История создания русских народных инструментов

Разделы: Музыка


Цели урока:

  • Закрепить и обобщить знания учащихся об оркестре;
  • Развитие музыкального мышления (знание истории создания инструментов)
  • Умение анализировать и обобщить.

Задачи урока:

Дидактические:

  • осознать значимость любого музыкального инструмента с исторической точки зрения и его развитие в социальном отношении (преемственность).

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и любовь к музыке, потребность общения с ней, желание слушать народную музыку;
  • воспитание позитивного отношения к искусству;

Развивающие:

  • развитие импровизации;
  • развивать художественный, музыкальный, эстетический вкусы;

Тип урока: лекционный комбинированный.

Форма урока: урок-беседа.

Методы: словесный, наглядно-слуховой, анализ.

Оборудование:

  • репродукции русских народных инструментов;
  • аудиозапись оркестра русских народных инструментов, загадки, поговорки, кроссворд.

Ход урока

1. Оргмомент. Музыкальное приветствие. (Приветственная увертюра А.Хаминова в исполнении Гос.акад.рус. нар. орк. им.Осипова).

2. Объявление темы и задача урока.

Учитель: Сегодняшняя тема урока “Русские народные инструменты”. На этом уроке обобщим и расширим знания о русских народных инструментах и познакомимся с историей их создания.

В летописях и во многих трудах иностранных писателей средних веков находится множество указаний о страстной преданности славян к музыке. Карамзин в “Истории Российского государства” пишет:”Северные венеды в VI веке сказывали греческому императору, что главное услаждение их жизни есть музыка и что они берут обыкновенно в путь не оружие, а кифары или гусли им выдуманные”. С течением времени интерес к русским музыкальным инструментам не угас.

Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления:

  • струнные (домра, гусли, балалайка)
  • пневматические язычковые (баян, гармошка)
  • духовые (рожки, жалейка, свирель, кувиклы, варган)
  • ударные (ложки, бубен, трещотки).

СТРУННЫЕ

(Смотрим репродукцию инструмента и слушаем фрагмент пьесы “В стиле кантри” в исполнении академического оркестра нар. Инструментов России им.Осипова, солистка Любовь Муравьева (гусли) Рис.1

Учитель: Какой инструмент вы видите и слышите?

Ученики: Гусли.

Учитель: Как называется древнейший струнно-щипковый инструмент?

Ученики: Гусли.

Учитель:Итак, гусли – народный музыкальный инструмент. Существует несколько версий происхождения версий этого слова. По одной из них славянское слово “гусли” выражает совокупность струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны происходит, очевидно, от старославянского (гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн.

Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей арфой. На гуслях играли богатыри Добрыня Никитич и Соловей Будимирович и новгородский гость Садко.

С музыкальной культурой духовенства связаны гусли – псалтырь (шлемовидные). Была распространена среди скоморохов, в XVII веке после указа Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожений суеверий” почти исчезают.

В начале XX века музыканты – конструкторы Смоленский и Привалов усовершенствовали гусли. Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стола постоянным 12-13. В 1914г. Н.Фомин сконструировал так называемые “клавишные” гусли. Они снабжены одноактавной клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают любой аккорд, а другой проводят по струнам плектором из твердой кожи.

(Звучит фрагмент пьесы “Наваррская Охота” в исполнении дуэта домбр С.Лукин и Н.Абрамова, на этом фоне детей знакомят с видом домбры) Рисунок 2.

Учитель: знаете ли вы поговорку “Любить – игра, купить – домбра”

Ученики: Да

Учитель: она появилась в XVIII веке, значит и домра тогда же.

Этимологические исследования показывают, что термин “домбра” тюркского происхождения. Предком домры явился египетский инструмент “пандура”, проникший к нам через Персию, торговавшей с Закавказьем.

В Европе она получила название “лютня”. Именно она стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. В древних записях домра фигурирует как атрибут скомороха. Само слово “скоморох” происходит от арабского “maskhora” - смех, насмешка. После гонений (1648) на скоморохов инструменты погрузили и свезли за Москву-реку и там сожгли.

Лишь в конце XIX века В.Андрееву удалось создать домру, получившей квартовый строй и полный хроматический звукоряд. Домры в оркестре составляют основную линию мелодическую.

(звучит фрагмент пьесы А.Шалова “Во лесочке комарочков много уродилось…” в исполнении Дм. Калинина (балалайка), дети знакомятся с видом балалайки) Рис.3

Учитель: Хороводом мы пойдем,

Песню звонко запоем

Забренчит нам угадайка,

Веселушка …?

