Цель:
- познакомить с гласной буквой Е, обозначающей два звука;
- формировать навык чтения слов с буквой е;
- дать представление об однокоренных словах;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать интерес к природе.
Оборудование: карточки с буквами; карточки с знаками “мягкий согласный”, “твердый согласный”, “гласный”; изображение еловой и сосновой ветки, учебник “Азбука” О.В.Джежелей.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного.
На доске карточки с буквами А О К М Н У Р Т С Ы И Л Э В
Учитель. На какие группы можно поделить буквы?
Ученики. Обозначающие гласные и согласные звуки; согласные звонкие и глухие.
Учитель. Составьте слова из этих букв.
Ученики. Ком, кот, мука, нора, климат и др.
3. Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с буквами русской азбуки, звуками, которые они обозначают, и узнаем об одной особенной букве.
4. Работа над новым материалом.
Анализ слова ЕЛИ
На доске картинка с изображением ветки ели.
Учитель. Это ветка какого дерева? Какое хвойное дерево вам еще известно? Как отличить еловую ветку от сосновой?
С помощью карточек под картинкой сделайте звуковой анализ слова ЕЛИ
Ученики. Согласный мягкий, гласный ударный, согласный мягкий, гласный звуки.
Учитель. Под каждой карточкой запишите, какой звук обозначает буква.
Ученики. [ й, ] [ э ] [ л, ] [ и ]
Учитель убирает картинку, под которой написано слово ЕЛИ
Учитель. Сколько букв в слове?
Ученики. Три.
Учитель. Сколько звуков они обозначают?
Ученики. Четыре.
Учитель. Какая буква обозначает два звука? Какие это звуки?
Ученики. Буква Е обозначает два звука [ й, э ].
Учитель. Какой можно сделать вывод?
Ученики. Буква Е гласная, она обозначает два звука.
Знакомство с буквой Е.
Учитель. На что похожа буква Е? Попробуйте у себя на столе изобразить букву из тех предметов, которые есть.
Чтение стихов подготовленными учащимися:
На дворе – такая жалость! –
Наша лесенка сломалась.
Наша лесенка сломалась
Буква Е зато осталась.
Ева гребнем причесалась –
В нем три зубчика осталось.
Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
Хоровая работа с таблицей слогов.
МЕ НЕ РЕ ЛЕ СЕ КЕ ТЕ ВЕ
Учитель. Назовите слова, в которых встречаются эти слоги.
Игра “Доскажи словечко”
МЕ-МЕ-МЕ – светлячки видны во тьме
НЕ-НЕ-НЕ – пляшут рыбки на волне
РЕ-РЕ-РЕ – носим воду мы в ведре
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ – стоит чашка на столе
СЕ-СЕ-СЕ – на уроке будут все
КЕ-КЕ-КЕ – вижу домик вдалеке
ТЕ-ТЕ-ТЕ – закипел суп на столе
ВЕ-ВЕ-ВЕ – васильки растут в траве
Работа с группой слов (по учебнику).
ели лес осины лесок сосны лесник ивы лесной
Учитель. Прочитайте первую группу слов, подумайте, что общее в этих словах, что их объединяет?
Ученики. Это названия деревьев.
Учитель. Прочитайте вторую группу слов. Что их объединяет?
Ученики. Все слова связаны с лесом.
Учитель. Посмотрите внимательно на эти слова: прочитайте ту часть слова, которая повторяется, которая есть в каждом слове.
Ученики. Лес.
Учитель. Выполните звукобуквенный анализ этого слова.
Ученики. В слове три буквы, они обозначают три звука: мягкий согласный [л,], ударный гласный [э], твердый согласный [с].
Учитель. Сколько звуков здесь обозначает буква Е? Какую еще “работу” она выполняет?
Ученики. Буква Е обозначает один звук [э] и мягкость согласного [л,].
Учитель. Составьте предложения со словосочетаниями (работа по учебнику)
- сосновые леса
- еловые шишки
- сосновые шишки
- высокие ели
- тонкие осины
- широкие реки
- высокие травы
- красивое село
5. Закрепле6ние пройденного.
Работа по учебнику.
Чтение предложений, беседа по тексту
Старый лес – ему сто лет.
Мы вырастим новые леса в нашей стране.
Учитель. Почему лес надо беречь? Быстро ли растет лес? Что было бы, если бы исчезли все деревья?
Чтение существительных по теме “Лес”, коллективное составление рассказа по отдельным словам.
Определение роли предлога.
Учитель. Теперь выйдем из леса и отправимся к реке. Послушайте и сравните, чем отличаются слова в реке, на реке, у реки? Что может быть в реке? На реке? У реки? Сравните и прочитайте, что написано в “Азбуке”
Кроссворд “Одна буква”
Учитель. Каждый из вас получает задание. Нужно вместо точек поставить букву так, чтобы получились слова. Какая это буква?
Учитель. Что общего в этих словах, что их объединяет?
6. Итог урока.
Учитель. С какой буквой русского алфавита мы сегодня познакомились? Что интересного вы о ней узнали?
Ученики. Буква Е – особенная буква, она гласная и всегда выполняет две “работы”: обозначает два звука [й,э] или обозначает мягкость согласного и звук [э].