"Немецкий с удовольствием-2". Педагогический проект "Deutsch macht Spass-2"

Разделы: Иностранные языки


Описание ситуации:

В последнее время немецкий язык незаслуженно вытесняется английским языком (только в нашей школе 21% всех учащихся школы изучают немецкий язык), несмотря на то, что культурные, политические и экономические контакты с Германией становятся все теснее. Деловые, партнерские связи с немецкоязычными странами (особенно с Германией) расширяются; все больше людей испытывают трудности из-за незнания немецкого языка. Например, в Самаре имеется много представительств крупных немецких фирм, а недостаток в специалистах, знающих немецкий язык, весьма ощутим. Происходит это потому, что часто родители и учащиеся ошибочно считают немецкий язык немодным, невостребованным. Поэтому в немецкую группу, в основном, попадают учащиеся с низким уровнем обученности, с недостаточно развитыми интеллектуальными способностями, педагогически запущенные школьники. У таких ребят слабо выражена мотивация учебной деятельности. Часто эти дети жалуются на то, что немецкий язык им плохо дается, они не запоминают материал урока. Сложившаяся ситуация подтолкнула меня провести исследование в группе 7 “В” и “Г” классов и установить, насколько развит уровень развития памяти, внимания и мышления.

Из этого я сделала вывод: внимательно проанализировать данную ситуацию и определить формы и приемы организации занятий, способствующих развитию памяти, внимания, мышления.

Желаемая ситуация – это овладение учащимися способностью осуществлять непосредственное общение с носителями немецкого языка в наиболее распространенных ситуациях повседневного общения и чтение несложных аутентичных текстов с целью извлечения информации о странах изучаемого языка, их культуре и быте.

Проблема:

Отсутствие соответствующего уровня развития памяти, внимания, мышления учащихся подросткового возраста ведет к снижению познавательной активности на уроках немецкого языка, что препятствует достижению желаемых результатов обучения.

Цель:

  • Повышать познавательную активность учащихся на уроках иностранного языка через использование информационно-коммуникативных ресурсов.
  • Определить формы и приемы организации занятий, способствующие развитию памяти, внимания, мышления.

Задачи:

  • Изучить специальную литературу по проблеме;
  • Учитывать психологические особенности детей подросткового возраста;
  • Создавать естественно-речевые ситуации для общения на уроках и во внеклассной работе;
  • Работать над развитием интеллектуальных способностей подростков: разработать упражнения, тренинги, игры для развития высших психических функций;
  • Привлекать дополнительные материалы творческого характера из разных источников, а также мультимедийные средства для развития познавательной активности подростков.

Гипотеза:

Если я буду применять на своих уроках немецкого языка формы и приемы организации занятий, специально направленные на развитие памяти, внимания, мышления, то это повысит результаты по обучению немецкому языку на 20%.

Ожидаемые результаты:

  1. Объём и распределение внимания у подростков улучшатся примерно на 20%, избирательность внимания повысится в 2 раза.
  2. Прочность запоминания увеличится на 12%.
  3. При постоянной тренировке операций мышления (аналогий и обобщения) они могут улучшиться на 15%.
  4. Будет сформирована положительная мотивация к изучению иностранного языка.
  5. Будут интенсивнее развиваться творческие способности учащихся, и повысится успеваемость до 100%, а качество знаний увеличится на 25% и составит 56%.

Описание деятельности:

Передо мной встал вопрос, как увлечь подростков своим предметом? Какие формы и методы применить, чтобы развить у них положительную мотивацию и активность к познавательной деятельности.

1) Выписывать немецкие журналы и предложить их учащимся проблемного класса.

Уже более десяти лет я выписываю журналы на немецком языке „Juma“, „Der Weg“, „Deutschland“, „Jetzt“. Темы этих журналов очень актуальны, современны и интересны; они перекликаются с темами учебника, так как начиная с 7 класса некоторые тексты взяты из журнала „Juma“. Что интереснее читать: учебник или иллюстрированный журнал из Германии? Так постепенно я начала давать журналы детям 7 класса, как на уроках, так и в качестве домашнего задания, в соответствии с темами уроков.

2) Организация личной переписки с учащимися страны изучаемого языка.

Побывав на Международной ярмарке социально-педагогических инноваций – 2006, я установила новые контакты с коллегами, учителями немецкого языка, а в августе участвовала в реализации проекта “Интеробщение” молодежных групп городов-партнеров “Самара – Штутгарт”. Мы написали письма личного характера и отправили адреса друзьям по переписке в город Штутгарт. Собрали информацию об этом городе.

3) Организация деловой переписки.

