Урок-соревнование по математике в 5-м классе

Разделы: Математика


Тема урока: Натуральные числа. Понятие дроби.

Урок - последний в четверти. Завершающий. Он должен пройти “необычно”.

Выбрана форма занимательного состязания в скорости счёта, смекалке, любознательности с целью привития интереса к истории происхождения праздников.

В пятом классе обучаются 11 человек. Из них 80 % успевают на “4” и “5”. Пятеро с увлечением занимаются математикой, принимают активное участие в школьных и региональных математических олимпиадах, являются членами кружка “Кенгуру без границ”, работающего в школе.

Поэтому на уроке есть возможность предложить разнообразные задачи, в том числе – усложненные.

Этапы урока

На протяжении многих лет работы в школе я убедилась, что наиболее запоминающимися уроками для учащихся являются нестандартные уроки: это уроки – путешествия, уроки, посвященные какой либо дате календаря, уроки – “открытия” той или иной темы и т. п. К каждому из таких уроков приходится специально готовиться и учителю, и детям.

Вот такой урок, например, прошёл у нас в завершение второй четверти, накануне Нового Года.

Урок в 5 классе

Тема: Натуральные числа. Понятие дроби.

Цель: Совершенствование умений и навыков учащихся в применении знаний на практике, развитие познавательных способностей детей.

Оборудование к уроку: 1. Карточки с индивидуальными заданиями (на розовых листочках);

2. Новогодняя елка (небольшая);

3. Кроссворд на листе ватмана;

4. Переносная доска (доска с “крыльями”);

5. Оценочные листы (по количеству детей в классе);

6. Конверт с заданиями Деда Мороза (индивидуальные карточки зелёного цвета с примерами на вычисление; “шарики” – кружочки из картона желтого, синего и красного цвета).

Ход урока.

Учитель торжественно:

“Снег сверкает, снег кружится,
Над планетой – Новый Год!
И ещё одна страница
В нашу летопись войдет
Станет вехою весомой
Средь себя подобных вех,
Новый Год – рубеж особый
В жизни каждого и всех.
Новый Год. Страна. Столица.
Бой курантов. Белый снег.
Полночь. Чистая страница.
Будь счастливым, человек!”

– Ребята! Сегодня у нас особый урок, мы посвятим его окончанию второй четверти и Новому Году. Урок пройдет в виде соревнования. Давайте подведем итоги первого полугодия: вспомним, что мы изучали по математике в уходящем 2006 году.

Предлагается задание для разминки:

Кто последний заканчивает перечислением изученных в первом полугодии тем, получает в оценочный лист одно очко.

(Учитель вычеркивает у себя в заранее заготовленном ответе названные темы).

Ответ: Натуральные числа и шкалы. Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Плоскость. Прямая. Луч. Действия с натуральными числами. Числовые, буквенные выражения. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа. Площади и объемы. Единицы измерения площадей. Прямоугольный параллелепипед. Доли и обыкновенные дроби.

– Молодцы! Как хорошо вы вспомнили все, что мы изучали.

Учитель:

– У нас в классе ёлка. Поднимите руки, у кого в доме есть ёлка. (Оказывается, у всех). Да, в нашей стране Новый Год встречают с ёлкой, однако, так происходит не везде.

Предлагается задание на 2 варианта на розовых листочках:

Расположите ответы в примерах в порядке возрастания (убывания), и вы узнаете, веткам каких деревьев воздают почести во Вьетнаме (Японии)

Вариант 1 Вариант 2
С 27 ? 4 Р 204 : 3 М 26? 3 У 280 : 5
И 38? 7 Е 520: 13 А 37? 6 Б 840 : 14
К 63 ? 11 П 600: 150 Б 53? 11 К 750: 250

 

                         
                       

 

Ответ: персик. Ответ: бамбук.

Учитель:

– А вы знаете, какая страна в мире самая первая встречает Новый Год?

Ответ на этот вопрос вы найдете, разгадав кроссворд. Посмотрите на доску. Учитель предъявляет детям красочно оформленный кроссворд. (Приложение 1)

Правильно заполнив все клетки по горизонтали, в вертикальном выделенном столбце вы прочтете название страны, которая первой встречает Новый Год.

