Цель. Формирование нравственной культуры старшеклассников, понимания значения такой нравственной категории, как любовь в жизни человека, ее многоликости.
Задачи.
- Формировать уважительное отношение к себе и людям, которое тебя окружают
- Развивать критичность мышления, делать выводы, высказывать свое мнение.
Я дышу и значит я люблю,
Я люблю и значит я живу.
Свежий ветер избранных пленил,
С ног сбивал, из мертвых воскрешал.
Потому что, если б не любил
Значит бы не жил,
Значит, не дышал.
В.Высоцкой.
На столе лежат сердечки разных цветов:
- Красный (восторг)
- Оранжевый (радость, тепло)
- Желтый (светлое, приятное)
- Зеленый (спокойствие)
- Синий (грустное, неудовлетворенное)
- Фиолетовый (тревожное, напряженное)
- Черный (упадок, уныние)
В конце урока ребятам будет предложено раскрасить сердечки в тот цвет, который они захотят. Учитель увидит с каким настроением дети пришли на кл.час, а с каким ушли.
У. - Прошу вас выбрать сердечки и сесть по группам так, как вы хотите.
Музыка. Учитель читает стихотворение (из к/ф “Ирония судьбы”).
Мне нравится, что Вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не Вами,
Что никогда тяжелый шар земной
Не уплывет под нашими ногами.
Спасибо Вам и сердцем и душой
За то, что Вы меня, не зная сами, так любите,
За мой ночной покой,
За солнце не у нас над головами.
За то, что Вы, увы, больны не мной,
За то, что я, увы, больна не Вами…
У. - Тема нашего сегодняшнего разговора – любовь. Это великое и всеобъемлющее чувство. Счастлив тот, кого коснулась своей рукой любовь.
А что такое любовь? Кого можно любить?
(Ребята высказывают свою точку зрения)
На доске картинки (мама и ребенок, человек и животное, гос. Символика, мужчина и женщина, природа и др.)
Учитель на доске фиксирует высказывания учеников.
Другую личность, человеческое общество, идею.
У. - А вот как трактует это понятие философский словарь:
Любовь – интимное и глубокое чувство человека, направленное на другую личность, человеческое сообщество, идею.
Задание. Расположите, пожалуйста, понятия по степени важности для вас. Отнеситесь, аргументируйте. (Работа в группах, обсуждают 5 минут).
У. - Любовь вызывает наиболее сильные положительные чувства, хотя также известно, что она вызывает и самые отрицательные эмоциональные переживания. Полнота жизни человека во многом зависит от того, испытал ли человек в своей жизни это чувство. Ведь любовь заражает человека энергией, вдохновляет его на подвиги, помогает жить.
Задание. Напишите, какие положительные и отрицательные чувства может вызвать любовь. (Ребята в группах обсуждают, фиксируют на листочках.)
У. - Я думаю, вы со мной согласитесь, что ощущение счастья во многом зависит от особенностей человека. Есть люди, которые, несмотря на жизненные трудности, невзгоды, счастливы, а есть и такие, которые всегда находятся в депрессивном состоянии. Вам, наверное, знакома и та, и другая категория людей. Сколько людей озлобляются, проявляя нетерпимость в отношении всего, что их окружает, и не осознает человек, что он сам создает вокруг себя и отношения с людьми, и ощущение счастья.
- Поэтому я выбрала такой эпиграф к нашему сегодняшнему разговору.
У. – Почему же умение любить это искусство?
- Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым?
У. - Ответьте на вопросы анкеты.
Анкета:
- Я ощущаю внутреннюю раскованность и легкость
- Мне приятно и радостно ходить в школу
- Меня ничто не раздражает
- Я могу положительно влиять на других, мне хочется им помогать.
- Я терпеливо отношусь к человеческим ошибкам
- Я ощущаю себя счастливым человеком
- Дома после школы я чувствую приятную усталость
- У меня есть несколько близких друзей и много хороших знакомых
- Люди любят ходить ко мне в гости
- Я не обижаюсь, когда надо мной по доброму подшучивают
- Если меня обижают, я не бросаюсь спорить, а жду, когда человек успокоиться, и если он меня захочет выслушать, я обязательно скажу ему о своем уважении к нему, но при этом жестко и честно изложу свою точку зрения.
- Я не таю обиды на людей и таю на них зла
- Я верю в красоту, добро и разум
- Поздравляю тех у кого больше плюсов, значит у вас все хорошо и вы можете считать себя счастливым человеком, а у кого больше минусов задумайтесь хорошенько, что вам нужно изменить в своем мироощущении.
- Поздравляю тех, у кого больше плюсов, значит, у вас все хорошо и вы можете считать себя счастливым, а у кого больше минусов, задумайтесь, что вам нужно изменить в своем мироощущении
- Почему же умение любить это целое искусство?
- Что необходимо человеку, чтобы стать счастливым?
(на доске или проекторе заранее приготовлено)
- Я думаю, мы должны:
- Делать добро!
- Любить и прощать людей!
- Относиться к людям так, как бы хотели, чтобы они относились к нам.
- Найти свой смысл жизни.
- Уметь дарить людям радость.
- Помнить: вежливость, доброта, дружелюбие в отношениях – это взаимно.
А в конце нашего общения я хотела бы предложить вам игру. Каждой группе выдаются фразы
попробуйте с помощью жестов и мимики их обыграть. Показать смысл.
“Счастье в руки не поймаешь”.
“Любовь – это встреча навсегда”.
“Счастье дороже богатства”.
“Моя любовь без дна”.
У. – В завершении хочется прочитать вам притчу
Подумайте, что этим сказано.
Притча.
Рабби Зусси решил изменить мир, но мир – такой большой, а Зусси – такой маленький. Решил изменить свой город, но город - такой большой, а Зусси – такой маленький. Решил изменить свою семью, но семья у Зусси такая большая, одних детей двенадцать. Добрался до единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким.