Утренник начинается с краткого сообщения учителя о том, чему научились дети на уроках математики, и ответов учащихся на вопросы: почему современному человеку без знания математики обойтись трудно? Как математика помогает людям в быту и на производстве?
Учащиеся приводят примеры из окружающей их жизни, близкой и понятной им, из производственной практики своих родителей.
Затем на сцену, празднично оформленную яркими плакатами, выходит ведущий и предлагает детям монтаж из стихотворений С. Маршака, Ю. Яковлева, Г. Кайтукова.
Ведущий:
Давайте, ребята,
Учиться считать:
Делить,
Умножать,
Прибавлять,
Вычитать.
Запомните всё,
Что без точного счёта
Не сдвинется с места
Любая работа.
Без счёта
Не будет
На улице света.
Без счёта
Не может
Подняться
Ракета.
Без счёта
Письмо
Не найдёт
Адресата
И в прятки
Сыграть
Не сумеют
Ребята.
Беритесь, ребята,
Скорей за работу!
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счёту.
1-й ученик:
Начнём считать: один, одна,
Россия - моя страна.
Мы Родиной её зовём,
Здесь наш родной, любимый дом.
Отчизна, Родина – она
У каждого из нас одна.
2-ученик:
В задачнике жили
Один да один.
(Пишет на доске.)
Пошли они драться
Один на один.
Но скоро один
Зачеркнул одного.
(Перечеркивает цифры.)
И вот не осталось
От них ничего.
А если б дружили
Они меж собою,
То долго бы жили
И было б их двое!
(Записывает на доске 1+1=2.)
3-й ученик:
А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова!
(Показывает цифру 2.)
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
(Проводит указкой по хвосту.)
4-й ученик: (выходит с цифрой 3)
А за двойкой – посмотри -
Выступает цифра три.
5-й ученик: (выходит с цифрой 4)
За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
(Показывает цифру.)
Четыре времени в году –
Я разговор о них веду.
Зима была и холодна.
Пушистый снег несёт она.
Весна бросает землю зёрна,
А лето трудится проворно.
За летом осень золотая
Несёт корзины урожая.
6-й ученик: (выходит с цифрой 5)
С четвёркой пять в соседстве встала.
Как цифра пять горда!
В вечернем небе заблистала.
Пятиконечная звезда.
(Показывает пятиконечную красную звезду.)
Пять звезд над башнями Кремля.
Те звёзды видит вся Земля,
От них горячий, добрый свет,
Прекрасней звёзд на небе нет!
7-й ученик: (выходит с цифрами 6 и 7)
Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
(Показывает цифру и рисунок замка.)
Вот семёрка – кочерга.
(Показывает цифру и рисунок кочерги.)
У неё она одна.
8-й ученик: (выходит с календарём)
Что сказать о цифре семь?
Ты ведь знаешь дни недели?
(Показывает календарь на неделю)
Посчитай-ка их живей!
Если в счёте не собьёшься –
Равно семь получишь дней.
9-й ученик: (выходит с цифрами 8 и 9)
У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
(Показывает цифру.)Цифра девять иль девятка –
Цирковая акробатка:Если на голову встанет,
Цифрой шесть девятка станет.
10-й ученик: (два других ученика изображают цифры 1 и 0)
Цифра вроде буквы 0 –
Это ноль иль ничего.Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!Если ж слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять
(Ученики изображают число 10.)
Все ученики:
Напрасно думают, что ноль
Играет маленькую рольМы двойку в двадцатку превратим.
Из троек и четверок
Мы можем, если захотим,
Составить, тридцать, сорок.Пусть говорят, что мы ничто, -
С двумя нолями вместе
Из единицы выйдет сто,
Из двойки – целых двести!
Кто быстрее и вернее?
На доске записаны и закрыты задания:
- Запишите соседей чисел: 7, 43, 99.
- Какие числа пропущены в ряду чисел: 1, 4, 7,…13, 16,…22,…25. Запишите их.
- Сосчитайте, сколько здесь (вывешен рисунок с шарами) красных шаров, сколько с них; сколько нарисовано больших шаров, сколько маленьких. Скажите, каких шаров больше: больших или маленьких? Как вы это определили?
- Решите задачи:
1) Миша, Лена и Катя катались на велосипедах. У них были трехколесные и двухколесные велосипеды, а всего было 8 колес. Сколько велосипедов было трехколесных? (два)
2) Первая смена в пионерском лагере начинается 3 июня и заканчивается 26 июня включительно. Сколько дней в первой смене?
Учащиеся делятся на команды. По сигналу ведущего представители каждой команды выходят к доске, берут цветной карандаш или мел и приступают к заданию.
Все участники утренника, сидящие в зале, получают карандаш и лист бумаги, на котором указаны номера заданий. По мере того как ведущий открывает задание, читает его, участники выполняют его и записывают на листке только ответ против цифры, которая соответствует заданию.
По истечении времени помощники ведущего собирают листки и передают на проверку жюри.
А пока работы находятся на проверке, участники утренника отгадывают загадки.
Загадки
- Что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, ровно на три меньше станет. (Цифра 9.)
- На четырех ногах стою, ходить же вовсе не могу. Когда устанешь ты гулять, то можешь сесть и отдыхать. (Стул.)
- Горело 7 свечей. Две из них погасли. Сколько свечей осталось? (Две.)
- Сколько цифр использовано для записи числа 22? Что обозначает каждая из цифр в записи числа 22?
- Нуль поставил спинку брату.
Тот забрался не спеша, -
Стали новой цифрой братцы.
Не найти нам в ней конца.
Повернуть её ты можешь,
Головой поставить вниз.
Ну, подумай? Напиши! (цифра 8.)
Игры. “Живые цифры и числа”.
Для игры используется наборы карточек с цифрами от 0 до 9. Учащиеся делятся на две команды, по 10 человек в каждой, строятся в шеренгу и выбирают капитана.
Начиная игру, ведущий читает пример на сложение или вычитание, например 15+8 или 31-7. Участники обоих команд выполняют вычисления в уме, а затем из шеренги выходят те ученики, у которых карточки с цифрами позволяют составить число, служащее ответом к заданному примеру, и показывают число капитану.
Команда, быстрее назвавшая правильный ответ, получает очко. Когда все задания выполнены, подводятся итоги. Побеждает команда, набравшая больше количество очков.
Ведущий
К нам на утренник пришёл Петрушка. Он хочет подарить цветные шары тем детям, которые правильно ответят на его вопросы:
Петрушка
1. Медведь решал примеры:
5 * ? =10
? + ? = 19
? – 3 = 9
? - ? = 21
Ответы он записывал на листочках. Вдруг подул сильный ветер, и листочки разлетелись. Очень расстроился Миша. “Как теперь быть?” - думает он. Помогите Мише.
Учащиеся находят на карточках соответствующие числа и знаки действий и подставляют их в примеры.
2. Вспомните свойства действий и объясните, почему верны следующие равенства:
37-5=30+2
44-20=4+20
34-20=20+6
77+6=69+14
3. Дайте характеристику числам 7 и 76.
(7-однозначное, нечётное число, стоит в ряду чисел после 6, перед числом 8, 7 больше 6 на 1; 76- двузначное число, чётное, стоит в ряду чисел после 75, перед 77, число76 записано с помощью двух цифр.)
Председатель жюри подводит итоги, объявляет победителей и награждает их подарками.