Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчеркивает важность образования как фактора, формирующего новую экономику и общество, играющего ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой. Ставит задачу: организации обучения “в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающихся в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность”.
Исходя из вышеизложенных принципов необходимо создание программы, объединяющей усилия всех участников образовательного процесса по сохранению и укреплению здоровья, достижению состояния физического, психического и социального комфорта обучающихся и воспитанников МОУ НШДС №14.
Проблема:
Отсутствие преемственности воспитательных и образовательных воздействий на этапах дошкольного и начального общего образования:
- отсутствие мотивации обучающихся на применение собственного опыта здравосбережения;
- низкая мотивация педагогов на использование технологий по формированию психической, физической и социальной готовности детей к обучению;
- недостаточное оснащение материально-технической и методической базы.
Задачи:
- вооружить детей знаниями о морфофункциональных особенностях их организма;
- способствовать формированию у учащихся и воспитанников потребности и мотивации к здравотворческой деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья;
- формировать у детей чувства психологического комфорта и безопасности;
- комплексно психофизически оценивать здоровье детей, их адаптивные возможности в динамике;
- способствовать формированию культуры здоровья у всех участников образовательного процесса.
Желаемый результат:
Создание валеологической образовательной среды, способствующей воспитанию культуры здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе преемственности здравотворческой деятельности.
Препятствия:
- недостаточная преемственность в деятельности участников образовательного процесса по сохранению и укреплению физического и психического здоровья обучающихся и воспитанников;
- низкий уровень знаний педагогов и родителей по проблеме;
- низкая мотивация обучающихся и воспитанников в отношении сохранения собственного здоровья;
- недостаточное оснащение материально-технической и методической базы.
Пути преодоления препятствий:
- создание комплексно – целевой программы “Здоровье”;
- организация информационного обеспечения процесса валеологизации образовательной среды;
- научно-методическое обеспечение формирования основ здорового образа жизни;
- целенаправленная работа психологической службы по проблеме;
- организация работы с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья обучающихся и воспитанников;
- организация работы с учащимися и воспитанниками по формированию потребности в ведении здорового образа жизни и сохранении собственного здоровья.
План-график работы по программе в 2006-2007 учебном году
Направление реализации | Цель данного направления | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
Информа-ционное обеспечение | Сбор информации об условиях и результатах работы по формированию культуры здоровья у обучающихся и воспитанников. Оценка уровня физического развития детей, мониторинг состояния здоровья учащихся и воспитанников. | - определение уровня психологической
готовности к обучению детей 1 класса (психолог); - Изучение медицинских карт детей дошкольного и младшего школьного возраста в период адаптации (медсестра); - Контроль качества заполнения листков здоровья учащихся в журналах (медсестра, зам. директора); - Изучение уровня физического развития детей (инструктор ФИЗО); |
- Исследование психологической
готовности к школе детей подготовительных групп
(психолог); - Контроль заполнения листов здоровья воспитанников (медсестра, зам.дир. по ВМР); |
- Создание базы данных о состоянии
здоровья учащихся 1 класса (физического развития,
функционального состояния организма,
хронических заболеваний (медсестра,
зам.директора по УВР); - Контроль за проведением закаливающих мероприятий (врач, зам.директора по УВР). |
- Изучение мотивационной готовности
учащихся начальных классов (2 этап) (психолог); - Контроль рассадки учащихся в соответствии с информацией о нарушениях зрения (зам. директора по УВР). |
Организация проведения медицинского осмотра детей. | |||||
Методическое обеспечение | Повышение методической культуры педагогов по проблеме валеологизации образовательной среды, наработка методического инструментария по проблеме. | - Разработка календарно –
тематического планирования учебных дисциплин с
учетом введения уроков здоровья (зам. дир. по УВР); - Планирование занятий по валеологии в рамках занятий по ознакомлению с окружающим (зам.дир.по ВМР); - Разработка динамических часов в 1 классе (учитель 1 класса). |
- Разработка плана закаливающих мероприятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста (подбор методических рекомендаций, принципов и методов закаливания) (медсестра). | - Разработка методических рекомендаций по рассадке учащихся и воспитанников в классных и групповых помещениях (зам.директора). | |
Работа с кадрами | Повышение мотивации и уровня культуры участников образовательного процесса по проблеме. | - Заседание круглого стола:
“Оздоровительные мероприятия в ОУ в период
адаптации детей” (творческая группа под руководством медсестры). |
- Практическая консультация: “Принципы и методы закаливания детей” (медсестра). | - Педагогический совет: “Формирование
навыков здорового образа жизни у детей
дошкольного и младшего школьного возраста” (зам.директора по УВР и ВМР). |
- Открытый просмотр режимных моментов с
элементами закаливания (инструктор ФИЗО). |
Работа с детьми | Сохранение и укрепление здоровья учащихся и воспитанников элементами учебного и воспитательного процесса путем внедрения в него валеологических технологий. | - День здоровья (инструктор ФИЗО); - Открытие спартакиады воспитанников и обучающихся НШДС №14 (инструктор ФИЗО). |
- Классный час “Помни правила движенья,
как таблицу умноженья”. (кл.руководители). |
- “Веселые старты” (подготовительные группы, классы”) (инструктор ФИЗО). | - Акция “Мы выбираем здоровье”
(рисунки, плакаты и т.д.) (старшие группы, классы) (специалисты МОУ НШДС). |
Психогимнастика (старшая, подготовительная группы), коррекционно-развивающая работа (подготовительная группа), индивидуально – коррекционная работа (по запросам) (психолог) | |||||
Организация горячего питания детей (директор МОУ НШДС). | |||||
Организация двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные уроки и занятия, динамические часы (1 класс), третий урок физкультуры во 2–4-м классах, подвижные игры и перемены, физкультминутки, спортивные секции и т.д.) (инструктор) | |||||
Организация оздоровительно-профилактических мероприятий по плану медицинских работников (медсестра). | |||||
Организация закаливающих процедур (в соответствии со схемой) (медсестра). | |||||
Работа с родителями | Ознакомление родителей с направлениями работы по сохранению и укреплению здоровья детей, развитие педагогического сотрудничества всех участников образовательно – воспитательно-го процесса. | - Анкетирование родителей психологом
“Ваши пожелания и ожидания” (психолог); - “Школьные трудности периода адаптации” (психолог). |
- Собрание с родителями учеников 1
класса “Вы родители школьников” (психолог); - Беседа с родителями “Адаптация малышей к условиям детского сада” (психолог). |
- Сочинения для родителей “Мой ребенок
и его индивидуальные особености”
(подготовительные группы); - Анкетный опрос “Расскажите о своем ребенке” (1 класс). |
- Подготовка наглядного информационного материала “Закаливание детей в семье” (инструктор ФИЗО). |
Финансовое и материально техническое обеспечение. |
Создание, развитие и эффективное использование материальных ресурсов ОУ для реализации программы. | - Ремонт спортивного зала, приобретение
спортивного оборудования в спортивный зал 10 т.р.
