Пора начать урок” (пение);
- В. Петрушин “Только смеяться”, “Чтобы со мной не случилось” (пение);
- И. Челноков, Е. Челнокова “Здравствуй, песенка моя” (пение);
- Р. Шуман “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы” (слушание);
- Л. Бетховен “Сурок” (слушание);
- Д. Кабалевский “Клоуны” (слушание);
- В. Васнецов “Алёнушка”;
- Л. Лапцуй “Берёзка”, “Смерть берёзки”.
Ход урока
I. Орг. момент.
Е. Поплянова “Пора начать урок” (пение).
Музыкальное приветствие:
- Здравствуйте, ребята!
- Здравствуйте, Наталья Даниловна.
Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре.
- А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему?
- В чем заключается разница между этими приветствиями?
II.
Тема прошлого нашего урока была “Весело - грустно”. Эти настроения в музыке выражают понятия: “лад”, “мажор”, “минор” (таблицы вывешиваются на доску). Повторяем понятия: лад, мажор, минор.
Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.
Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный (поём гамму до мажор).
Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный (поём гамму ля минор).
Проверка д/з. Вам надо было дома раскрасить костюмы персонажей, передать в цвете радостное настроение. Раскройте свои рабочие тетради на стр. 23, посмотрите работы друг у друга. Понравились они вам? Два учащихся защищают свою работу.
Перед вами лежат листочки с новым домашним заданием. Положите их в ежедневники. Задания будут похожи на те, что мы будем делать сегодня в классе.
Д/з: выполнить одно из заданий по выбору:
а) придумай свой ритм и сочини к нему мелодию в определённом настроении;
б) сочини стихотворение и к нему мелодию в определённом настроении;
в) нарисуй рисунок в определённом настроении.
На этом уроке мы продолжаем работать над темой “Весело - грустно”. Но если на прошлом уроке мы слушали произведения, сочинённые композиторами, то сегодня мы сами будем сочинять, творить, придумывать, фантазировать, читать стихотворения, всматриваться в картину. И всё это для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и является целью нашего урока.
Но сначала давайте вспомним, с какими композиторами мы совершали музыкальную прогулку, и какие слушали произведения на прошлом уроке?
На доске запись этих произведений (в таблицах):
Р. Шуман | “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы” |
Л. Бетховен | “Сурок” |
Д. Кабалевский | “Клоуны” |
- Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях? Определите лад.
- Почему произведение Д. Кабалевского называется “Клоуны”, а не “Клоун”?
Слушаем произведение. Когда в музыке будет изображён весёлый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный – хмуриться.
Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Давайте поможем им разобраться, что относится к мажору, а что – к минору (на доске таблицы: мажор, минор, весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно). К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй – для минора. В это время со всем классом находим оригинальные эмоциональные характеристики для мажора (“боевая жизнь”, “восход солнца”) и минора (“закат солнца”, “звёзды ведут хоровод”). Затем даём характеристику работы учащихся у доски.
III.
Если мы понятия “мажор” и “минор” перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Почему?
А сейчас я предлагаю вам спеть песни В. Петрушина “Только смеяться”, “Чтобы со мной не случилось”.
- Чему нас учат эти песни?
- Какой лад соответствует каждой из песен? Почему?
Пение сопровождается двигательной импровизацией в соответствии с настроением песни.
Какой разный ритм у песен и музыкальных произведений! А мы с вами знаем, что музыкальные звуки различаются по длительности. Существуют долгие по продолжительности ноты (целые, половинные), средние (четверти) и совсем короткие (восьмые и шестнадцатые). Повторяем ритмослогами. На доске запись двух ритмических рисунков (проговариваем ритмослогами и показываем в движении).
Если бы вы были композиторами, для какого из ритмов вы написали бы мелодию в мажоре, а для какого – в миноре? Детская импровизация (перед импровизацией пропеть мажорную гамму на слог да, минорную – на ду). Лад, также как и ритм, обладает большой выразительной силой, помогает ярко раскрыть образное содержание произведения, его настроение.
Различные эмоциональные настроения, состояния человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных; произведения искусства в целом помогают нам стать лучше и добрее, увидеть, как больно бывает от зла и как оно некрасиво.
Я вам прочитаю сейчас два стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя “Берёзка” и “Смерть берёзки”. А мы с вами знаем, что берёзка является символом России.
Берёзка
Теплом трепещущим, ветками влажными
Тянется к солнцу берёза отважная.
Видишь, как цепко за мыс ухватилась?
Видишь, как ясно в воде отразилась?...
Солнце её, сиротливую, нежит,
Ветер ей косы зелёные чешет.
Дай ей, земля, животворного сока!
Станет она и прямой, и высокой!
Сердце не бьётся в берёзе, и всё же
На человека берёза похожа!
Смерть берёзки
Лежит берёзка на земле сырой
С распоротой обугленной корой.
Её сразила молния вчера
Ударом браконьерским топора.
А прежде руки утренней зари
Ей в уши продевали янтари,
И ветер к ней, бывало, прилетал
И ленты солнца в волосы вплетал.
Ах, ни одна из всех берёз
Таких красивых не носила кос!
Берёзы ненавидели сестру,
Сучками ей царапали кору…
Теперь они трусят седой листвой
Над рухнувшей сестрицей неживой,
И слёзы тяжеленные, как ртуть,
Роняют ей на высохшую грудь.
- Меняется ли в каждом из стихотворений настроение?
- Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений?
- Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились?
- А эти стихотворения чему-то научили вас?
На доске вывешиваются два листа цветной бумаги (зелёный и чёрный). Всматриваемся в эти цвета. Какой из цветов соответствует какому настроению и какому стихотворению? Какому ладу?
Я прошу встать тех, кому больше понравилось первое стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию). А теперь попрошу встать тех, кому понравилось второе стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию).
А сейчас я предлагаю вам вглядеться в картину В.Васнецова “Алёнушка”, “прислушаться” к ней.
- Что мы слышим? (Вокруг тишина).
- Как изображены на картине девочка, её фигура, глаза? (Она сидит, опустив голову, у неё босые ноги, растрёпанные волосы).
- Что хотел автор выразить в картине? (Вспомнить сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.)
- Слушает ли Алёнушка тишину?
- Каков смысл этой тишины, настроения девочки? (Она прислушивается, что отзовётся её братец Иванушка, это печальная тишина).
- Почему художник изобразил на картине вечер? (Для того, чтобы подчеркнуть усталость Алёнушки, её тревогу: скоро наступит ночь, а она ещё не нашла брата).
- Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует?
- Какое из прослушанных в начале урока музыкальных произведений похоже по настроению с картиной? Какой лад этого произведения?
- А хотели бы вы помочь Алёнушке?
Действиями мы, конечно же, не можем ей помочь, но зато добрыми словами можем. Подумайте, что бы вы могли сказать Алёнушке, а может даже и спеть. Разыгрывание ситуации Алёнушка и друг (кто-то из учащихся и учитель).
У вас на парте лежит конверт с набором вырезанных из цветной бумаги лепестков. Сложите из этих лепестков цветик-семицветик. Загадайте желание для Алёнушки, выберите один из лепестков, соответствующий настроению вашего желания, и дуйте на него, чтобы исполнилось желание.
IV.
- О чём же мы узнали сегодня на уроке?
Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу).
- А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?
Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.
В конце урока я предлагаю вам спеть песню “Здравствуй, песенка моя”.
- В каком ладу и настроении мы завершили урок?
V.
Музыкальное прощание.