Цели урока:
- углубление знаний о мягком знаке;
- формирование умений правильного применения на письме мягкого знака;
- формирование грамотной научной речи, умений самостоятельной работы, самооценки.
Оборудование:
- Учебник „Русский язык” А.В.Полякова. М. „Просвещение”, 2003.
- Индивидуальные карты-схемы урока (работа на уроке ведется по данным картам-схемам, предлагающие альтернативное выполнение заданий, тем самым обеспечивающие учет индивидуальных особенностей и успех каждого обучающегося) - в приложении.
- Задания, оформленные на компьютере.
В начале урока детям сообщается о форме работы по индивидуальным картам-схемам. В картах отражен план урока в виде схемы. По мере выполнения заданий дети могут вычеркивать в схемах выполненное.
1. Чистописание.
Учитель: Угадайте букву, которую мы будем прописывать.
Учитель показывает букву мягкий знак одному ученику. Он говорит о букве, не называя ее. Другие отгадывают.
Ученик: Эта буква не обозначает звука.
Дети: Это может быть мягкий знак или твердый знак.
Ученик: Она показывает мягкость согласных.
Дети: Тогда точно мягкий знак.
Учитель показывает на доске соединения букв, дети по образцу пишут в тетради.
2. Составление предложений.
Учитель: Прочитайте задание в ваших схемах.
Слова для выполнения задания размещены на доске:
Я, знак, в, мох, пишу, лесу, растет, мягкий, мягкий.
Дается время для обдумывания.
Учитель: Поднимите руку, кто готов записывать получившиеся предложения?
Дети, которые уже смогли составить предложения поднимают руки. Учитель разрешает им приступать к письменной работе.
Учитель: Для тех, кто затрудняется, я предлагаю помощь: слова для одного предложения обозначена одним цветом. (Важно научить выполнять работу самостоятельно детей разных уровней развития. Для этого и предлагаются задания с разной мерой помощи).
На доске открываются те же самые слова, но обозначенные двумя цветами для двух разных предложений:
Я, знак, в, мох, пишу, лесу, растет, мягкий, мягкий.
Учитель: Обратите внимание по заданию вы можете написать одно или оба предложения. (Обеспечивается успех для медлительных ребят).
Учитель оказывает по необходимости индивидуальную помощь по составлению предложений.
Организуется взаимопроверка. Проверяя друг у друга, ребята устно оценивают работы, указывают на ошибки.
3. Определние темы и целей урока.
Учитель: Догадались ли вы, о чем мы будем говорить на уроке?
Дети: Думаю, что о мягком знаке.
Дети: Точно о нем, мы и в минутке чистописания мягкий знак писали, и предложение о нем было.
Учитель сообщает тему урока и помещает на доске главные вопросы урока:
Какова роль мягкого знака в словах?
Где нужно писать мягкий знак в словах?
Учитель: Я знаю, что на эти вопросы вы уже можете ответить. Но для того, чтобы ответы были наиболее полными, я предлагаю провести наблюдение.
Физминутка.
4. Наблюдение.
Учитель: Понаблюдайте за изменением слов, если к ним приставить мягкий знак.
На доске: мел, кон.
Организуется диалог.
Дети: Слова изменятся: был мел, станет мель, а кон превратится в конь.
Дети: Изменится значение слова: мел – предмет для письма на доске, а мель – мелкое место в реке.
Дети: А можно я расскажу о другой паре слов? Конь – животное, а кон - я не знаю что такое.
Дети: Это место на игровом поле, на котором ставки делают. Например: на кону 5 тысяч рублей. Я в фильме видел.
Учитель: Верно. А еще кон – это отдельная партия в игре. Например: 1 кон, 2 кон и т.д.
Дети: Вместе с изменением написания слова меняется их смысл.
Учитель: А теперь литературные загадки.
Твист или вальс?
Что танцевала девочка Пепи Длинный чулок с ворами, забравшимися к ней в дом, чтобы украсть чемодан с золотыми монетами.
В названии танца букв больше, чем звуков.
Дети: Это вальс. В слове 5 букв, а звуков 4. Мягкий знак звука не обозначает.
Учитель:
Илья Муромец или Алеша Попович?
