Урок музыки во 2-м классе на тему: "Весело – грустно" (программа В.В. Алеева)

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • дальнейшее постижение понятий мажора и минора как важного средства выражения различных настроений;
  • формирование основ духовно-нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного развития личности.

Задачи урока:

Обучающие:

  • обучить применению в практической деятельности понятий “мажор” и “минор”;
  • привить любовь, уважение, чувство эстетического сопереживания к произведениям искусства;
  • учить воспринимать музыку как важную часть жизни каждого человека;
  • учить видеть взаимосвязи между музыкой и другими видами искусства.

Развивающие:

  • развивать творческие способности учащихся, ассоциативное мышление;
  • развивать звуковысотный, ладовый и ритмический слух детей.

Воспитательные:

  • способствовать формированию эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру;
  • воспитывать потребность в общении с музыкой.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

Методы: словесно-индуктивный, частично-поисковый, творческий, наблюдение, сопоставление, побуждение к сопереживанию, арттерапевтический, междисциплинарных взаимодействий.

Оборудование урока:

- Е. Поплянова “Пора начать урок” (пение);

- В. Петрушин “Только смеяться”, “Чтобы со мной не случилось” (пение);

- И. Челноков, Е. Челнокова “Здравствуй, песенка моя” (пение);

- Р. Шуман “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы” (слушание);

- Л. Бетховен “Сурок” (слушание);

- Д. Кабалевский “Клоуны” (слушание);

- В. Васнецов “Алёнушка”;

- Л. Лапцуй “Берёзка”, “Смерть берёзки”.

Ход урока

I. Орг. момент.

Е. Поплянова “Пора начать урок” (пение).

Музыкальное приветствие:

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте, Наталья Даниловна.

Музыкальное приветствие поётся два раза: сначала в мажоре, а затем в миноре.

- А какое приветствие вам больше понравилось, первое или второе? Почему?

- В чем заключается разница между этими приветствиями?

II.

Тема прошлого нашего урока была “Весело - грустно”. Эти настроения в музыке выражают понятия: “лад”, “мажор”, “минор” (таблицы вывешиваются на доску). Повторяем понятия: лад, мажор, минор.

Дружбу звуков, говорят, называют словом лад.

Светлый мир просторный открыл нам лад мажорный (поём гамму до мажор).

Мир в полумрак погружённый лад нарисует минорный (поём гамму ля минор).

Проверка д/з. Вам надо было дома раскрасить костюмы персонажей, передать в цвете радостное настроение. Раскройте свои рабочие тетради на стр. 23, посмотрите работы друг у друга. Понравились они вам? Два учащихся защищают свою работу.

Перед вами лежат листочки с новым домашним заданием. Положите их в ежедневники. Задания будут похожи на те, что мы будем делать сегодня в классе.

Д/з: выполнить одно из заданий по выбору:

а) придумай свой ритм и сочини к нему мелодию в определённом настроении;

б) сочини стихотворение и к нему мелодию в определённом настроении;

в) нарисуй рисунок в определённом настроении.

На этом уроке мы продолжаем работать над темой “Весело - грустно”. Но если на прошлом уроке мы слушали произведения, сочинённые композиторами, то сегодня мы сами будем сочинять, творить, придумывать, фантазировать, читать стихотворения, всматриваться в картину. И всё это для того, чтобы понять, что мажор и минор являются важным средством выражения различных настроений. Это и является целью нашего урока.

Но сначала давайте вспомним, с какими композиторами мы совершали музыкальную прогулку, и какие слушали произведения на прошлом уроке?

На доске запись этих произведений (в таблицах):

Р. Шуман “Весёлый крестьянин, возвращающийся с работы”
Л. Бетховен “Сурок”
Д. Кабалевский “Клоуны”

- Какие чувства, настроения выражены в этих произведениях? Определите лад.

- Почему произведение Д. Кабалевского называется “Клоуны”, а не “Клоун”?

Слушаем произведение. Когда в музыке будет изображён весёлый клоун, мы будем улыбаться, а когда грустный – хмуриться.

Ах, какие наши клоуны безобразники! Всё перепутали. Давайте поможем им разобраться, что относится к мажору, а что – к минору (на доске таблицы: мажор, минор, весело, радостно, задорно, ярко, звонко, светло, восторженно, празднично, грустно, печально, жалобно, уныло, горестно, тоскливо, плачевно, темно). К доске вызывается два учащихся. Один подбирает характеристики для мажора, а второй – для минора. В это время со всем классом находим оригинальные эмоциональные характеристики для мажора (“боевая жизнь”, “восход солнца”) и минора (“закат солнца”, “звёзды ведут хоровод”). Затем даём характеристику работы учащихся у доски.

III.

Если мы понятия “мажор” и “минор” перенесём в нашу повседневную жизнь, то к чему мы должны стремиться: к мажору или минору? Почему?

А сейчас я предлагаю вам спеть песни В. Петрушина “Только смеяться”, “Чтобы со мной не случилось”.

- Чему нас учат эти песни?

- Какой лад соответствует каждой из песен? Почему?

Пение сопровождается двигательной импровизацией в соответствии с настроением песни.

