Цели:
- Расширить и углубить знание детей о коже, ее свойствах, значении.
- Развивать мышление, память, внимание; умение объяснять целесообразность строения кожи и ее назначение в приспособлении организма к окружающей среде.
- Воспитывать аккуратность, серьезное отношение к гигиене своего тела.
Оборудование: лупы, индивидуальные карточки, кроссворды для групповой работы, зеркала, карточки со словами “счастье”, “богатство”, “власть”, “слава”, “здоровье”.
Оформление доски:
|
Тема: Кожа. Значение кожи | “Здоровый нищий – счастливее больного короля” | ||||||
1. Здоровье в жизни человека | ||||||||
2. Значение кожи для организма человека | ||||||||
3. Гигиена кожи |
Ход урока
1. Организационный момент.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня в наш Научно-исследовательский институт Человека прибыли гости, так как у них возникло множество интересующих их вопросов по теме “Организм человека”. Они очень надеются услышать от нас ясные ответы.
Объявляю нашу научную конференцию открытой.
2. Сообщение темы, целей урока.
- Тема нашей конференции “Кожа. Значение кожи”.
- Сегодня нам предстоит проделать большую работу и дать четкие ответы на следующие вопросы:
1. Здоровье в жизни человека. |
2. Значение кожи для организма человека. |
3. Гигиена кожи. |
3. Проверка домашнего задания.
- Прежде чем мы начнем отвечать на эти глобальные вопросы, я, зная о том, что многие сотрудники нашего института просто обожают разгадывать различные научные загадки, предлагаю вам так называемую “гимнастику для ума”
а) работа в группах (кроссворды – см. Приложение1).
б) индивидуальная работа (карточки – см. Приложение 2).
- Итак, я подходила к каждой группе и услышала очень много интересного. И самое главное – все научные загадки были разгаданы! Замечательно!
- А сейчас я предлагаю вам вопросы, которые подготовили нам наши гости. Но, уважаемые коллеги, дело в том, что вопросов очень много, а время у нас ограничено. Поэтому я прошу вас давать четкие грамотные ответы. Итак, уважаемые коллеги, вы готовы? Тогда начинаем!
в) экспресс-опрос.
- что такое:
1. Кость | 13. Голень | 25. Назови части тела |
2. Гигиена | 14. Откуда произошло слово “мышцы” | 26. Как сохранить правильную осанку |
3. Клетка | 15. Режим | 27. Почему затекают мышцы |
4. Череп | 16. Грудина | 28. Чему равен вес скелета взрослого человека |
5. Осанка | 17. Анатомия | 29. Назови характерные черты –
монголоида
|
6. Позвоночник | 18. Кисть | 30. Отчего могут заболеть мышцы |
7. Мозг | 19. Челюсть | 31. Почему после болезни мы чувствуем слабость |
8. Из чего состоят кости | 20. Для чего нужны мышцы | 32. Что образуют клетки |
9. Мышцы | 21. Физиология | 33. Зачем школьнику режим дня |
10. Бедро | 22. Стопа | 34. Назови все части скелета |
11. Сколько позвонков в позвоночнике | 23. Какие органы защищает грудная клетка | 35. Что изучает медицина |
12. Плечо | 24. Значение скелета | 36. Значение черепа |
- Итак, мы ответили на все вопросы. Благодарю всех за участие в обмене мнениями.
4. Новая тема.
а) Беседа:
- А теперь я предлагаю вашему вниманию первый вопрос: “Что такое счастье? Что нужно для счастья” (ответы детей).
- Говорят, что люди дорожат тремя вещами: богатством, славой, властью. Многие люди стремятся к этому, но заимев богатства, как ни странно, они не становятся счастливее…
После этого многим хочется известности, почитания – славы. Это труднее, чем богатство, так как на свете много богатых людей, но знают их не все, тем более искреннего, большого уважения и поклонения богатство не вызывает, скорее зависть. Как стать известным, прославиться? (ответы детей). Наверное, можно совершить какой-нибудь подвиг или изобрести что-то, но и подвиг и изобретение должны быть полезны людям. А для этого нужны ум, воля к цели, упорный труд.
Говорят, что власть еще более привлекательна, чем богатство и слава. Власть – право распоряжаться другими людьми. Но власть – это прежде всего ответственность перед людьми, умение их уважать, прислушиваться к умным советам, иначе можно принести людям много горя. В истории много примеров убийства царей, королей и т.д. Но, оказывается, и власть не делает человека счастливым, если он не чувствует ответственности за судьбы людей.
- Как вы можете объяснить пословицу: “Здоровый нищий счастливее больного короля”? (ответы детей).
- Приходилось ли вам болеть? Чем?
- Чем больной человек отличается от здорового?
- Встречаясь с людьми, мы говорим “Здравствуйте”, а задумывались ли вы над смыслом этого слова?
- Действительно, люди желают друг другу самого доброго, что бывает, - здоровья, так как здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать.
Здоровье – необходимое условие для полного счастья человека, это главное богатство!