-бюджет 60 т.р. внебюдж. |
- Приобретение оборудования в классы и
группы для проведения закаливающих мероприятий 20 т.р. внебюдж. |
- Обновление атрибутов для проведения
“Веселых стартов”, оформление грамот для
победителей 2 т.р. внебюдж. |
- Переподготовка медицинской сестры по
специальности “Диетсестра” 6,5 т.р. бюджет. |
Направление реализации | январь | февраль | март | апрель | май |
Информа-ционное обеспечение | - Контроль соблюдения санитарного режима в группах и классах (медсестра). | - Изучение периодичности и эффективности спортивно- оздоровительных мероприятий в НШДС (зам.дир.по УВР и ВМР). | Анализ динамики заболеваемости учащихся и воспитанников по сравнению с 2005 – 2006 учебным годом (медсесира); | ||
Организация проведения медицинского осмотра детей. | |||||
Методическое обеспечение | - Выставка и обзор методической литературы по вопросу формирования основ здорового образа жизни у обучающихся и воспитанников (заместитель директора). | - Подготовка стенда: “Во имя здоровья детей” (медсестра, инструктор ФИЗО). | |||
Работа с кадрами | - Психологическое просвещение “Как
сделать жизнь счастливее” (психолог). |
- Психологическое просвещение “Приручение эмоций” (психолог). | - Индивидуальное собеседование с молодыми педагогами по формам физкультурно-оздоровительной работы, проводимым в НШДС. | - Психологический лекторий “Любите себя” (психолог). | - Заседание методического совета:
“Итоги первого года работы НШДС по реализации
программы” (зам.директора по УВР и ВМР). |
Работа с детьми | - Праздник подвижных игр
“Зимушка-зима” (подготовительные группы, классы) (инструктор ФИЗО). |
- День защитника Отечества “Вперед,
мальчишки!” - Соревнование по шахматам воспитанников подготовительных групп, учащихся классов (рук. кружка). |
-Участие в городском конкурсе
“Экология в детском творчестве” (Воспитатель
ИЗО) - Спортивное развлечение “Проводы зимы, Масленица” (инструктор ФИЗО); |
- День Здоровья (инструктор ФИЗО); - Валеологический праздник “Я здоровье берегу – сам себе я помогу” (муз.руководители). |
|
Психогимнастика (старшая, подготовительная группы), коррекционно-развивающая работа (подготовительная группа), индивидуально-коррекционная работа (по запросам) (психолог) | |||||
Организация горячего питания детей (директор МОУ НШДС). | |||||
Организация двигательной активности (утренняя гимнастика, физкультурные уроки и занятия, динамические часы (1 класс), третий урок физкультуры во 2,3,4-ом классах, подвижные игры и перемены, физкультминутки, спортивные секции и т.д.) (инструктор) | |||||
Организация оздоровительно – профилактических мероприятий по плану медицинских работников (медсестра). | |||||
Организация закаливающих процедур (в соответствии со схемой) (медсестра). | |||||
Работа с родителями | - Беседа с родителями “Профилактика гриппа” (медсестра). | - Психолого-педагогическое консультирование “Особенности психо- физического развития детей дошкольного возраста” (психолог). | - Спортивное соревнование “Мама, папа, я – спортивная семья” (инструктор ФИЗО) | ||
Финансовое и материально техническое обеспечение. | - Приобретение методической литературы
по вопросу формирования основ здорового образа
жизни 1 т.р. внебюджет. |
- Приобретение медицинских препаратов 15 т.р. бюджет 10 т.р.внебюдж. |
- Повышение квалификации
педагогических работников по
здоровьесберегающим технологиям 3 т.р. бюджет |
- Завоз песка в песочницы и прыжковую
яму 3 т.р. внебюдж. |
- Обновление оборудования на спортивной
площадке 20 т.р. бюджет Покраска мафов 5 т.р внебюдж. |