В сентябре этого года я организовала деловую переписку моих учащихся с туристическими агентствами, бюро, учреждениями Германии с целью сбора информации по интересам учащихся. В настоящее время мы получили и получаем проспектные материалы, которые нам очень помогают при работе над темами программы: „Die Reisevorbereitungen“, „Die Reise nach Deutschland“, „Deutsche Stdte“, „Mrchen, Legenden, Sagen“ и т.д. Сам процесс получения писем из страны изучаемого языка очень нравится детям. Они приносят присланные материалы в школу, обмениваются мнениями, делятся своими впечатлениями. Таким образом, создаются условия для естественной коммуникации на немецком языке. Часто при этом пользуемся электронной почтой. Немецкий язык становится для детей не “догмой”, а живым языком, нужным для общения.

С помощью проспектных материалов, иллюстраций из журналов, открыток мы оформили альбом “По городам Германии”. Это красочное пособие, размером 90 на 60 см. мы используем на уроках для “Заочных путешествий” по стране изучаемого языка. Недавно мы получили бандероль из Касселя – столицы “Немецкой улицы сказок”.

4) Использование любой возможности для связи со страной изучаемого языка.

Редакция журнала „Juma“в качестве поощрения прислала нам немецкий фильм „Engel + Joe“ за победу в конкурсе, а также информацию о главных героях фильма. Ребята по желанию написали письма молодой немецкой кинозвезде Франке Потенте и получили от нее автографы.

Тему “киноискусство” удачно можно связать с любой темой урока. Это “Мое свободное время”, “Путешествие в Германию”, “Знаменитые люди”, “Мое хобби” и др. Познакомившись с фильмом „Engel & Joe“, с биографией актеров Роберта Штадлобера и Франкой Потенте, мы обсудили с подростками проблемы молодежи двух стран.

Мальчики, интересующиеся футболом, приняли участие в викторине „Das groBe WM–Quiz“, организованной журналом „Deutschland“. Ответы можно было найти в этом же журнале, прочитав ряд текстов, тем самым я учила чтению с пониманием основного содержания, осуществляя поиск определенной информации в тексте. Ответы мы отправили в редакцию журнала, получив за это постер в подарок.

Я использую любую возможность для переписки школьников со страной изучаемого языка (особенно с Германией). Замечательно то, что немцы очень отзывчивы и охотно откликаются на любую просьбу. Это прекрасный шанс для поддержания интереса к немецкому языку.

После того, как у ребят появилось положительное отношение к изучению немецкого языка, я приступила к выполнению своей основной задачи – развитию внимания, памяти, мышления, как на уроках, так и во внеклассной деятельности.

5) Использование компьютерных игр.

Чтобы ликвидировать пробелы и повысить мотивацию учащихся, я чаще стала применять компьютерные игры „Deutsch macht SpaB“, которые нравятся подросткам. С помощью этих игр мы тренируем память, внимание, мышление. Методика работы с ними самая разнообразная. С помощью компьютера решается проблема обратной связи. В игровой форме можно выучить и повторить слова по следующим темам “Путешествие”, “Продукты питания”, “Покупки в магазине”, “Страны” и др. Формируются навыки самостоятельной работы у школьников, организуется контроль лексики и грамматики.

6) Организация кружка немецкого языка.

Подростки начали заниматься в кружке “Немецкий с удовольствием”, целью которого является также развитие познавательной активности. Несомненным достоинством кружка является формирование личности подростка в условиях, которые способствуют развитию и удовлетворению всех его задатков и способностей. Добровольность участия, неформальность общения, разнообразие видов деятельности делают кружок привлекательной и полезной внеурочной формой. В работе кружка немецкий язык служит средством получения новой интересной информации, средством общения. Особенно нравятся учащимся такие игры, как “Счастливый покупатель”, “Футбол”, “Лото”, “Домино”, “Ну-погоди!”, “Весёлый карандаш”, “Что, где, когда?”.Магнитный и кукольный театры, а также импровизированный телевизор помогают учащимся развивать их творческие способности, самим рисовать и создавать кадры эпифильма.

Наиболее популярными в работе кружка являются конкурсы, как индивидуальные, так и командные; викторины, разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок, сканвордов. От Патрика Мельхерта, 14-летнего редактора журналов „Patti“, „Kinderratsel“ из Гамбурга мы получили 2 посылки с заданиями для детей для развития интеллектуальных способностей на немецком языке.

7) Изучение методики Тихомировой и подбор материала

Я выбрала методику Л.Ф. Тихомировой, прочитав её книгу “Развитие интеллектуальных способностей школьника”. Затем начала подбирать материалы из различных информационных источников для тренингов памяти, внимания, мышления, соответствующих возрасту и интересам учащихся, а также программному материалу учебника для 8 класса общеобразовательных школ под редакцией И.Л. Бим, решая при этом две задачи:

1) Помочь учащимся в развитии их интеллектуальных способностей;

2) Выполнить социальный заказ, полученный на ярмарке – 2006: создание сборника, в который бы вошли практические материалы.