Ученики: Балалайка.

Учитель: Правильно. Познакомимся поближе с ней. Она 3х струнная с треугольным корпусом, произошла от слова “балакать” - значить пустозвонить.

Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен Петра Великого. В 1715 г., при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов упоминается и балалайка.

Андреев сконструировал целое семейство балалаек, выступление которых состоялось в 1888г. в Петербурге. Затем сформировал Великорусский оркестр, первое выступление которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.

Учитель: Отгадайте дети загадки.

Ящик на коленях пляшет, то поет, то громко плачет. (Гармонь) Рис.4

Ученики: Гармошка.

Учитель: Молодцы! Инструмент, получивший название по имени древнерусского певца-сказителя.

Ученики: Баян.

Учитель: Правильно, он разновидность хроматических гармоник, своим появлением обязан мастеру Стерлигову и назван в честь сказителя Бояна. Существует несколько разновидностей гармоник. Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Саратовские имеют в конструкции колокольчики. Вятские кустари добавили ряд кнопок. Все перечисленные инструменты назывались – тальянки. Они на разжим и сжим издавали разные звуки.

В настоящее время широкое распространение получили “выборные” баяны. Особенность их в том, что в левой клавиатуре нет готовых аккордов. Это расширяет музыкальные исполнительские возможности инструмента.

ДУХОВЫЕ

(дети смотрят вид рожка) Рис.5

Учитель: А ну ка, отгадайте. На нем играли пастухи, пастуший что?

Ученики: Рожок.

Учитель: Отлично. Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы, клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы.

Первые письменные свидетельства о рожке появляются во II половине XVIII века в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина, Гасри. Впервые рожок подробно исследован Н.Приваловым.

В конце XIX в. Были успешные выступления хора рожечников под управлением Н.Кондратьева из Владимирской области. В настоящее время рожки вводятся в состав оркестра русских народных инструментов. (Звучат фрагменты записи “Смоленский гусачок”, солист С Бутушин (жалейка), из альбома (Sound of instrumеnts) рис.6

Учитель: Дети, это звучит жалейка. Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная. Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от 10 до 20 см, на нижний конец надет раструб из бересты или из коровьего рога.

Тембр жалейки печальный пронзительный и жалостливый. Поэтому некоторые исследователи связывают название инструмента с “желями” или “жалениями” - поминальным обрядом.

Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек, вставленных в один общий раструб.

(Звучит фрагмент из альбома “Sound of instrumеnts”, солист Дм.Кузнецов (свирель)

Учитель: Отгадайте загадку – Приложил к губам я трубку, понеслась по лесу трель, инструмент тот очень хрупкий, называется …(свирель). Этот типа продольной флейты, состоящий из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины. По преданию, на свирели играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.

Н.И.Привалов закрепил название “свирель” за парной флейтой, так называли этот инструмент на Смоленщине. В первые годы ХХ века В.Андреев ввел в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой.

(Репродукция М.Врубеля “Пан”)

Учитель: Дети внимательно всмотритесь в репродукцию Врубеля. Здесь четко показан инструмент “флейта Пана”, на котором играл бог лесов Пан. Известна она в народе как кувиклы, которая представляет собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним.

Изготовляется из камыша, бамбука, дном служит узел ствола. Комплект кувикл обычно состоят из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины (от 100 до 160 мм). Верхние концы инструмента располагаются на одной линии.

Играют на кувиклах преимущественно женщины ансамблем

(Слушаем фрагмент инструментальной композиции П.Оготоева (варган) Рис.9

Варган – (от лат. “organism – музыкальный инструмент) древнейший музыкальный инструмент. История варгана уходит в глубь веков. Полагают, что родоначальником варгана был лук. Достаточно было согнуть лук и смертоносное оружие превращалось в музыкальный инструмент.

Традиции игры на варгане существовали вплоть до 30 годов ХХ века. Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный пережиток прошлого, в частности из-за связи с шаманизмом.

Варган был распространен и в Европе, но к концу ХХ века искусство варганной игры потеряло свою актуальность. Это было вызвано тем, что в 1821 г. немецкий мастер Ф.Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал губную гармошку. Ну а когда губную гармошку снабдили мехами, миру предстал аккордеон и баян.

В конце ХХ века интерес к варганной музыке стал расти, с возрождением этнических культур. Первый варганный фестиваль состоялся в 1984 г. в США.