Кто из них „грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьем владеть, из лука стрелять, богатырских коней укращать?”
В имени богатыря гласных звуков больше, чем согласных.
Дети: Это Алеша Попович. Я про него читал.
Дети: Да, и в имени Алеша гласных 3, а согласных 2. Значит гласных больше, чем согласных.
Дети: А в имени Илья тоже гласных больше, чем согласных. Гласных – 2, а согласная одна.
Дети: Ты не прав. Буква я здесь обозначает 2 звука [ йа]. Получается 2 гласных звука – [и], [а] и 2 согласных звука – [л”], [й].
Учитель: Да, Саша говорил о буквах обозначающих гласные звуки, а в задании говорилось о звуках. В каких словах в загадках пишется мягкий знак?
Дети: В слове вальс и в слове Илья.
Дети: В слове вальс мягкий знак – показатель мягкости, а в слове Илья мягкий знак разделительный.
Учитель: Вернемся к нашим главным вопросам. Как вы ответите на них? (Опрос нужно начинать с учеников более низкого уровня развития, чтобы дать им возможность высказаться).
Дети: Мягкий знак в словах смягчает согласные.
Учитель: Лучше сказать: показывает мягкость согласных.
Дети: Еще он разделяет согласные и гласные.
Учитель: Верно. Об этом мы будем говорить более подробно на следующих уроках.
Дети: А еще мы сегодня увидели, что мягкий знак может изменить смысл слова. И писать мягкий знак нужно в конце слова или в середине, где нужно показать мягкость согласного или разделить согласный от гласного.
5. Работа в парах.
Учитель: Предлагаю вам поработать в парах друг с другом.
Продолжается работа по картам-схемам. Задание: Договори и запиши слова в двустишьях и раздели слова на группы.
Я по чтению опять Получил оценку ... |
Ты надел совсем не то, Нужна не шуба, а ... |
На столе у тети Анны В вазе красные ... |
Коту Мурзику не лень Умываться целый ... |
После выполнения задания дети рассказывают о результатах. Заслушиваются 2-3 пары ребят.
Дети: Мы дописали слова: пять, пальто, тюльпаны, день и разделили слова на две группы: мягкий знак в конце слова – пять и день, мягкий знак в середине слова – тюльпаны и пальто.
Дети: Мы согласны с Таней и Катей. У нас получилось так же.
Дети: А мы дописали не тюльпаны, а пионы. И не могли разделить на группы. Получилось просто „лишнее” слово.
Физминутка.
6. Работа с учебником.
Продолжается работа по картам-схемам.
Учитель: Необходимо потренироваться в написании мягкого знака в словах. Найдите задание в учебнике,указанное в вашем плане.
Предлагается выборочное выполнение письменного задания: Учебник. С.55 №117. Спиши. Где нужно, вместо точек поставь ь.
Для детей, нуждающихся в помощи,организуется комментирование.
7. Дифференцированная самостоятельная работа (домашнее задание).
Продолжается работа по картам-схемам. (Задания разной меры трудности. Предоставляется самостоятельный выбор).
Учитель: Я предлагаю вам выбрать для домашней работы одно из заданий. Выбирайте то, что вам будет интересно и по силам.
1. Напишите названия животных. В конце слов пишется мягкий знак.
Кроссворд. В середине слов пишется мягкий знак.
1. Небольшое помещение для мытья.
2. Способ передвижения.
3. Яркое освещение неба на горизонте при восходе или закате.
4. Рисунок на кости, дереве.
5. Доля, участь, случай, стечение событий в жизни человека.
3. Составьте кроссворд со словами, в которых пишется мягкий знак.
8. Итог урока.
Продолжается работа по картам-схемам. Проводится самооценка своей деятельности на уроке.
Учитель: Подумайте и устно закончите одно из предложений:
Я знаю...
Я умею...
Я научился...
Дети: Я знаю, что мягкий знак пишется в конце или середине слова.
Дети: Я знаю, что мягкий знак может изменить смысл слова.
Дети: Я умею писать мягкий знак в словах, где нужно показать мягкость согласного.
Дети: Я научился составлять предложения из рассыпанных слов.
Дети: Я умею самостоятельно работать.
Учитель: Работать с вами на уроке было очень приятно. Молодцы!