В этом состоит АКТУАЛЬНОСТЬ моего проекта.

8) Применение “устаревших” средств обучения из личного арсенала.

Многое можно взять из старых учебников, например, взять текст, соответствующий теме урока, разрезать его, наклеить на картон и раздать учащемуся или группе учащихся для восстановления логической последовательности.

Старые газеты на немецком языке я не выбрасываю, а вырезаю из них заголовки. Учащиеся составляют из них забавные “рассказы”, тренируя свое логическое мышление.

9) Использование различных приёмов обучения.

Предупреждая утомляемость детей при планировании уроков, важно избегать однообразия видов учебной деятельности, нужно привлекать для выполнения заданий все органы чувств: зрительные, слуховые, речевые и двигательные. Я, как учитель, стараюсь будить воображение учащихся. Для этого использую различные приемы: недосказанность, перестановку логической последовательности, визуализацию, ролевые игры, яркую или забавную наглядность, применение музыки и т.д.

Содержание программного материала для 8 класса включает в себя не только языковой и речевой материал, но и образцы культуры стран изучаемого языка, песенный и сказочный материал, а также легенды и сказания немецкого народа, что программирует множество видов и этапов занятий. Частая смена видов на уроке не только методически целесообразна, но и оправдана, так как подростки быстро утомляются, отвлекаются; однообразная работа вызывает скуку. Зная особенности подросткового возраста, я стараюсь разнообразить формы и методы, а также способы изучения иностранного языка. При всей неповторимости каждого урока существует некоторая схема его проведения, методическая структура которого предусматривает, по меньшей мере, несколько обязательных этапов, причем в определенной последовательности. Каждый урок начинается с оргмомента, но каждый раз я стараюсь его варьировать, разнообразить, организовывать детей на индивидуальном уровне, по содержанию связанным с текущим тематическим материалом, или интересным событием в жизни учащихся или конкретного подростка.

В качестве фонетической зарядки я часто применяю загадки для развития памяти и мышления, рифмовки и скороговорки.

10) Игровые моменты урока.

Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как стремление выиграть заставляет думать, вспоминать уже пройденное и запоминать все новое. Еще одним условием игры является её доступность детям. В моей игротеке есть следующие игры:

  1. Игры с буквами.
  2. Игры со словами.
  3. Синтаксические игры.
  4. Игры с текстом.
  5. Идиоматические игры.
  6. Грамматические игры.
  7. Поэтические игры.
  8. Загадки, ребусы, скороговорки.
  9. Тренинги по развитию памяти, внимания, мышления.

11) Привлечение дополнительных материалов устного народного творчества для развития интеллекта.

Прекрасным материалом могут служить сказки, легенды и сказания. Они создают благоприятные условия для усвоения речевых структур и формирования способности общаться на изучаемом языке. Они помогают учащимся развивать их интеллектуальные способности.

Чтение сказок – это часто повторяющиеся лексические единицы и речевые образцы, что способствует лучшему их усвоению. Сказки – это всегда праздник. Изготовление костюмов, подбор музыки, разучивание бальных танцев, выступление перед публикой производят на подростков глубокое впечатление.

Нравится ребятам „Deutsche MrchenstraBe“. Формы работы по данной теме самые разнообразные: викторины, заочные путешествия, драматизация, сюрпризы. На уроки немецкого языка “приходят” сказочные герои и проводят конкурсы, опросы, интеллектуальные игры, награждают победителей и т.д.

Все описанные выше упражнения, тренинги прошли апробацию. Проведена вторичная диагностика.

При сравнительном анализе можно сделать вывод, что все формы, методы и способы, направленные на развитие памяти, внимания и мышления, дали положительный результат. Дополнительно было проведено анкетирование с учащимися на тему: “Немецкий язык – это удовольствие или стресс?” Более половины учащихся ответили, что немецкий язык им нравится. Почему? Им стало интереснее на уроках.

Результатом могут служить творческие работы учащихся. Это: рассказы, ребусы, составленные ими, стихи (моделирование), рисунки, викторины, альбом “По городам Германии”, стенд “Города-партнёры”, личные и деловые письма.

Вывод: Таким образом, проводимое исследование показало, что за полгода обучения (март – октябрь), с помощью тренингов, игр, личных и деловых контактов с носителями немецкого языка у учащихся стали интенсивнее развиваться познавательные способности, повысился интерес к языку, мотивация.

Продукт:

“Сборник для всестороннего развития интеллектуальных способностей подростков”

Содержание:

  1. Тренинг памяти.
  2. Тренинг внимания.
  3. Тренинг мышления.
  4. Сборник загадок.
  5. Сценарий праздника, посвященного жизни и творчеству братьев Гримм, а также занимательные упражнения по сказкам.
  6. Развивающие игры.