Какой разный ритм у песен и музыкальных произведений! А мы с вами знаем, что музыкальные звуки различаются по длительности. Существуют долгие по продолжительности ноты (целые, половинные), средние (четверти) и совсем короткие (восьмые и шестнадцатые). Повторяем ритмослогами. На доске запись двух ритмических рисунков (проговариваем ритмослогами и показываем в движении).

Если бы вы были композиторами, для какого из ритмов вы написали бы мелодию в мажоре, а для какого – в миноре? Детская импровизация (перед импровизацией пропеть мажорную гамму на слог да, минорную – на ду). Лад, также как и ритм, обладает большой выразительной силой, помогает ярко раскрыть образное содержание произведения, его настроение.

Различные эмоциональные настроения, состояния человека могут быть выражены не только в музыкальных сочинениях, но и в словесных, живописных; произведения искусства в целом помогают нам стать лучше и добрее, увидеть, как больно бывает от зла и как оно некрасиво.

Я вам прочитаю сейчас два стихотворения ненецкого поэта Леонида Лапцуя “Берёзка” и “Смерть берёзки”. А мы с вами знаем, что берёзка является символом России.

Берёзка

Теплом трепещущим, ветками влажными
Тянется к солнцу берёза отважная.
Видишь, как цепко за мыс ухватилась?
Видишь, как ясно в воде отразилась?...
Солнце её, сиротливую, нежит,
Ветер ей косы зелёные чешет.
Дай ей, земля, животворного сока!
Станет она и прямой, и высокой!
Сердце не бьётся в берёзе, и всё же
На человека берёза похожа!

Смерть берёзки

Лежит берёзка на земле сырой
С распоротой обугленной корой.
Её сразила молния вчера
Ударом браконьерским топора.
А прежде руки утренней зари
Ей в уши продевали янтари,
И ветер к ней, бывало, прилетал
И ленты солнца в волосы вплетал.
Ах, ни одна из всех берёз
Таких красивых не носила кос!
Берёзы ненавидели сестру,
Сучками ей царапали кору…
Теперь они трусят седой листвой
Над рухнувшей сестрицей неживой,
И слёзы тяжеленные, как ртуть,
Роняют ей на высохшую грудь.

- Меняется ли в каждом из стихотворений настроение?

- Какое чувство у вас возникло при чтении стихотворений?

- Какие строчки из стихотворений вам больше всего запомнились, понравились?

- А эти стихотворения чему-то научили вас?

На доске вывешиваются два листа цветной бумаги (зелёный и чёрный). Всматриваемся в эти цвета. Какой из цветов соответствует какому настроению и какому стихотворению? Какому ладу?

Я прошу встать тех, кому больше понравилось первое стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию). А теперь попрошу встать тех, кому понравилось второе стихотворение. Мелодическая импровизация на слово “Берёзка” к этому стихотворению (по желанию).

А сейчас я предлагаю вам вглядеться в картину В.Васнецова “Алёнушка”, “прислушаться” к ней.

- Что мы слышим? (Вокруг тишина).

- Как изображены на картине девочка, её фигура, глаза? (Она сидит, опустив голову, у неё босые ноги, растрёпанные волосы).

- Что хотел автор выразить в картине? (Вспомнить сказку “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”.)

- Слушает ли Алёнушка тишину?

- Каков смысл этой тишины, настроения девочки? (Она прислушивается, что отзовётся её братец Иванушка, это печальная тишина).

- Почему художник изобразил на картине вечер? (Для того, чтобы подчеркнуть усталость Алёнушки, её тревогу: скоро наступит ночь, а она ещё не нашла брата).

- Что вы, ребята, чувствуете, когда смотрите на картину? Вам тоже становится грустно или это вас не волнует?

- Какое из прослушанных в начале урока музыкальных произведений похоже по настроению с картиной? Какой лад этого произведения?

- А хотели бы вы помочь Алёнушке?

Действиями мы, конечно же, не можем ей помочь, но зато добрыми словами можем. Подумайте, что бы вы могли сказать Алёнушке, а может даже и спеть. Разыгрывание ситуации Алёнушка и друг (кто-то из учащихся и учитель).

У вас на парте лежит конверт с набором вырезанных из цветной бумаги лепестков. Сложите из этих лепестков цветик-семицветик. Загадайте желание для Алёнушки, выберите один из лепестков, соответствующий настроению вашего желания, и дуйте на него, чтобы исполнилось желание.

IV.

- О чём же мы узнали сегодня на уроке?

Мы с вами узнали, что мажор и минор могут передавать определённые настроения. А ведь музыка – это, прежде всего, искусство передачи настроений. Если в музыке есть настроение, значит, в ней есть мысли, и эти мысли находятся в порядке, в согласии, т.е. ? (в ладу).

- А как вы думаете, наши встречи с мажором и минором на этом завершаются?

Конечно же, нет, потому что на каждом уроке мы слушаем музыкальные произведения, и каждое произведение имеет своё настроение, а значит и лад.

В конце урока я предлагаю вам спеть песню “Здравствуй, песенка моя”.

- В каком ладу и настроении мы завершили урок?

V.

Музыкальное прощание.