По горизонтали: 1. Два выражения, соединенные знаком “=”. 2. Арифметическая операция. 3. Число, меньшее 10. 4. “Чертова дюжина”. 5. Разряд в классе единиц. 6. Результат вычитания. 7. Операция, обратная умножению. 8. Одна тысяча тысяч. 9. Равенство, содержащее букву, значение которого надо найти. 10. Число, полученное в результате всех указанных действий в числовом выражении. 11. Самое маленькое натуральное число. 12. Знак для обозначения числа. 13. Мера длины в Англии. (За каждый правильный ответ – один балл в оценочном листе)

Ответ: Новая Зеландия.

Учитель:

– А кто в нашей стране первым встречает Новый год?

Задание на переносной доске: Найдите значение данного выражения (13 – 9)2 : 23 + 32, присваивая каждому промежуточному значению, согласно порядка действий, букву.

Применяя следующий ключ: 4 – Ч, 16 – У, 8 – К, 2 – О, 9 – Т, 11 – А, заполните таблицу, и вы узнаете, кто у нас первым встречает Новый год. (Ключ и таблица помещаются на обратной стороне доски).

4

16

8

2

9

8

11

             

Ответ: Чукотка.

Заранее подготовленный помощник после стука в дверь класса вручает учителю большой конверт.

Учитель:

– Ребята! Нам пришло письмо из Великого Устюга – родины Дедов Морозов. Читаем:

“Откуда: Из Великого Устюга.

От кого: От Деда Мороза,

Кому: Учащимся 5 класса”

Вскрываем конверт, читаем:

“Добрый день, мои друзья!
С Новым Годом поздравляю,
Счетный конкурс открываю.
Вам заданья посылаю
Чтоб проверили себя.

Кто же лучше вычисляет,
И в задачах кто силён?
Всех вас думать призываю
И удачи вам желаю!
Победителя узнаю –
Щедро будет награжден!”

– Ребята! Дед Мороз решил проверить, как быстро мы умеем считать и дает нам первое задание. (Дети получают индивидуальные задания на карточках желтого цвета на два варианта)

“Найдите значения выражений, вычисляя удобным способом, и расшифруйте, когда в России начали праздновать Новый год, с каких времен к нам впервые пришла ёлка.

Вариант 1

Вариант 2

39 · 2 · 5

13 ? 6 · 5

25 · 9 · 4

25 · 12 · 3

125 · 6 · 8

8 · 125 · 6

8 · 11 + 8 · 29

8 · 27 + 8 · 13

36 · 27 + 63 · 36

17 · 69 + 31· 17

(135 · 12 – 134 · 12) : 12

(44 · 176 – 44 · 175) : 44

43 · 17 + 35 · 17 + 22 · 17

139 · 36 – 108 · 36 + 69 · 36

 

Ключ на доске: 6000 – С Пет; 390 – варя; 1 – 1; 900 – ян;

320 – ских; 3600 – ров; 1700 – 1700 г.

6000

3600

320

1

900

390

1700

             

Ответ: С Петровских, 1 января 1700 года.

Карточки сдаются учителю сразу после того, как кто-то из детей первым нашел окончательный ответ. За каждый правильно решенный пример ученики получают в оценочных листах по одному баллу.

Второе задание: “Украшение елки”.

Учитель:

– Дед Мороз прислал нам украшения на елку. Но прежде, чем их повесить, необходимо решить задачи, помещенные на обратной стороне украшений.

Причем, чем труднее задача, тем она дороже.

Красный “шарик” – 5 баллов; синий “шарик” – 4 балла; жёлтый “шарик” – 3 балла. Тот, кто правильно решает задачу Деда Мороза, получает право повесить свое украшение на ёлку.

Дети подходят к столу учителя и выбирают “шарики” с задачами по своему усмотрению.

Решения задач оформляются в тетрадях, после чего подаются на проверку учителю.

В случае, если задача решена правильно, шарик вешается на ёлку. В оценочном листе проставляются баллы.

