Урок по курсу "Окружающий мир" на тему: "В гости к весне". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Тема: “В гости к весне”.

Цели:

– уточнить, обобщить, расширить представления о характерных признаках весны в живой и неживой природе;

– развивать мыслительные процессы (анализ, синтез), логическое мышление, активизировать речевую деятельность;

– воспитывать бережное отношение к природе, учить наблюдательности.

Оборудование:

– Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учебник для 2-го класса. 2 часть. М.: Просвещение, 2005;

– картина с изображением ранней весны (река, плывущие по ней льдины, деревья на берегу);

– пиктограммы <Рисунок 1, 2>;

– карточки с датами;

– картинка-символ “Солнечный зайчик” <Рисунок 3>;

– карточки-льдинки разного размера с приметой весны <Рисунок 4>;

– предметные картинки скворца, ласточки <Рисунок 5>;

– картинки на последовательность действий <Рисунок 6, 7, 8, 9>;

– слоговые карточки с названиями первоцветов <Рисунок 10>.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Создание ситуации успеха.

Анализ пиктограмм. <Рисунок 1>

У. Давай рассмотрим изображения человечков. Они не говорят, но ты наверняка отгадал их настроение. (Радостное, грустное, спокойное.)

У. А теперь отгадай, каким должно быть недостающее изображение в последнем ряду? <Рисунок 2>

У. Нарисуй недостающее изображение. Какое настроение у этого человечка? (Веселое.)

У. Мне хочется, чтобы в течение всего урока у тебя было хорошее настроение!

II.Сообщение темы урока.

У. Начнем урок с умственной разминки. Прочитай даты. (10 апреля, 18 марта, 6 мая.)

У. Подумай, что было сначала, что потом и расположи даты в правильной последовательности.

Прочитай, что получилось. (18 марта, 10 апреля, 6 мая.)

У. Март, апрель, май – месяцы какого времени года? (Весны.)

У. Как ты думаешь, о чем будем говорить сегодня на уроке? (О весне, изменениях в живой и неживой природе.)

III. Работа над темой урока.

1.Чтение стихотворения учащимся с доски.
Рыхлый снег темнеет в марте,
Тают льдинки на окне.
Зайчик бегает по парте
И по карте на стене.

У. Прочитай выделенное слово. О каком зайчике идет речь? (О солнечном.) <Рисунок 3>

2.Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

У. Солнечный зайчик заглянул в т вои глаза. Закрой их. Он побежал дальше по твоему лицу. Нежно погладь его ладонями на лбу, на носу, на щечках. Поглаживай нежно, чтобы не спугнуть. Он забрался тебе за шиворот, поглаживай его и там.

3.Изменения в живой и неживой природе.

У. С каждым весенним днем солнце поднимается все выше и выше, светит ярче, и солнечных зайчиков становится больше. Они несут много света и тепла и, словно волшебники, творят чудеса в природе.

(Солнечный зайчик перемещается по картине, и проводится работа по расширению представлений.)

У. Солнечный зайчик коснулся снега. Что происходит со снегом под действием тепла? (Снег начинает таять, превращаясь в воду.)

У. Солнечный зайчик коснулся дерева и разбудил его. Что происходит с почками? (Почки набухают и становятся листьями.)

У. Такое превращение ты можешь наблюдать, если поставишь ветку в банку с теплой водой.

У. Солнечный зайчик коснулся льда на реке. Что с ним происходит? (Лед становится тоньше, трескается, плывет по реке.)

У. Это явление называется ледоход. Прочитай об этом в учебнике. (Ученик читает текст на страницах 86, последний абзац, и 87, 3 абзац. Плешаков А. А. Мир вокруг нас: Учебник для 2-го класса. 2 часть. М.: Просвещение, 2005.)

У. Весной на лед реки выходить нельзя. Даже если еще нет ледохода, лед все равно стал тонким и хрупким. Ты не заметишь, как окажешься под водой. Помни об этом.

У. Расположи льдинки от большой к маленькой и прочитай народную примету. <Рисунок 4>

(Увидел скворца – значит весна у крыльца.)

У. Как ты понимаешь это высказывание?

У. Кто такой скворец? (Перелетная птица.)

У. Собери разрезанные на части картинки и назови птиц. (Скворец, ласточка.) <Рисунок 5>

У. Почему птицы вернулись? (Стало тепло, появились насекомые.)

У. Кто свил гнездо? (Ласточка.)

У. Кому помог человек? (Скворцу.)

У. Чем был скворец? Чем была ласточка? (Яйцом.)

У. Весной у птиц много работы. Самое главное – отложить яйца и вывести потомство – птенцов.

Расположи картинки о семье птиц в нужной последовательности <Рисунок 6, 7, 8, 9>

Расскажи о семье птиц.

IV. Физминутка.

Упражнение на снятие психоэмоционального напряжения.

У. Представь, что мы идем по весеннему лесу. На лесной дорожке видим птенца. Он выпал из гнезда. Подними его. Подержи в ладошках. Подыши на него ровно и спокойно. Осторожно прижми к сердцу, подари тепло своего сердца. А теперь дотянись до гнезда, положи птенца. Помаши ему рукой.

V. Продолжение работы над темой урока.

1. Работа с учебником. Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Учебник для 2-го класса. 2 часть. М.: Просвещение, 2005.

Чтение текста (стр. 88-89), беседа по содержанию.

У. О каких изменениях в живой природе ты узнал? (О раннецветущих растениях.)

У. Почему они так называются? (Начинают цвести ранее других.)

У. Прочитай слоги на одинаковых геометрических фигурах и узнаешь названия других раннецветущих растений. <Рисунок 10>

У. Как ты думаешь, почему их так назвали? (Подснежник появляется из-под снега. Медуницу любят шмели и пчелы, так как в ней много нектара.)

У. Помни, что первоцветы очень хрупкие и нежные. К некоторым летят насекомые, потому что в них есть нектар. Не стоит собирать букеты из этих цветов.

VI. Обобщение.

У. А теперь вообрази себя подснежником и расскажи, что увидит подснежник? (Солнце светит ярче, становится тепло, тает снег, на деревьях появляются листья, начинают цвести первоцветы, прилетают перелетные птицы.)

VII. Интеграция (природоведение-русский язык).

У. Прочитай слова на доске. (Весна, веснушки, веснянка.)

У. Как называются такие слова? (Однокоренные, родственные.)

У. Какие слова тебе знакомы? (Весна, веснушки.)

У. Закончи мои высказывания.

1марта наступила … . (Весна.)

Солнечный зайчик коснулся лиц ребят На носу и на щеках появились… . (Веснушки.)

У. Какое слово осталось? (Веснянка.).

У. Веснянка – это народная песня с просьбой о приходе весны. Деревенские дети влезали на крыши изб, сараев и звали весну:

- Прилетите, скворушки к нам!

Принесите из-за моря нам весну ясную, весну красную.

Зима нам надоела, ручки-ножки поморозила, скотинушку поморила.

VIII. Итоги урока.

У. Давай вернемся к началу нашего урока. Каким было настроение у человечка на недостающей пиктограмме? (Веселое.)

У. А теперь нарисуй на его лице веснушки.

У. О каком времени года говорили на уроке?

У. Что нового ты узнал?

IX. Домашнее задание.

Продолжи наблюдения за изменениями в живой и неживой природе.