Среди множества педагогических технологий мы – Баламошева Светлана Валентинована и я – Ракитина Лидия Ивановна – выбрали оригинальную и перспективную технологию взаимообучения Марка Бенциановича Воловича (профессора головного педагогического университета страны, кандидата психологических наук – он ученик школы отечественных психологов Гальперина, Талызиной, доктора педагогических наук). Она называется “Поэтапное формирование умственных действий”. В целом он называет эту эффективную технологию преподавания “Четырёхурочный цикл”. Почему? Потому что в этот четырёхурочный цикл он включает уроки
1). Урок объяснения.
2). Урок решения задач.
3). Урок общения.
4). Самостоятельная работа.
Мы начали применять эту технологию и поняли, для того чтобы работать в системе, сначала нужно изменить тематическое планирование. Перед вами фрагмент тематического планирования “Математика” 3 класс
Раздел. Числа от 1 до 100. Умножение и деление.
Тема. Внетабличное умножение и деление. – 28 часов.
- Умножение и деление круглых чисел – 4 часа.
- Урок объяснения – 1 час.
- Урок решения задач – 1 час.
- Урок общения – 1 час.
- Самостоятельная работа – 1 час.
– Умножение двузначного числа на однозначное – 4 часа
– Урок объяснения – 1 час.
– Урок решения задач – 1 час.
– Урок общения – 1 час.
– Самостоятельная работа – 1 час.
– Контрольная работа, анализ и работа над ошибками – 2 часа.
– Деление суммы на число – 2 часа.
– Урок объяснения – 2 часа.
– Деление двузначного числа на однозначное – 5 часов.
– Урок объяснения – 2 часа.
– Урок решения задач – 1 час.
– Урок общения – 1 час.
– Самостоятельная работа – 1 час.
– Контрольная работа, анализ и работа над ошибками – 2 часа.
– Деление с остатком – 7 часов.
– Урок объяснения – 3 часа.
– Урок решения задач – 2 час.
– Урок общения – 1 час.
– Самостоятельная работа – 1 час.
– Контрольная работа, анализ и работа над ошибками – 2 часа.
Это наша исследовательская деятельность.
Из приведённого раздела мы возьмем тему “Деление с остатком” и проведём ролевую игру по применению образовательной технологии М. Воловича “Поэтапное формирование умственных действий”. Распределим роли. Мы – 2 мастера, а вы – игроки. Светлана Валентиновна – ведет урок, а я – комментирую этапы урока.
Из четырёхурочного цикла мы предлагаем урок объяснения.
В основе урока лежит ориентировочная основа действий (ООД) в готовом виде.
Несколько слов об ориентировочной основе действий (ориентировочных картах).
Понятие ориентировки переносится во внутренние психические процессы, мышление рассматривается как “свёрнутый в языке” процесс внешней предметной деятельности.
Интериоризация (присвоение) деятельности происходит в четыре этапа:
1) материальное действие с реальными предметами;
2) действие в громкой речи с образами (без предметов);
3) действие “во внешней речи про себя” (чётко осознаваемое);
4) действие “во внутренней речи без слов” (не осознаваемое”);
Я считаю, что мы выполнили цели мастер – класса, показали и прокомментировали фрагмент урока объяснения из четырёхурочного цикла. Таким образом, мы показали 25% от своей работы. А дальше ваше творчество.
Мы со Светланой Валентиновной вместе разрабатываем эту технологию применительно к начальной школе, так как М. Волович разработал учебно – методический комплект “Математика – 5”, “Математика – б”, который включает: учебник; рабочую тетрадь к учебнику; дидактические материалы, предназначенные для организации самостоятельных работ и методические рекомендации для учителя.
Переходим к следующему этапу игры – рефлексия собственного опыта. Мы готовы ответить на ваши вопросы, если таковые возникли.
В конце нашего мастер-класса мы бы хотели вам предложить анкету обратной связи (см. приложение 1), с целью определения результативности занятия.