- Итак, мы ответили на первый вопрос. А сейчас я объявляю перерыв в работе нашей конференции.
5. Физкультурная минутка.
- Предлагаю всем сотрудникам встать и принять участие в разминке “Кости тело человека” (учитель называет, дети – показывают): стопа, лопатка, кисть, бедро, грудина, таз, плечо, голень, ребро, череп, предплечье, позвоночник.
б) – Предлагаю вашему вниманию еще одну научную загадку. У каждого человека есть такая универсальная одежда.
Вот одежда, так одежда!
В ней уютно и тепло,
Под дождем не промокает
И не мнется ни за что!
А еще – не выцветает,
И дышать легко нам в ней,
И носит ее мы можем,
Не снимая много дней.
- Что это? (кожа)
- Верно!
- Мы подошли ко второму вопросу “Значение кожи для организма человека”.
- Как вы думаете, для чего нужна кожа? (Защищает организм от ушибов, царапин, ран, грязи, микробов, перегрева солнечными лучами)
- Какое еще назначение имеет кожа?
Наблюдение:
- Рассмотрите кожу. Потрогайте пальцами, потяните. Что можно сказать о коже? (гладкая, мягкая)
- Обратите внимание – на местах сгибов: локти, суставы пальцев, колени – кожа имеет складки.
- Случайно ли это? Зачем эти складки?
Опыт №1:
- Правой рукой захватите складки кожи на суставе пальца левой руки, а теперь медленно согните палец. Объясните, что происходит с кожей? (без складок наши пальцы, руки, ноги не могли бы легко сгибаться).
Наблюдение:
- Рассмотрим кожу через лупу. Что мы видим? (маленькие отверстия - поры).
- Зачем коже поры?
Опыт №2:
- Потрите крепко пальцы по коже лба. На пальце остается жирное пятно. Особенно в жаркое время года на коже выступает жир – кожа “осаливается”.
- Зачем коже жир? (жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой).
- Через поры кожи организм дышит, выделяя газы и поглощая воздух.
- Через поры выделяется пот. Он выделяется всегда, только мы замечаем его, когда потовыделение идет сильно.
- Откуда берется пот? (это изумительная система охлаждения – выделяясь через поры, пот смачивает кожу, нагревается от нее, забирая у нее тепло, и испаряется, превращаясь а пар).
- Человек в спокойном состоянии выдыхает пол-литра влаги!
- Площадь кожи равняется примерно 2 м? или 20000 см?.
- Поры кожи могут сужаться и расширяться.
- Почему потному человеку нельзя выходить раздетым особенно на ветер? (пот слишком быстро испаряется, резко охлаждая организм – человек простывает).
- Когда человека сильно потеет? (при интенсивной работе: бег, спорт, поднятие тяжестей, рубка дров и т.д.)
- Почему после бани человек жадно пьет чай (организм выделил много пота и потерял слишком много влаги).
- Чем отличается пот от обычной воды? (пот соленый, “щиплет” глаза – много соли).
- Почему в жару мы долго не можем утолить жажду? (организм требует не воды, а … соли).
- Почему бывает “гусиная кожа”? (организм защищается от холода: кожа вспухает, образуя бугорки, которые перекрывают поры, что бы перекрыть выход поту и уменьшить охлаждение).
Опыт №3:
- Посмотрите еще раз на кожу через лупу. Вы увидите на коже волоски.
- Зачем человеку волоски на коже? (волоски защищают кожу от … одежды – если бы их не было, одежда стирала бы жир и кожа пересыхала бы; если по телу ползет насекомое, волоски чутко передают сигнал)
Итог:
- Итак, мягкая, гладкая кожа соединяет все части организма, защищает его от ударов, ран, грязи, микробов, перегрева. Через сальные железы организм смазывает кожу жиром, выделяет пот, охлаждая организм.
- Волоски защищают кожный жир от одежды, голову от перегрева, глаза от воды, сигнализируют об опасности.
в) – Мы подошли к третьему вопросу “Гигиена кожи”. Предлагаю вам прослушать научные доклады (выступления детей):
1. “Кожа и микробы”
2. “Первая помощь”
3. “Цвет кожи”
4. “Зачем человеку веки на глазах?” (зеркала)
6. Подведение итогов урока.
Итак, уважаемые коллеги, сегодня на нашей научной конференции мы ответили на три важных вопроса:
1. Здоровье в жизни человека.
2. Значение кожи для организма человека.
3. Гигиена кожи.
7. Домашнее задание.
с. 69-71 (Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков. Мы и окружающий мир. ч.1 учебник для 4 класса. Самара ИД “Федоров” Издательство “Учебная литература” 2006г.)
- Уважаемые коллеги, прошу обратить внимание! На этих страницах вы найдете очень интересный материал по теме “Кожа”
- Уважаемые гости! Мы надеемся, что вы почерпнули много полезного и интересного на нашей конференции.
- Уважаемые коллеги! Благодарю всех за отличную и очень плодотворную работу. До свидания!