УДАРНЫЕ

Учитель: Познакомимся с ударными инструментами. К ним относятся: ложки, бубен, трещотки.

Ложки – ударный инструмент, представляющий собой деревянные ложки, к рукоятке которой привязывали бубенчики. Рис.10.

Время возникновения на Руси ложек, как музыкального инструмента пока не установлено. Подробные сведения о них появились в XVIIIв. И свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян и скоморохов.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твердых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлиненные рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большой величины. От того, что размеры разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Существует множество приемов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной “наковальней” по которой бьют третьей ложкой. Бьют скользящим ударом с одной чашки на другую. Получается все время многозвучный ажурный Ритмический рисунок.

В наше время ложки узаконили свое место не только в самодеятельности, но и на профессиональной сцене.

Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча парами прикрепляются тонкие пластинки, на них подвешиваются бубенчики. На нем играют, встряхивая его в воздухе, ударяя по его коже ладонью.

Бубен известен восточным славянам с древнейших времен. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа.

Одно из описаний бубна вместе с трубами в качестве военно-музыкального инструмента относится к Х в (960 г) и включено описание князя Святослава Игоревича.

Бубен ратный представлял собой котел с натянутой кожаной мембраной. В древности удар по мембране производился с помощью вощаги – колотушки в виде кнута, с плетеным шаром на конце. Ратные бубны применялись как пехотой, так и конницей. Известны разновидности ратных бубнов: тулумбас и набат.

Предполагают, что русские набаты были огромных размеров. Для их перевозки использовались четыре лошади. А звук, точнее грохот извлекали одновременно 8 набатчиков. Во время боя ударные инструменты объединялись с трубами и сурнами и создавали устрашающие врага грохот.

В более поздние века бубном широко пользовались скоморохи. Они использовали бу4буен в ансамбле с балалаечникам и и ли гармонистами. Кроме того, бубен использовался как сольный инструмент. Вот как описывали игру на инструменте: “Народные виртуозы при игре на бубне выделывают фокусы, подбрасывая его высоко, затем бьют бубной по своим коленям, то ударяя по голове, подбородку.”

Бубен был распространен не Украине и в Белоруссии, применялись чаще в танцевальной музыке. Инструмент этот изредка встречается в руках народных музыкантов и в наши дни, но основное свое применение он нашел в оркестрах русских народных инструментах.

Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Письменных свидетельств упоминания в древней Руси этого инструмента нет. При археологических раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поведкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в ХII веке. Рисунок 12.

Трещотки использовались в свадебном обряде при исполнении величальных песен с приплясыванием. Хоровое исполнение величальной песни сопровождается нередко игрой целого ансамбля, насчитывающего иногда более 10 человек. Во время свадьбы трещотки украшают лентами, цветами , иногда бубенчиками. На свадьбе кроме музыкальной функции бубен носил мистическую функцию оберегания молодых от злых духов.

Состоят трещотки из набора 18-20 - тонких дощечек длиной 16 – 18 см, сделанных обычно из дуба, соединенных между собой веревкой, продетой в отверстия в верхней части дощечек.. Для того, чтобы дощечки вплотную прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной 2 см. Трещотку берут за концы в обе руки, плавным движением платины ударяются друг о друга издавая сухой щелкающий звук. Широкое применение получили в оркестрах русских народных инструментах.

Учитель: мы познакомились с видами русских народных инструментов и их истории создания. Попробуйте решить кроссворд. Подсказкой послужит вписанное в кроссворд по вертикали слово “народный”.

1.- - -Н (баян)
2.- - -А - - - - -. (балалайка)
3. - -Р - - -. (варган)
4. – О - - -. (рожок)
5. Д - - - (домра)
6. - - - - Н (бубен)
7. - - - - - -Ы (кугиклы)
8. - - - -Й - - (жалейка)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Агажанов А. “Русские народные музыкальные инструменты”
  2. Банин А.А. “Русская инструментальная музыка фольклорной традиции”
  3. Беляев В. М. “Русская народная инструментальная музыка”
  4. Кельдыш Ю. В. “История русской музыки”
  5. Колчин Б. А. “Гусли древнего Новгорода”
  6. Мирек А. “Гармоника. Прошлое и настоящее”
  7. Перепелицын П. Д. “История музыки в России с древнейших времен до наших дней”
  8. Попонов В. Б. “Русская народная инструментальная музыка”
  9. Фомицын А. С. “Скоморохи на Руси”
  10. Фомицын А.С. “Домра и сродные ей”
  11. Фомицын А. С. “Гусли. Исторический очерк”