Задачи на желтых “шариках”:

  1. Масса одного снежного кома 250 грамм. Какова масса пяти таких снежных комочков. Вырази эту массу в килограммах и граммах.
    (Ответ: 1 кг 250 грамм)
  2. Упрости выражение и найди его значение: 4а + 12 + 2а + 16 при а = 13.
    (Ответ: 6а + 28; 106)
  3. 19 кг халвы разложили поровну в четыре коробки. Сколько халвы находится в каждой коробке?
    (Ответ: 4 кг 750 грамм)
  4. Составь выражение для решения задачи: “Дед Мороз со Снегурочкой пролетели 23380 км на самолете за t минут. С какой скоростью они летели?”
    (Ответ: 23380 : t)
  5. Из 49 метров ткани сшили 5 одинаковых костюмов Гулливеру. Сколько ткани пошло на каждый костюм?
    (Ответ: 9 м 80 см)
  6. Рост Снегурочки 5 футов 3 дюйма. Вырази рост Снегурочки в сантиметрах, если 1 фут = 30 см, а 1 дюйм примерно равен 3 см.
    (Ответ: примерно 159 см)

Задачи на синих “шариках”:

  1. Длина ковра-самолета, имеющего форму прямоугольника, на 2 метра больше ширины, а его площадь составляет 24 квадратных метра. Каковы размеры ковра-самолета?
    (Ответ: 4 м и 6 м)
  2. Сколько литров сока вез Карабас своим друзьям в баке, имеющем форму куба, ребро которого равно 2 метрам.
    (Ответ: 8000 литров)
  3. В двух новогодних мешках Деда Мороза 265000 конфет. В первом мешке конфет на 15000 меньше, чем во втором. Сколько конфет в каждом мешке
    (Ответ: 125000 конфет и 140000 конфет)
  4. Когда Снегурочку спросили, сколько всего Дедов Морозов приехали в наш край на Новый год на ёлки, она ответила: “600 уже веселят народ, а остальные 2/3 этого количества еще едут. Определите, сколько же всего Дедов Морозов будет на праздниках?”
    (Ответ: 1000 Дедов Морозов)
  5. Серебряная цепочка у Злодея весит 18 кг, а у Кощея Бессмертного – 7/6 этого веса. У кого из них цепочка тяжелее и на сколько?
    (У Кощея – на 3 кг тяжелее)
  6. Сеньор Куб сшил себе к Новому году шубу из меха. Сколько квадратных метров меха ему потребовалось, если длина ребра Куба равна 2 метра?
    (Ответ: 24 м2)

Задачи на красных “шариках”:

  1. Медведь спешил на ёлку на велосипеде. По дороге у него случилась авария. После аварии в колесе велосипеда не хватило ? спиц. В магазине он купил недостающие спицы плюс одну запасную. Сколько спиц в колесе, если Медведь купил 7 спиц?
    (Ответ: 8 спиц)
  2. На ёлку вашу спешат поросята вместе со своими подругами – гусынями. У них всего 44 ноги и 17 голов. Сколько поросят и сколько гусынь спешат на ёлку?
    (Ответ: 5 поросят и 12 гусынь)
  3. Царь Кащей подобрел и решил потратить 50 золотых монет на подарки детям. В сундуке у него хранятся 5 ларцев. В каждом ларце по 3 шкатулки, а в каждой шкатулке по 10 золотых монет. Сундук, ларцы и шкатулки заперты на замки. Какое наименьшее количество замков потребуется открыть Кащею, чтобы достать 50 монет?
    (Ответ: 8 замков)
  4. Коротышки из Цветочного города решили объехать на автомобиле и исследовать недавно открытое озеро. Знайка поднялся на воздушном шаре и увидел, что озеро имеет форму круга и его можно объехать на автомашине за 5 дней. Однако бак автомашины вмещает горючего лишь на один день и ещё двухдневный запас горючего можно увезти на автомашине в канистрах.

Коротышки обосновали в т. А базу с горючим и продуктами. После этого Знайке было поручено организовать объезд вокруг озера.

Сколько времени потребуется на подготовку путешествия и его проведение? (Ответ: на подготовку 4 дня и на проведение 5 дней. Всего – 9 дней).

Подведение итогов урока. Учитель по оценочным листам выявляет победителей и выставляет отметки:

12 – 14 баллов – отметка “3”;

15 – 17 баллов – отметка “4”;

Более 18 даллов – отметка “5”.

Победители, набравшие наибольшее количество баллов, получают по шоколадке. Все дети, участвовавшие в соревновании, получают по календарику на 2007 год и угощаются конфетами.

Домашнее задание. Приготовить новогоднюю карточку с четырьмя заданиями по теме: “Натуральные числа, доли и дроби” для своего товарища.